Главная / Методические материалы / Классное руководство
Классный час по письму Учитесь учиться из книги Д.С. Лихачёва Письма о добром и прекрасном
Автор(ы): Харина Марина Рафаиловна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель – воспитание у учеников культуры умственного труда, потребности в постоянном пополнении своих знаний, приобщение к духовно-нравственным ценностям автора. Ход занятия 1 этап. Вступительное слово о Д.С.Лихачеве. В начале занятия говорю с учениками о Д.С.Лихачёве. Рассказываю о его непростой судьбе, о неустанной работе по сохранению культуры прошлого, о его выступлениях в печати и широкой общественной деятельности. Вместе с учениками вспоминаю, как открывались для нас памятники древнерусской литературы, переведённые Д.С.Лихачёвым. Но более всего в своём рассказе делаю акцент на то, что во мне всегда вызывало уважение к этому человеку - на неистребимое и постоянное желание учиться, обогащать себя знаниями. Переходя ко второму этапу мастерской, говорю с ребятами о том, что в школе они учатся последний год, что многие из них, очевидно, продолжат свою учёбу, а те, кто пойдёт работать, тоже не перестанут учиться, только это будет другая учёба. Задаю вопрос: “Чему человек должен в жизни учиться?”. 2 этап. На доске пишу крупно слово “учиться”, а ребята начинают подбирать слова, отвечая на мой вопрос. Записываю названные слова на доске вокруг слова “учиться”: ходить, читать, общаться, любить, спорить, не пасовать перед трудностями, уважать чужое мнение, сохранять в себе человека, жить…Так много слов, их поток кажется нескончаемым. И наконец слышу из уст не самого успешного ученика: “Учиться учиться”. После того, как слово выписано на доске, спрашиваю ребят: “ А как считаете вы? Нужно учиться учиться? Может быть, умение учиться дано человеку с рождения?” Ребята, отвечая на мой вопрос, говорят о том, что умение учиться не дано человеку в качестве “рефлекса”, поэтому и учатся все по-разному: кто-то более успешно, кто-то менее, поэтому учиться, конечно же, необходимо. 3 этап. После того, как выяснили, что “учиться учиться” необходимо, задаю ребятам новый вопрос:"Чему вы научились из того, что помогает вам в учении, что позволяет успешно учиться?"(Высказываются все по очереди: “научились сравнивать”, “научились составлять план”, “научились работать с информацией”, “научились выделять главное”…Не обошлось и без “научились списывать”). 4 этап. Продолжая разговор с учениками, говорю им следующее: “В XIX веке Н.Г.Чернышевский писал о трех качествах образованного человека: обширные знания, привычка мыслить, благородство чувств. Разговор о необходимости образования для человека продолжается и в XX веке. В 1985 году академик Д.С.Лихачев написал "Письма о добром и прекрасном". Эти письма адресованы вам, молодым. Вас часто раздражают назидания взрослых. Думаю, что эти письма не вызовут у вас подобного чувства, потому что Д.С.Лихачев ведёт в них доверительную беседу, так разговаривают с близкими людьми, к которым относятся с большим уважением. Среди этих писем – письмо "Учитесь учиться". Прочитаем это письмо уже в XXI веке, поразмышляем над ним, посмотрим, насколько оно актуально, насколько близкими и приемлемыми для вас кажутся советы замечательного учёного и человека. А может быть, в них найдётся то, с чем вы захотите поспорить или категорически не захотите согласиться. Предлагаю ребятам разделиться на группы, чтобы уже в группах продолжить работу над письмом “Учитесь учиться”. Работа в группах. Задание первое. Прочитайте письмо Д.С.Лихачёва и ответьте на вопросы. - Согласны ли вы с тем, что в XXI веке знания будут играть одну из определяющих ролей в жизни человека? Аргументируйте ответ.
- Почему только общее образование, а не узкоспециальное, по мнению академика, создаёт человека будущего, созидателя? Согласны ли вы с этой точкой зрения?
После обсуждения вопросов в группах ребята озвучивают результат. Задание второе. Прочитайте письмо Д.С.Лихачёва. Представьте себе, что вам предложено сделать краткую памятку для каждого ученика нашей гимназии, в которую бы вошли самые важные мысли академика из этого письма; выберите сами вид и форму этой этой памятки, название для неё. Ориетируйтесь на то, что поместить её вы сможете в дневник каждого ученика на внутреннюю сторону обложки. (Озвучиваются памятки каждой группой и, выполненные в увеличенном виде на листе формата А4, вывешиваются на доске). Один из образцов такой памятки. “Будущему академику”. Хочешь стать академиком или просто образованным и культурным человеком? Тогда нам с тобой по пути! К достижению цели приступаем уже сегодня. Вот программа–минимум от Д.С.Лихачёва, одного из образованнейших людей XX века. - “Учиться нужно всегда”.
- “Самое благоприятное время для учения – юность. Именно… в юности ум человека наиболее восприимчив…к изучению языков, к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому…”.
- “Умейте не терять время,…не заполняйте …разум мутными потоками глупой и бесцельной “информации”. Берегите себя для учения, для приобретения новых знаний и навыков”.
- “Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить…”.
- “Попробуйте любить все предметы…Если вам что-то не нравится в каком–либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нём источник радости – радости приобретения нового”.
- “Читайте стоящие книги, а не просто чтиво”.
- “Изучайте историю и литературу...Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость”.
- “Учитесь л...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.09.06 | Просмотров: 3478
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|