Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока русского языка в 8-м классе по теме: Односоставные предложения - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Конспект урока русского языка в 8-м классе по теме: Односоставные предложения


Автор(ы): Кутикова Елена Сергеевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи урока:
  1. организовать работу учащихся по систематизации знаний и способов деятельности при повторении односоставных предложений.
  2. вызвать интерес к знанию, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся.
  3. развить у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы.
Ход урока
Вступление
: Чтобы сосредоточиться и немного вдохновиться, послушаем музыку (звучит вальс Штрауса).
Домашнюю работу ученики готовили по группам:
I «Лирики»: Выразительное чтение стихов поэта серебряного века К.Р.
II «Лингвисты». Сообщения об односоставных предложениях по алгоритму.
III «Исследователи». Составить таблицу «Способы выражения сказуемог в односоставных предложениях».
I
Ученик
.
Я баловень судьбы… Уж с колыбели
Богатства, почести, высокий сан
К возвышенной меня манили цели, -
Рождением к величью я призван…
Ученик:
Но пусть не тем, что знатного я рода,
Что царская во мне струится кровь,
Родного православного народа
Я заслужу доверье и любовь,
Но тем, что песни русские, родные
Я буду пить немолчно до конца
И что во славу матушки России
Священный подвиг совершу певца.
Учитель. Запишите тему урока.
Односоставные предложения.
Закрепим наши знания об односоставных предложениях, особенностях их употребления в речи, используя тексты из произведений К.Р.
Один ученик работает у доски, а другие записывают в тетради.
Запишите предложение (один ученик работает у доски, а другие записывают в тетради):
Августейший5 поэт К.Р. [-].
Августейший5 - царский, великий, святой.
Выделите грамматическую основу. Укажите вид односоставного предложения. Аргументируйте свой ответ.
Ученик:
Меня бранят,
Когда жалею
Я причиняющих печаль
Мне бессердечностью своею.
Меня бранят,
Когда жалею того,
Кто в слабости невольной
Иль в заблужденьи согрешил.
Учитель. Найдите односоставное предложение. Запишем его.
Ученик. Меня бранят. – глаг., 3л, мн.ч. наст. времени.
Учитель. Нет подлежащего (деятеля). Автор не называет людей, которые его бранят. А нам все понятно. Что же главное? Что происходит?
Ученик. Важно действие. Человек страдает, переживает за других людей.
Исследователи говорят, что глагол имеет свое значение. В нем, как в человеке, течет артериальная кровь, которая может спасти, а может и уничтожить.
Учитель. Найдите еще односоставные предложения в тексте. Трудно? Почему? Какие это были односоставные предложения? В каком стиле употребляются?
Ученик сообщает об односоставном предложении по алгоритму. Это неопределенно-личные предложения [=]. «Действующее лицо намеренно устранено, мыслится неопределенно». Все внимание сосредоточено на действии. Тип предложения определяем по сказуемому, которое выражено глаголом в форме 3 л. мн. числа настоящего и будущего времени и в форме мн. числа в прошедшем времени. Такие предложения часто используются в научном стиле.
Учитель. Найдите неопределенно-личное предложение. Выпишите сказуемое.
Ученик (Текст из энциклопедии для детей «Аванта».) Под загадочными буквами К.Р. писал и публиковал свои стихи, переводы и драматургические сочинения внук Николая I, великий князь К.К. Романов. [Родившегося 10 августа 1858 г. в Стрельне, в Константиновском дворце, великого князя готовили не к поэтическому творчеству, а для службы на флоте.] Он был начальником высокого ранга, но больше всего ценил К.Р. поэзию.
Ученик. Готовили – глагол прошедшего времени, множественного числа.
II
М.В. Ломоносов писал: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к «упрощению» и важности служит».
- О каких односоставных предложениях он говорил? Что узнали о них? (рассказ ученика по алгоритму).
Ученик. Определенно-личные предложения [(-)=] – это односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определенное лицо: говорящий (я-мы) или его собеседник (ты-вы). Сказуемое выражено формами 1 и 2 лица единственного и множественного числа, изъявительного или повелительного наклонения.
Такие предложения часто употребляются, когда мы пишем письма, открытки, послания, дневниковые записи, т.е. в эпистолярном жанре.
Учитель. В мае 1889 К.Р. стал президентом Академии Наук. (на экране): [Он писал]: [много работаю, перевожу «Гамлета» Шекспира, играю с оркестром, бываю на художественных выставках]. [- =]:[=,=,=,=].
Найдите односоставные предложения, определите их вид.
Ученик: работаю – глагол 1л., ед.ч., наст. времени, определенно-личное предложение. Односоставные предложения входят в состав сложных предложений.
Найдите определенно-личные предложения в поэтической речи.
Ученик.
1. [Пой, не умолкая,
С той высоты], (чтоб и опять
Я в этой дивной песне рая
Мог вдохновенье почерпать)…
Пой – глаг., 2 л., ед.ч., повелит. наклонение.
2. [Не осудите слабости случайной,
души моей поймите голос тайный].
Не осудите – глаг., мн.ч., повелительное наклонение.
Вывод: В этих предложениях лицо определено. Это говорящий (автор), создается ощущение непринужденной беседы с читателем.
Для определенно-личных предложений важно действие, динамика событий, действий, поступков, которые передаются с помощью глаголов.
В произведениях К.Р. идет постоянный диалог с читателем, показано единение человека с природой, то, что мы называем «гармонией души». Это мы чувствуем в его стихах.
III
Ученик
.
О, если б воедино слиться
С цветком и птицей, и всей землей!
И с ними, как они, молиться
одной мольбой…
В восторге трепетном душой гореть
И в жизнерадостном забвенье благоговеть5.
Выпишите глаголы-сказуемые.
Слиться, молиться, гореть, благоговеть5.
Учитель. Глаголы в форме инфинитива не имеют ни лица, ни числа. А какую роль они игр...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.09.06 | Просмотров: 2295

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340