Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок Литературное чтение (система Л.В. Занкова; 1-й класс) - Преподавание в начальной школе - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Урок Литературное чтение (система Л.В. Занкова; 1-й класс)


Автор(ы): Герасименко Нина Ивановна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема: «Черемуха» С.А. Есенин.
Цель: создать условия для понимания эмоционального настроения поэтического образа, созданного С.А.Есениным.
Задачи:
  • Учить анализировать лирическое произведение, находить средства художественной выразительности, с помощью которых автор выражает свою любовь к Родине.
  • Рассмотреть рождение поэтического образа при помощи одушевления, «очеловечивания» предмета.
  • Воспитывать любовь к Родине - России, к русской природе, к малой родине.
Материалы к уроку:
  • Высказывания:
    • Поэт во всем видит тайну, угадывает душу.
    • Поэт – человек способный открыть невидимые простому глазу, спрятанные везде чудеса.
    • Поэт – человек с чуткой душой, воспринимающий мир в ожидании чуда.
  • Портрет Есенина.
  • Музыка. «Времена года».
  • Стихотворение Ф. Тютчева. «Черемуха»
  • Опорный материал, связанный с темой урока.
  • Учебник Н.А. Чуракова. «Литературное чтение» 2005 г.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
Учитель. Я пришла к вам с секретом. А кто знает, что такое секрет?
– Подберите к слову « секрет» синонимы (Приложение 1, Слайд 1) (Тайна, неожиданность, сюрприз)
– Как вы думаете, какой секрет я принесла вам? (Учащиеся пытаются отгадать)
На стол выкладываются игрушки: самолетик, тигренок и т. д.
– Почему к нам пришли эти гости? (Мы, наверное, проведем урок «Моя любимая игрушка…)
(Дома ученики готовились выразительно читать стихотворения Агнии Барто, или учили наизусть).
– К этому уроку я выучила стихотворение.
(Учитель выразительно читает наизусть приготовленные стихотворения А. Барто)
– Какое из предложенных вам стихотворений вызвало улыбку?
– А грусть? Какой поэтический секрет спрятан в этих стихотворениях? (Желание поэтессы поделиться своим настроением, увиденными неожиданностями)
II. Начало работы по теме урока
– Прочесть слова, записанные на 2 слайде (Литературное чтение)
– Чем мы занимаемся на этом уроке? (Учимся красиво говорить, выразительно читать, развиваем свою речь, делимся своим настроением, учимся общаться)
– Чтобы вы можете узнать и чему научиться на уроке? (Определять тему и главную мысль произведения)
– Для чего вам это нужно? (Нам это нужно, для того чтобы уметь красиво и правильно говорить, развивать свою речь, чтобы с нами приятно было общаться, учиться наблюдать, правильно высказывать свои мысли, видеть в обычном, необычное)
– В какой главе мы с вами работаем в учебнике? («Сады поэзии: из чего растут стихи…»)
  • Поэт во всем видит тайну, угадывает душу. (Приложение 1, Слайд 3)
  • Поэт – человек способный открыть невидимые простому глазу, спрятанные везде чудеса.
  • Поэт – человек с чуткой душой, воспринимающий мир в ожидании чуда.
Проблемный вопрос. Легко ли быть поэтом? (Приложение 1, Слайд 4)
– Чем мы будем заниматься на уроке сегодня? (ф/м – Игра «Дополни до рифмы»)
На доске появляются портрет С.Есенина (Приложение 1, Слайд 5)
– Кто назовет человека, изображенного на данном портрете?
III. Знакомство с краткой биографией Сергея Есенина (Приложение 1, Слайд 6).
Биографию читают ученики с учителем по очереди.
Учитель. Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново, Рязанской губернии, на берегу реки Оки. Поэт родился в крестьянской семье.
Ученики. Его мама была безграмотной женщиной. С малолетства, Есенин жил у дяди по матери, знатока церковных книг.
Учитель. Будущий поэт окончил четырехклассное сельское училище, затем церковную учительскую школу (Приложение 1, Слайд 7)
Ученики. В 1912 году Есенин приехал в Москву.
Учитель. Там он работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок.
На ленте времени определить время, когда жил поэт (Приложение 1, Слайд 8)
– Сформулируйте тему урока более точно.
