Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Конспект урока русского языка в 8-м классе по теме: Односоставные предложения
Автор(ы): Кутикова Елена Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи урока: - организовать работу учащихся по систематизации знаний и способов деятельности при повторении односоставных предложений.
- вызвать интерес к знанию, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся.
- развить у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы.
Ход урока Вступление: Чтобы сосредоточиться и немного вдохновиться, послушаем музыку (звучит вальс Штрауса). Домашнюю работу ученики готовили по группам: I «Лирики»: Выразительное чтение стихов поэта серебряного века К.Р. II «Лингвисты». Сообщения об односоставных предложениях по алгоритму. III «Исследователи». Составить таблицу «Способы выражения сказуемог в односоставных предложениях». I Ученик. Я баловень судьбы… Уж с колыбели Богатства, почести, высокий сан К возвышенной меня манили цели, - Рождением к величью я призван… Ученик: Но пусть не тем, что знатного я рода, Что царская во мне струится кровь, Родного православного народа Я заслужу доверье и любовь, Но тем, что песни русские, родные Я буду пить немолчно до конца И что во славу матушки России Священный подвиг совершу певца. Учитель. Запишите тему урока. Односоставные предложения. Закрепим наши знания об односоставных предложениях, особенностях их употребления в речи, используя тексты из произведений К.Р. Один ученик работает у доски, а другие записывают в тетради. Запишите предложение (один ученик работает у доски, а другие записывают в тетради): Августейший5 поэт К.Р. [-]. Августейший5 - царский, великий, святой. Выделите грамматическую основу. Укажите вид односоставного предложения. Аргументируйте свой ответ. Ученик: Меня бранят, Когда жалею Я причиняющих печаль Мне бессердечностью своею. Меня бранят, Когда жалею того, Кто в слабости невольной Иль в заблужденьи согрешил. Учитель. Найдите односоставное предложение. Запишем его. Ученик. Меня бранят. – глаг., 3л, мн.ч. наст. времени. Учитель. Нет подлежащего (деятеля). Автор не называет людей, которые его бранят. А нам все понятно. Что же главное? Что происходит? Ученик. Важно действие. Человек страдает, переживает за других людей. Исследователи говорят, что глагол имеет свое значение. В нем, как в человеке, течет артериальная кровь, которая может спасти, а может и уничтожить. Учитель. Найдите еще односоставные предложения в тексте. Трудно? Почему? Какие это были односоставные предложения? В каком стиле употребляются? Ученик сообщает об односоставном предложении по алгоритму. Это неопределенно-личные предложения [=]. «Действующее лицо намеренно устранено, мыслится неопределенно». Все внимание сосредоточено на действии. Тип предложения определяем по сказуемому, которое выражено глаголом в форме 3 л. мн. числа настоящего и будущего времени и в форме мн. числа в прошедшем времени. Такие предложения часто используются в научном стиле. Учитель. Найдите неопределенно-личное предложение. Выпишите сказуемое. Ученик (Текст из энциклопедии для детей «Аванта».) Под загадочными буквами К.Р. писал и публиковал свои стихи, переводы и драматургические сочинения внук Николая I, великий князь К.К. Романов. [Родившегося 10 августа 1858 г. в Стрельне, в Константиновском дворце, великого князя готовили не к поэтическому творчеству, а для службы на флоте.] Он был начальником высокого ранга, но больше всего ценил К.Р. поэзию. Ученик. Готовили – глагол прошедшего времени, множественного числа. II М.В. Ломоносов писал: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к «упрощению» и важности служит». - О каких односоставных предложениях он говорил? Что узнали о них? (рассказ ученика по алгоритму). Ученик. Определенно-личные предложения [(-)=] – это односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определенное лицо: говорящий (я-мы) или его собеседник (ты-вы). Сказуемое выражено формами 1 и 2 лица единственного и множественного числа, изъявительного или повелительного наклонения. Такие предложения часто употребляются, когда мы пишем письма, открытки, послания, дневниковые записи, т.е. в эпистолярном жанре. Учитель. В мае 1889 К.Р. стал президентом Академии Наук. (на экране): [Он писал]: [много работаю, перевожу «Гамлета» Шекспира, играю с оркестром, бываю на художественных выставках]. [- =]:[=,=,=,=]. Найдите односоставные предложения, определите их вид. Ученик: работаю – глагол 1л., ед.ч., наст. времени, определенно-личное предложение. Односоставные предложения входят в состав сложных предложений. Найдите определенно-личные предложения в поэтической речи. Ученик. 1. [Пой, не умолкая, С той высоты], (чтоб и опять Я в этой дивной песне рая Мог вдохновенье почерпать)… Пой – глаг., 2 л., ед.ч., повелит. наклонение. 2. [Не осудите слабости случайной, души моей поймите голос тайный]. Не осудите – глаг., мн.ч., повелительное наклонение. Вывод: В этих предложениях лицо определено. Это говорящий (автор), создается ощущение непринужденной беседы с читателем. Для определенно-личных предложений важно действие, динамика событий, действий, поступков, которые передаются с помощью глаголов. В произведениях К.Р. идет постоянный диалог с читателем, показано единение человека с природой, то, что мы называем «гармонией души». Это мы чувствуем в его стихах. III Ученик. О, если б воедино слиться С цветком и птицей, и всей землей! И с ними, как они, молиться одной мольбой… В восторге трепетном душой гореть И в жизнерадостном забвенье благоговеть5. Выпишите глаголы-сказуемые. Слиться, молиться, гореть, благоговеть5. Учитель. Глаголы в форме инфинитива не имеют ни лица, ни числа. А какую роль они игр...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.09.06 | Просмотров: 2295
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|