Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок географии и экологии по теме География транспорта мира и его проблемы - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Урок географии и экологии по теме География транспорта мира и его проблемы


Автор(ы): Лопатина Светлана Адольфовна; Надешкина Надежда Фроловна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели уроков:
  1. Охарактеризовать транспортные системы по основным параметрам, их проблемы и перспективы.
  2. Выяснение влияния транспорта на загрязнение атмосферы.
  3. Формирование культуры природопользования.
Средства обучения:
  • атласы “Экономическая и социальная география мира”,
  • карточки-задания,
  • мультимедиа,
  • слайдовая презентация,
  • ватман,
  • маркеры,
  • липкая лента,
  • словари.
Технологии и методы: Интерактивная технология, проектная технология.
ФОПД: групповая.
Тип уроков: сдвоенные уроки географии, экологии.
Ход уроков
I. Организация класса.
1. Распределение класса на группы. Организация работы в группах.
2. На столах: “Правила эффективной работы в группе:
  • в совместной работе нет зрителей и актёров;
  • каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали, не перебивая;
  • следует говорить только по теме, избегая лишней информации;
  • критикуются идеи, а не личности;
  • цель совместной деятельности заключается не в победе какой-либо точки зрения, а в возможности найти лучшее решение”
3. Распределение обязанностей в группе:
II. Усвоение новых знаний.
1 слайд: тема уроков.
2 слайд: план изучения темы.
Задание: Найдите определение транспорта по толковому словарю..
3 слайд: “Виды транспорта мира” Принципы группировки.
Задание: Составьте схему “Структура транспорта мира”
4 слайд: “Структура транспорта мира” для проверки предыдущего задания.
Обобщение учителя географии: транспорт - третья ведущая отрасль материального производства, связывает регионы мира в единую общую систему хозяйственной деятельности. Ни одна отрасль промышленности и сельского хозяйства не может развиваться без тех или иных видов транспорта. Транспорт - особая сфера материального производства. В отличие от сельского хозяйства и промышленности он не создает в процессе производства новый продукт, не изменяет его свойства (физические, химические) и качество. Продукция транспорта - это перемещение в пространстве грузов и людей, изменение их местонахождения. Поэтому показателями работы транспорта являются соответственно грузооборот в тонно-километрах (т-км) и пассажирооборот в пассажиро-километрах (пассажиро-км), представляющих собой произведение объема перевозок (в т или пасс.) на расстояние (в км). Сумма тонно-километров и пассажиро-километров называется приведенными тонно-километрами, или приведенной продукцией транспорта
5 слайд: Диаграмма “Доля отдельных видов транспорта в перевозках грузов в мире в %”
Задание: Сделайте вывод о значимости разных видов транспорта в грузоперевозках.
6 слайд: Диаграмма “Доля отдельных видов транспорта в перевозках пассажиров в мире в %”
Задание: Сделайте вывод о значимости разных видов транспорта в перевозках пассажиров в мире.
Обобщение учителя географии: Без транспорта невозможно преодоление территориального разрыва между производством и потреблением товаров и услуг, да и общение людей.
Задание группам: На основе анализа карты атласа “Транспорт мира”:
  1. Определите обеспеченность транспортной сетью различных регионов мира.
  2. Разделите страны на группы по степени обеспеченности транспортом.
  3. Найдите черты различия в обеспеченности транспортом развитых стран и развивающихся.
Информация учителя географии: Среди региональных транспортных систем особо выделяются система Северной Америки, лидирующая в мире по общей протяженности путей сообщения (около 30% мировой транспортной сети), по грузообороту большинства видов транспорта. Система зарубежной Европы, превосходящая системы всех других регионов по густоте сети и частоте движения; единая система стран СНГ (10% мировой транспортной сети), занимающая первое место по общему объему грузооборота. В остальных регионах мира — в развивающихся странах Африки, Азии и Латинской Америки транспортные системы в стадии формирования, еще велика роль гужевого транспорта, некоторые виды современного транспорта развиты слабо либо вообще отсутствуют (железные дороги, трубопроводный транспорт и др. Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. На мировом транспорте занято более 100 000 000 человек. Общая длина транспортной сети превышает 36 млн км (без морских трасс) Ежегодно всеми видами транспорта перевозится более 100 млрд. тонн грузов и триллионы пассажиров. В этих перевозках участвуют миллионы транспортных средств.
