Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Конспект урока русского языка в 8-м классе по теме Обращение и знаки препинания при нем
Автор(ы): Киреева Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: - Познавательная:
знать, что такое обращение, и уметь находить обращения в предложениях; знать функции обращений в речи (звательная, оценочная, изобразительная); познакомить учащихся со способами выражения обращения, его стилистическими особенностями и функциями в речи; уметь употреблять обращения с учетом речевой ситуации; знать правила постановки знаков препинания при обращении и уметь применять их на письме; развивающая: развивать речь учащихся (обогащать словарный запас; усиливать коммуникативные свойства речи (экспрессивность, выразительность) через умение выразительно, с соблюдением звательной интонации читать предложения с обращениями); стремиться к овладению учащимися художественными образами и выразительными свойствами языка; развивать мышление учащихся. - Воспитательная:
воспитывать уважительное и бережное отношение к русскому языку; нравственные традиции урока. Ход урока 1. Организационный этап. Учитель. Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста, дети. Дежурные, кто сегодня отсутствует на уроке? ? – Ребята, в чем особенность предложений, которые я только что произнесла и которые вы слышите на уроках по несколько раз в день? – Что же такое обращение? – Зачем нужны обращения в речи? – С какой интонацией произносятся обращения? Сообщение темы и цели урока. – Итак, тема сегодняшнего урока – “Обращение и знаки препинания при нем”. На уроке мы рассмотрим способы выражения обращения; основные сферы употребления предложений с обращениями; узнаем, где в предложении могут находиться обращения, и сформулируем правила постановки знаков препинания при обращении. – Откройте тетради, запишите дату, тему урока. 2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Беседа по повторению сведений об обращении, полученных учащимися в предшествующие годы обучения. – Давайте прочтем предложения и найдем в них обращения. Слайд 2. Приложение 1, Приложение 2 ? – Чем выражаются обращения в данных предложениях? – Можно ли с помощью обращения выразить свое отношение к тому, к кому обращаешься? – В каких случаях могут быть употреблены предложения с обращениями? – Где могут находиться обращения в предложении? – Являются ли обращения членами предложения? Выводы беседы. 3. Этап усвоения новых знаний. Учитель. Мы выяснили, что обращение может стоять в начале, в середине, в конце предложения. Не являясь членом предложения, не входя в его структуру, оно остается внутренне чуждым “приютившей”, по словам А.М.Пешковского, его синтаксической конструкции, осложняя ее. А раз осложняет, значит, требует выделения знаками препинания. ? – Какими и где? Перепишите предложения с доски в тетради, оставив после каждого по пустой строке. – Как в схеме предложения отразить, что оно осложнено обращением? Следующим образом (учитель рисует схему первого предложения на доске, схемы остальных двух предложений – двое учащихся): [О, … ]. [ …, О, … ]. [ …, О]! Учитель. Знаки препинания при обращении выступают как выделительные, что особенно ярко проявляется в том случае, если обращение стоит в середине предложения. Выделительный характер несет и одиночная запятая, и восклицательный знак, если обращение находится в начале или в конце предложения: функцию второго знака берет на себя пробел и знак завершения предшествующего предложения или знак завершения данного предложения и пробел. – Ребята, посмотрите на следующие схемы предложений. Слайд 3 ? – В чем их отличие от ранее записанных нами схем? Это еще одна часть пунктуационного правила “Знаки препинания при обращениях”. Соответствуют данным схемам такие, например, предложения. Слайд 4 Запишите эти предложения вместе со схемами в тетради, после чего обратите внимание на таблицу “Запятая при обращении” на своих партах. Этой таблицей при необходимости мы будем пользоваться не только на сегодняшнем уроке, но и на последующих уроках по теме “Обращение и знаки препинания при нем”. Работа с учебником. – Прочтите теоретический материал параграфа на стр.160. ? – О чем мы еще не сказали сегодня на уроке? – Какими являются обращения в записанных нами предложениях: распространенными или нераспространенными? Графический диктант...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.09.03 | Просмотров: 1546
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|