Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Открытый урок по природоведению, 5-й класс, Жизнь на различных материках
Автор(ы): Хохуля Надежда Андреевна, учитель географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема: Урок-путешествие. Жизнь на различных материках. Цели и задачи: 1. Начать формирование у пятиклассников представлений и знаний об особенностях природы материков Земли, умения объяснять черты приспособленности живых организмов к условиям жизни. Познакомить учащихся с историей открытия и исследования, со своеобразием растительного и животного мира различных материков мира, с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны различных континентов. Начать формирование умения работать с географическими картами и другими дополнительными источниками информации. 2. Показать вклад ученых и путешественников в открытие и исследование материков. Дать возможность учащимся систематизировать знания о своеобразии растительного и животного мира различных материков Земли. 3. Воспитывать любознательность, интерес к природе, трудолюбие, чувство взаимопомощи. Учебно-наглядный комплекс: Физическая карта мира, политическая карта мира, карта Таймыра, Иллюстрации растений, портреты путешественников, глобусы, учебные картины, карточки для индивидуальной и групповой работы, таблицы, энциклопедии разных издательств, зоологическая карта, иллюстрации животных, в/фильм “Чудеса природы”, “Южная Америка”, мультимедийный проектор, атласы для 5 класса, рабочие тетради. Методы и формы: Объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый, исследовательский, практический, демонстрационный; самостоятельная работа, рассказ, беседа; групповая, индивидуальная, коллективная. Тип урока: Урок усвоения нового материала. Межпредметные связи: Сведения об открытии материков, о географических открытиях конца XV – начала XVI в., XVIII- XIX веков. Термины и понятия: Новый Свет, эндемики. Номенклатура: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида, Крайний Север, Таймыр. Имена: Х. Колумб, А. Веспуччи, А. Гумбольдт, Джеймс Кук, Н. Пржевальский, Давид Левингстон, Лазарев и Беллинсгаузен. Справочно-информационный материал: 1492-1498 г.г. | Х. Колумб | Экспедиции – открытие островов Карибского моря, Побережья Южной Америки. | XVII век | Абел Янсзон Тасман | Открытие острова Тасмания | 1770 г. | Джеймс Кук | Открытие восточных берегов Австралии | 1500-1502 г.г. | А. Веспуччи | Открытие побережья Бразилии, устья Амазонки. | 1799- 1804 г.г. | А. Гумбольдт | Исследование реки Ориноко, Льяноса, Анд | 1819г. | М.П.Лазарев | Открытие Антарктиды | | | Ф.Ф. Беллинсгаузен | XIX – XX в.в. | П.П. Семенов –Тян- | Исследование Центральной Азии | | | Шанский, Н.М. | | | Пржевальский. | Ход урока. I. Организационный этап. II. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний. 1.Беседа. Ребята, сегодня у нас необычный урок – урок – путешествие. Географическое Общество гимназии № 48 поручает вам создать несколько экспедиций и побывать на далеких неизведанных материках, познакомиться с их природой, растительным и животным миром, провести исследования и результаты заполнить в свои отчеты – таблицы, которые находятся у вас на партах. 2.Работа с физической картой мира и глобусами. - Посмотрите на физическую карту мира и глобусы, которые стоят у вас на партах и скажите, сколько нам понадобится таких экспедиций и почему? - Назовите и покажите их на карте. 3. Создание команд. Определение маршрута. - Мы с вами уже изучали горы, равнины, реки озера материков. А сейчас наша задача изучить растительный и животный мир и рассказать о них. Итак, экспедиции готовы. - А вот какая экспедиция и на какой материк отправится, вы сами определитесь, отгадав загадки – стихи, ответив на вопросы.
1) Мы живем на Занзибаре В Калахаре и в Сахаре На горе Фернандо – По Где гуляет гиппо-по По широкой Лимпопо. (А Ф Р И К А) 2) Какой материк самый маленький и самый сухой на Земле? (А В С Т Р А Л И Я ) 3) На каком материке протекает река Амазонка? (ЮЖНАЯ АМЕРИКА) 4) Где находятся горы Кордильеры и река Миссисипи? (С. АМЕРИКА) 5) Какой материк является кладовой пресной воды? (АНТАРКТИДА) 6) Самые высокие в мире горы – Гималаи и самая большая по территории наша страна - Россия находятся на материке… ( ЕВРАЗИЯ) - Во главе каждой экспедиции стоят капитаны, которые познакомят нас с географическими особенностями своего материка, сведения об открытии и изучении материков дадут историки, о растительном мире – биологи, а о животных – зоологи. Материал у вас на партах.
- Капитаны, вам необходимо следить за тем, чтобы члены команды правильно проводили наблюдения и исследования, и правильно заполняли отчеты – таблицы. Слушая материал, записывайте представителей растительного и животного мира вашего материка в таблицы.
№ п/п | Название материка | Кто открывал и исследовал | Растения материка | Животный мир | 1. | Австралия | | | | 2. | Африка | | | | 3. | Южная Америка | | | | 4. | Северная Америка | | | | 5. | Антарктида | | | | 6. | Евразия | | | | 4. Самостоятельная работа. Музыкальное сопровождение (голоса птиц или шум моря). 5. Представление своих материков (Заполнение таблицы) Капитаны (представляют свои материки) Историк Биолог Зоолог Идут слайды (контуры материка, портрет исследователей и путешественников, растений и животных) 1. Австралия. С Л А Й Д 2. Африка. С Л А Й Д 3. Южная Америка. С Л А Й Д 4. Северная Америка. С Л А Й Д 5. Антарктида. С Л А Й Д 6. Евразия. С Л А Й Д Итак, мы познакомились с интересными растениями и животными материков. 6. Работа с политической картой. Краеведческий материал На каком материке мы живем? - Покажите Россию на политической карте.