Ответы учеников. На уроке в главе «Сады поэзии: из чего растут стихи…», мы познакомимся со стихотворением С. Есенина «Черемуха» (ф/м – релаксация « Музыка Чайковского «Май»)
Учитель. (Приложение 1, Слайд 3) Мы все вместе попробуем ответить на вопрос «Трудно ли быть поэтом? Будем учиться смотреть на мир не только глазами, но и сердцем?»
IV. Знакомство со стихотворением С. Есенина « Черемуха»
Чтение стихотворения учителем наизусть под музыку, подобранную по усмотрению педагога.
Беседа после первичного восприятия
– Поделитесь своими впечатлениями после первичного чтения стихотворения? (Легкость, восхищение, удивление…)
– Кому захотелось еще перечитать стихотворение, перечитайте его еще раз очень медленно, пробуя на вкус каждое слово.
V. Словарная работа
– Все ли слова понятны? (Атласные, пологом – объяснить, пользуясь словарем)
– К какому роду литературы относится это произведение? (У детей памятки: эпос, лирика, драма. См Приложение 2)
– Это лирическое произведение.
– К какому лирическому жанру принадлежит произведение? (Памятка – стихотворение, лирическая песня, лирическая поэма)
– Это произведение – пейзажная лирика, так как описывается природа. Жанр лирики – стихотворение, потому что присутствует перекрестная рифма (ф/п – упражнения для глаз)
VI. Анализ стихотворения
– Что почувствовал поэт, когда увидел черемуху и каким настроением он захотел поделиться с нами? (Поэт испытал восторг, печаль, озабоченность, восхищение, удивление, возвышенное чувство, задумчивость, спокойствие и умиротворенность, грусть, недовольство, радость)
– Есть ли среди предложенных слов, те слова, которые помогут ответить на вопрос? (Работа в группах)
– Какие чувства владели поэтом, когда он писал стихотворение? (Ликующее, восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное).
– Выберите нужные слова, обоснуйте свой выбор (Работа в группах)
– Что почувствовали вы своим сердцем? Выберите верный ответ: изумление, радость, восторг, восхищение, грусть, спокойствие, сожаление, печаль. Работая в группах, проверьте, совпадает ли ваше восприятие с авторским? (Приложение 1, Слайд 9)
– Что увидел поэт глазами? (Приложение 1, Слайд 10) (Весенняя пора. Солнечный ясный день. Лучи солнца щедро освещают землю. На невысоком холме стоит человек. Это поэт. Он любуется цветущей черёмухой, поразившей его воображение своей неповторимостью. Молодая, стройная красавица растет на берегу озера. Её густая крона обильно украшена белыми цветами. Ароматные цветы под лучами солнца приобретают волшебный вид)
– Что увидел поэт сердцем? (Приложение 1, Слайд 11) (Посмотрев на черёмуху, поэт представил русскую девушку. Белое одеяние делало ее похожей на счастливую невесту или Снегурку. Его воображение продолжало рисовать образ стройной, светловолосой девушки с двумя длинными косами и румяными щеками. Нежная, добрая улыбка украшает ее лицо, с легким весенним загаром…)
– Какие картины рисует поэт? (Первая картина. У реки растет одиноко стоящая, черемуха душистая. Вторая картина. Автор, стоящий у черемухи и с восторгом, рассматривающий дерево, которое уже не просто растет, а «развесившись стоит» и в золоте на «солнышке горит»)
– Какими красками поэт передает цвета? (Яркая зелень, золотистые отблески, лазурное небо, мерцающая темная гладь речки, капельки росы переливаются под лучами солнца и т.д.)
– Можем ли мы услышать звуки, которые слышал поэт? (Шелест листьев, жужжание пчел в кроне дерева, разговор людей или веселые голоса детей, скрип телеги ит.д.)
– Как вы думаете, правильно ли я подобрала музыку, чтобы передать внутреннее состояние поэта и звуки, которые он мог услышать? А какую музыку подобрали бы вы?
– Какие художественные средства помогли поэту «очеловечить» образ черемухи, «одушевить» ее? (Олицетворения – кудри золотистые, кисточки атласные, горят, как серьги ясные, девица-краса)
Учитель. Действительно автор олицетворяет, т.е. оживляет природу, для того, чтобы мы лучше представили пейзаж...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.09.06 | Просмотров: 3323

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
Придверные коврики экслибрис с логотипом i-carpet.ru.

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340