Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока русского языка в 8-м классе по теме Обращение и знаки препинания при нем - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Конспект урока русского языка в 8-м классе по теме Обращение и знаки препинания при нем


Автор(ы): Киреева Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  • Познавательная:
    знать, что такое обращение, и уметь находить обращения в предложениях; знать функции обращений в речи (звательная, оценочная, изобразительная); познакомить учащихся со способами выражения обращения, его стилистическими особенностями и функциями в речи; уметь употреблять обращения с учетом речевой ситуации; знать правила постановки знаков препинания при обращении и уметь применять их на письме;
    развивающая: развивать речь учащихся (обогащать словарный запас; усиливать коммуникативные свойства речи (экспрессивность, выразительность) через умение выразительно, с соблюдением звательной интонации читать предложения с обращениями); стремиться к овладению учащимися художественными образами и выразительными свойствами языка; развивать мышление учащихся.
  • Воспитательная:
    воспитывать уважительное и бережное отношение к русскому языку; нравственные традиции урока.
Ход урока
1. Организационный этап.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста, дети. Дежурные, кто сегодня отсутствует на уроке?
? – Ребята, в чем особенность предложений, которые я только что произнесла и которые вы слышите на уроках по несколько раз в день?
– Что же такое обращение?
– Зачем нужны обращения в речи?
– С какой интонацией произносятся обращения?
Сообщение темы и цели урока.
– Итак, тема сегодняшнего урока – “Обращение и знаки препинания при нем”. На уроке мы рассмотрим способы выражения обращения; основные сферы употребления предложений с обращениями; узнаем, где в предложении могут находиться обращения, и сформулируем правила постановки знаков препинания при обращении.
– Откройте тетради, запишите дату, тему урока.
2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Беседа по повторению сведений об обращении, полученных учащимися в предшествующие годы обучения.
– Давайте прочтем предложения и найдем в них обращения.
Слайд 2. Приложение 1, Приложение 2
? – Чем выражаются обращения в данных предложениях?
– Можно ли с помощью обращения выразить свое отношение к тому, к кому обращаешься?
– В каких случаях могут быть употреблены предложения с обращениями?
– Где могут находиться обращения в предложении?
– Являются ли обращения членами предложения?
Выводы беседы.
3. Этап усвоения новых знаний.
Учитель. Мы выяснили, что обращение может стоять в начале, в середине, в конце предложения. Не являясь членом предложения, не входя в его структуру, оно остается внутренне чуждым “приютившей”, по словам А.М.Пешковского, его синтаксической конструкции, осложняя ее. А раз осложняет, значит, требует выделения знаками препинания.
? – Какими и где? Перепишите предложения с доски в тетради, оставив после каждого по пустой строке.
– Как в схеме предложения отразить, что оно осложнено обращением?
Следующим образом (учитель рисует схему первого предложения на доске, схемы остальных двух предложений – двое учащихся):
[О, … ].
[ …, О, … ].
[ …, О]!
Учитель. Знаки препинания при обращении выступают как выделительные, что особенно ярко проявляется в том случае, если обращение стоит в середине предложения. Выделительный характер несет и одиночная запятая, и восклицательный знак, если обращение находится в начале или в конце предложения: функцию второго знака берет на себя пробел и знак завершения предшествующего предложения или знак завершения данного предложения и пробел.
– Ребята, посмотрите на следующие схемы предложений.
Слайд 3
? – В чем их отличие от ранее записанных нами схем?
Это еще одна часть пунктуационного правила “Знаки препинания при обращениях”. Соответствуют данным схемам такие, например, предложения.
Слайд 4
Запишите эти предложения вместе со схемами в тетради, после чего обратите внимание на таблицу “Запятая при обращении” на своих партах. Этой таблицей при необходимости мы будем пользоваться не только на сегодняшнем уроке, но и на последующих уроках по теме “Обращение и знаки препинания при нем”.
Работа с учебником.
– Прочтите теоретический материал параграфа на стр.160.
? – О чем мы еще не сказали сегодня на уроке?
– Какими являются обращения в записанных нами предложениях: распространенными или нераспространенными?
Графический диктант...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.09.03 | Просмотров: 1546

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340