Видеосопровождение “Красные камни” А на каком полуострове? (На Таймыре) Это самый большой полуостров в России. А какие растения и животные здесь обитают и как они приспособились суровым условиям проживания? 7. Работа с иллюстрациями. С Л А Й Д (животные и растения Таймыра) - Посмотрите на слайд и скажите, как же они приспособились к таким суровым природным условиям?
(Низкорослая растительность, чтобы не вырывал ветер с корнями, а у животных толстый слой жира и теплая шерсть) - В чем сходство и отличие представителей животного мира Антарктиды и нашего Крайнего Севера (Арктики)? Сходство: (толстый слой жира). Отличие: (В Антарктиде не живут белые медведи, а на Крайнем Севере нет пингвинов). Физминутка Музыкальное сопровождение (голоса птиц). - Закройте глаза, наклоните голову на парту и представьте, что вы в прибрежном австралийском лесу). 8. Работа с контурными картами. Внимательно прослушав информацию о животных и растениях материков, используя атласы, в рабочей тетради на контурной карте напишите названия животных, которые обитают на ваших материках. III. Этап закрепления новых знаний. 1.Просмотр фрагмента видеофильма “Чудеса природы”. Просмотрите фрагмент и скажите, животные какого материка здесь представлены? 2.Игра “Животное заблудилось” . - Представители какого материка изображены на доске и какое животное здесь заблудилось?
(На доске физическая карта мира, названия животных.) - Зоологи выйдите к доске и отправьте заблудившееся животное на свой материк.
Д О С КА Австралия | кенгуру, коала, ехидна, зебра, | Африка | слон, жираф, медведь, бегемот, | Южная Америка | ленивец, пингвин, броненосец, муравьед, | Северная Америка | носорог, скунс, волк – койот, бизон | Антарктида | пингвин, горбатый кит, тюлень, белый медведь | Евразия | лось, панда, собака-динго, зубр | 3. Тест. 1.Количество материков на Земле: а) четыре; б) шесть; в) пять; 2.Самый большой материк: а) Африка; б) Северная Америка; в) Евразия; 3. Самый маленький материк: а) Антарктида; б) Австралия; в) Южная Америка; 4. Баобаб растет в: а) Африке; б) Северной Америке; в) Евразии; 5. Слоны, жирафы, бегемоты обитают: а) Австралии; б) Южной Америке; в) Африке; 6. Скунсы, волки – койоты, бизоны – представители материка: а) Антарктиды; б) Евразии; в) Северной Америки; 7. Деревья – гиганты в Северной Америке: а) секвойя; б) эвкалипт; в) баобаб; 4. Взаимопроверка. На доске ответы: 1-б, 2-в, 3-б, 4-а, 5-в, 6-в,7-а. 5. Итоговые вопросы - Что нового вы узнали на уроке? - С какими интересными животными вы познакомились на этом уроке? - Природа каких материков очень сходна? (С.А. и Евразии) IV. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж о его выполнении. Прочитать статью в учебнике “Жизнь на разных материках”, в рабочих тетрадях на к/к отметить названия животных, о которых мы сегодня узнали на уроке. Материал для “австралийцев”: Австралия – самый маленький, засушливый и самый удаленный материк, именно поэтому Австралия была открыта позже других материков. В 17 веке Абел Янсзон Тасман обогнув Австралию, не приблизившись к ее берегам, но открыл остров, который впоследствии был назван Тасманией. Впервые восточных берегов Австралии достиг английский мореплаватель капитан Джеймс Кук. Австралия самый удивительный материк с точки зрения своего органического мира: из 12000 видов растений более 9000 – эндемики, которых не встретишь больше нигде, ни на одном материке. К ним относятся многие виды эвкалиптов. Эвкалипт – высокое дерево, листья которого ребром повернуты к солнцу, чтобы не испарять влагу. Для Австралии характерны акации и бутылочное дерево. В пустынях распространены заросли сухих кустарников. В Австралии обитают 162 вида сумчатых, здесь отсутствуют представители отрядов обезьян и копытных. Только здесь обитают самые примитивные млекопитающие – ехидна и утконос. Они выводят детенышей из яиц. Ехидна – млекопитающее с самой низкой температурой тела + 22 градуса. Сумчатые животные – это кенгуру (от гигантских до карликовых), коала, сумчатый дьявол. В Австралии водится страус эму, черный лебедь – птица с наибольшим количеством перьев (до 25000). Это интересно. Австралийцы очень любят и охраняют своих животных. Например, страус эму и кенгуру изображены на государственном гербе страны, а ехидна, утконос и птица – лирохвост – на австралийских монетах. Материал для “африканцев”: Капитан Африка – самый жаркий материк. Здесь находится самая большая в мире пустыня сахара. На материке никогда не бывает зимы. Историк. Впервые Африку посетили португальцы в 15 веке. А в 19 веке среди европейцев, исследовавших территорию Африки, был англичанин Давид Ливингстон. Он пересек Южную Африку с запада на восток, исследовал реку Замбези, открыл на ней большой красивый водопад, который назвал Виктория, дал описание реки Конго, озера Ньяса. Биолог В Африке произрастают экваториальные леса, одних только дер...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.09.01 | Просмотров: 2519
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|