Пример (учащийся)
Быстрее всех в последнее время развивался автомобильный, трубопроводный и воздушный транспорт. Возросло значение морского транспорта. Почти во всех развитых странах мира ухудшились позиции железнодорожного транспорта. НТР привела к увеличению пропускной способности транспортных путей, к появлению принципиально новых транспортных средств, к увеличению их вместимости и скорости передвижения. С этими проявлениями НТР вам уже, наверное, приходилось встречаться в жизни. Пример (учащийся) Огромное влияние на развитие всех видов транспорта оказала контейнеризация. Она повысила производительность в 7-10 раз.
Пример (учащийся)
Работа с учебником. Задание группам:
7 слайд. “Дать характеристику различных видов транспорта по плану:
1. Значение транспорта в мировом хозяйстве
2. История развития.
3. Современное состояние транспорта”
Учащиеся дают характеристику разных видов транспорта и делают выводы, после обсуждения в группе.
Учитель географии. Сегодня на уроке мы познакомились с географией мирового транспорта. Мы знаем, что транспорт является основой географического разделения труда и очень важен для любого государства. Но вместе с тем растёт и отрицательное воздействие транспорта на окружающую среду.
8 слайд. “Сравнить виды транспорта по степени загрязнения окружающей среды”.
Задание группам. Распределить виды транспорта по возрастающему загрязнению окружающей среды по пятибалльной шкале. Данные внесите в соответствующие таблицы
Виды транспорта Степень загрязнения окружающей среды.
Авиационный
Речной
Автомобильный
Железнодорожный
Трубопроводный
Электронный
Морской
Проанализируйте полученные данные и сделайте выводы.
Учитель экологии. Обращаю ваше внимание на материалы на ваших столах. Прочтите их в группах.
Задание группам: Оцените роль транспорта в современном природопользовании.
Распечатки материалов для всех групп:
“В настоящее время транспортные коммуникации занимают огромные площади земель. Так, суммарная длина насыпи автодорог в мире составляет 24 млн. км. В России протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 573,6 тыс. км. Земли железнодорожного транспорта Российской Федерации занимают более 950 тыс. га
9 слайд. “В процессе строительства и эксплуатации развиваются многие почворазрушающие процессы: термокарст, солифлюкация, оползни, просадки, дефляция и, особенно, эрозия.
Дорожная эрозия. Процессы дорожной эрозии протекают интенсивно на равнинных территориях.
Размывы. Возникают по кюветам вдоль дорог с твёрдым покрытиям, если они прложены вниз или под углом к склону.
Автомагистрали, проложенные через лесные массивы, часто служат местом гибели животных”.
10 слайд. “С каждым годом на природные комплексы возрастает воздействие трубопроводов. Длина магистральных нефте- и газопроводов России составляет свыше 200 тыс.км. А промысловых более 350 тыс.км.
Бактериальное загрязнение питьевой воды. Очевидно, что водопроводные трассы должны быть проложены выше канализационных.
Во всех развитых странах всё большее распространение получает электронный транспорт, с помощью которого электроэнергия передаётся на большие расстояния. Вдоль магистральных линий электропередач возникают электромагнитные поля, которые оказывают неблагоприятные влияния на все живые организмы, в том числе и людей”.
Задания группам: Проанализируйте данные Государственного доклада о состоянии окружающей среды Республики Хакасия. Сделайте вывод о влиянии транспорта на загрязнение окружающей среды.
Тексты для анализа: На сегодня факторами, определяющими экологическую ситуацию в регионе, стали передвижные источники выбросов- автотранспорт и другие самоходные транспортные средства.
В процессе эксплуатации легковых и грузовых автомобилей, пассажирских и служебных автобусов, строительных машин, тракторов и др. В атмосферный воздух поступает, с выхлопными газами от двигателей внутреннего сгорания, более 200 химических соединений и элементов, в том числе: моно оксид углерода (СО), оксиды азота NOX (в пересчете на диоксид азота), углеводороды (СН), сажа, диоксид серы (SO2), соединения свинца, формальдегид, бенз(...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.09.05 | Просмотров: 2207

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340