Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Из опыта работы по формированию экологического сознания школьников - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Из опыта работы по формированию экологического сознания школьников


Автор(ы): Реброва Светлана Владимировна, учитель биологии; Сучкова Наталья Васильевна, учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Вступительная статья “ От экологии души к экологии пространства”.
О неблагополучии в состоянии окружающей природы говорят на всех континентах, на разных языках. Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее, ведь всё в нашем многосложном мире взаимосвязано. Природа хрупка и ранима. Из опасного противника, которым она была на заре цивилизации, природа превратилась в хрупкого товарища, требующего нашего покровительства. Поэтому важно экологическую культуру воспитывать с самого раннего детства, то есть воздействовать ни сколько на сознание детей, а на подсознание. Вряд ли можно найти много желающих “экообразовываться”, а вот слушать сказки, легенды, отгадывать загадки, уметь видеть мир глазами цветов, фантазировать на тему: “О чём думает любимая собака или кошка”. Это любит делать почти каждый ребёнок. Эковоспитание должно опираться на эмоции, чувства: удивление и восхищение, уважение и желание помочь природе. Её надо не только понять умом, но и возлюбить душой, то есть идти от экологии души – к экологии пространства.
Душа человека… У одних она с горошину, а у других - всеохватная, готовая вместить весь мир. Сострадание, милосердие, совесть, а рядом - жестокость, зависть, насилие, жажда власти. И человек, выходит, то душевный, то равнодушный, одновременно он и хранитель природы, но он же и её разрушитель. Защищать природу надо не от мифических пришельцев, а от своих сограждан с деформированной душой. Душу человека надо растить осторожно, внимательно и с любовью. Другого пути у человечества нет, если оно хочет жить по-человечески.
Сегодняшняя, всё усложняющаяся социальная, экономическая, нравственная атмосфера требует глубокого переосмысления школьных программ и отражения в воспитательно-образовательном процессе вопросов экологической ответственности человека за последствия своих действий в природе. Экологическое образование начинается с внимательного взгляда каждого из нас на окружающий мир, со стремления глубже узнать его, понять своё место в нём и свою ответственность перед ним. Формирование экологической ответственности должно стать этической нормой. Есть два пути формирования экологического сознания (экологизации):
1 - иррациональный (получение неосознаваемых эмоциональных впечатлений – действие на подсознание, т.е. через чувства).
2 - рациональный (через убеждение - действие на сознание человека), меняющий самого человека, его мировоззрение, поведение и ведущий к становлению нового типа культуры – культуры экологической.
Главная роль в формировании экологического сознания принадлежит системе образования. Китайская мудрость гласит: “Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму”. В нашей школе в течение многих лет работает экологическая студия “Ноосфера”. Это творческий коллектив педагогов и школьников, сочетающий в своей работе учебную, опытно-экспериментальную и практическую деятельность. Основная цель работы студии - это получение знаний, для улучшения качества жизни, и развитие умений разумного поведения в окружающей среде. В настоящее время студия работает по авторской программе “От экологии души к экологии пространства”.
На занятиях студийцы занимаются изучением воды, воздуха, почвы в посёлке, на пришкольной территории и экологической тропе, проложенной в близлежащем лесном массиве. Информация, собранная студийцами для проектов, имеет социальную значимость, акции, проводимые студией с привлечением волонтёров (в основном это учащиеся школы), имеют практическую направленность. А как увлекают детей экскурсии в природу! Важно чтобы дети увидели и почувствовали красоту природы, задумались о роли человека. О разумном использовании природных богатств и охране их. Большинство экскурсий по экологической тропе проводят сами студийцы для младших школьников, удивляясь ещё раз вместе с ними красоте зимнего леса, дубам великанам, “сосне – толстушке”, фантастическому шёпоту осенних листьев, пенью птиц весной. Дети понимают, что нас окружает живое и в наших силах сохранить или отнять у него жизнь. Возможно, многие из них почувствуют себя “ добрыми великанами” и не будут творить зло. Они поймут, что сокровища природы вверены нашей совести и благородству. Экология природы невозможна без экологии души.
Работа по экологическому воспитанию и образованию не должна ограничиваться рамками кружка или студии. Важно информировать как можно больше людей: учащихся школы, педагогов, родителей, общественные организации. У студии есть информационный стенд в школе, свой печатный орган- газета “Ноосферка”, страничка на сайте школы в Интернете. Студийцы проводят социологические опросы жителей посёлка, выпускают агитационные листки, делятся опытом работы на научно-практических конференциях исследовательских и проектных работ учащихся регионального и муниципального уровня.
То, что делает коллектив учащихся и учителей школы №22- это всего лишь малая частица в деле экологического воспитания и образования. Каждому из нас необходимы экологические знания. Экология – та уникальная область, где каждый человек, будь он водителем, продавцом, просто отдыхающим туристом в лесу, сам принимает решения, как ему вести себя в окружающем мире. Таким образом, внеклассная работа дает большие возможности для формирования экологического сознания школьников. Например, проект - программа “Научно-практическая и природоохранная деятельность учащихся в рамках работы школьной экологической студии “Ноосфера”, построенная по модульному принципу, открывает широкие возможности для деятельности учителей-предметников, классных руководителей, организаторов внеклассной работы, руководителей кружков в этом направлении.
Проект-программа
“Научно-практическая и природоохранная деятельность учащихся в рамках работы школьной экологической студии “ Ноосфера”.
Актуальность проекта:

XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Система образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем выживания и развития человечества. Следовательно, стратегия развития образования XXI века должна разрабатываться с учётом идеи гуманизации и экологизации .
Актуальность данной темы проекта основывается на сложившейся экологической ситуации нашего региона:
  • Вовлечение новых территорий Московской области, и в том числе природных комплексов, в хозяйственное и иное использование;
  • Нерациональное расположение промышленной, жилой, коммунальной, природной зон;
  • Увеличение числа детей с функциональными и хроническими заболевани...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1693

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340