Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока русского языка в 9-м классе по теме: Придаточные предложения сравнения - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Конспект урока русского языка в 9-м классе по теме: Придаточные предложения сравнения


Автор(ы): Пенькова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  1. Дать понятие о сложноподчиненном предложении (СПП) с придаточным сравнения, вспомнить другие способы выражения сравнения в тексте, постановку знаков препинания при союзе как.
  2. Содействовать развитию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся, умений определять значения придаточных СПП, осуществлять синтаксический разбор сложного предложения.
  3. Содействовать нравственному воспитанию учащихся.
Тип урока: Изучение нового материала и повторение пройденного ранее.
Ход урока
I. Организационный момент.
П. Повторение изученного.
  • Что называется сложным предложением?
  • Какие разновидности сложных предложений мы изучили?
  • Что называется СПП?
  • Какие виды СПП мы уже знаем? Например.
  • Как определить значение СПП? Например.
  • Могут ли быть два значения у СПП? Например.
Ш. Постановка цели.
Сегодня мы изучим еще один вид СПП и должны научиться отличать его от других видов СПП, правильно ставить знаки препинания внутри предложения, а также рассмотрим иные способы выражения того же значения в тексте.
IV. Проверка домашнего задания.
Определить значение СПП. Выполнить синтаксический разбор понравившегося предложения.
1. Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. (Л. Толстой)
2. Если внутреннее духовное богатство создает человеческую красоту, то бездеятельность и тем более безнравственная деятельность эту красоту губит. (В. А. Сухомлинский).
3. Если хочешь быть любимым, люби. (Сенека).
4. Радость жизни была бы недоступна, если бы сердце человеческое никогда, ни на одну минуту не было захвачено грустью…(В. А. Сухомлинский)
5. Нам нужно все, что обогащает внутренний мир человека… (К. Паустовский)
6. Только лентяй или ни на что не способный человек может говорит, что он не нашел занятия. (Л. Толстой)
7. Мы лишь тогда истинно живем для себя, когда живем для других. (Л. Толстой)
8. На зеркало неча пенять, коли рожа крива. (Народная пословица)
9. Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. (А. П. Чехов)
10. Сколько б мир я ни пел и ни славил, если что, он забудет меня. (И. Росляков)
11. Коли хочешь быть хорошим артиллеристом, с малых лет учись работать возле пушки. (В. Катаев)
12. Когда труд удовольствие, жизнь хороша. (М. Горький)
13. И нет ничего проще, как заблудиться в себе. (В. Распутин)
14. Если разговор ни к чему не ведет, то и одно слово лишнее. (Л. Толстой)
Ключ:
1. Условия
2. Условия + противопоставления
3. Условия
4. Условия
5. Изъяснительное
6. Изъяснительное
7. Времени + условия
8. Условия
9. Определительное
10. Условия
11. Условия
12. Условия+времени
13. Изъяснительное
14. Условия.
Что полезного узнали из данных высказываний, предложенных для определения вида придаточных?
V. Повторение изученного.
Тест (по рассказам М. Пришвина, кроме предложения “Д”) (записан на доске):
А. Куда я ни поплыву, всюду за мной плывет Хромка.
Б. Те же гнездышки, что на земле были сделаны и на кустах, тоже не пропадут.
В. Охотник, конечно, не видит бекаса, но по собаке знает где он.
Г. Трудно узнать, каких жучков- паучков вылавливала наша трясогузка.
Д. Звезды дрожали в темно-синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве.
Е. А как раз против места, где я сел на лодку, на том берегу очень крутом и высоком в маленькой избушке жил один промысловый охотник.
Ключ: 1. ВЕ 2. БЕ. 3. А 4. ВГ 5. БЕ.
Взаимопроверка, оценивание.
VI. Подготовка к восприятию.
Какое предложение здесь оказалось “ лишним”? Почему? (“Д”. другое значение – сравнение)
Как определили? (по смыслу)
VII Изучение нового материала.
В чем состоит особенность СПП с придаточным сравнением. (выступление подготовленного учащегося)
Значение Вопрос Средства связи Пример
Обстоятельственныесравнения Как? Союзы:Как; подобно тому,
как; чем; словно; будто; как будто; чем, тем ….
Мы спешили изо всех сил, (как будто за нами кто-то гнался).
  • Но мы знаем, что вопрос как? задается к СПП образа действия. Как отличить придаточное сравнение от придаточного образа действия?
  • Объяснение учащегося:
1. Мы так спешили, как будто за нами кто-то гнался. (есть указательное слово так, придаточное поясняет глагол – сказуемое и наречие образа действия образ действия)
2. Мы спешили изо всех сил, как будто за нами кто-то гнался.
(отсутствует указательное слово, придаточное поясняет глагол – сказуемое, значение сравнения) сравнение.
VIII. Закрепление:
  • Устная работа по учебнику. Выполнение упражнения (определить значение придаточных, средство связи). Выписать одно предложение со значением сравнения и одно – образа действия.
  • Какова роль в тексте СПП с придаточным сравнения ? (Сравнение – одно из художественных средств выражения мысли. )
  • Какие еще способы выражения сравнения мы знаем?
1. Придаточные предложения со значением сравнения.
2. Сравнительный оборот со сравнительными союзами как будто, словно, как, что.
Например:
Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота - ненужная в семье. (М. Цветаева)
3. Имя существительное в творительном падеже.
Например: Ярким солнцем в лесу пламенеет костер. (А. Фет)
4. Имя прилагательное, наречие в сравнительной степени.
Например:
Ты прекрасна – спору нет,
Но царевна всех милее
И румяней, и белее. (А. С. Пушкин)
5. Фразеологический оборот.
Например: Живет – небо коптит. (Пословица)
6. Метафора – слово в переносном значении, скрытое сравнение.
Например: Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона. (С. Есенин)

7. Приложение.
Например: Вьется улица- змея.
  • Приведите свои примеры предложений с выразительным средством сравнения.
  • Хотелось бы обратить внимание на постановку знаков препинания в предложении с союзом как. (Выступление подготовленного учащегося).
...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.09.08 | Просмотров: 2126

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340