Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа элективного курса Наглядная геометрия - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Программа элективного курса Наглядная геометрия


Автор(ы): Русских Екатерина Андреевна, учитель математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка.
Основываясь на положениях психологов о том, что у детей младшего школьного возраста наиболее развитым является наглядно-образное мышление и, используя учебник И. Ф. Шарыгина, Л. Н. Ерганжиевой «Наглядная геометрия», я составила программу изучения геометрии в 5-6 классах. Программа рассчитана на 68 часов в 5 (34 ч) и 6 (34 ч) классах. Ее цель – подготовить учащихся к овладению систематическим курсом геометрии. Тогда в 7 классе можно четко поставить задачу – выстроить уже знакомый материал так, чтобы удалось доказать справедливость уже известных фактов и других, пока неизвестных.
В основе курса «Наглядная геометрия» лежит максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем нет теорем, строгих рассуждений, но присутствуют такие темы и задания, которые бы стимулировали учащегося к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей.
Данный курс дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не нарушая гармонию внутреннего мира ребенка. Соединение этого непосредственного знания с элементами логической структуры геометрии не только обеспечивает разностороннюю пропедевтику систематического курса геометрии, но и благотворно влияет на общее развитие детей, т.к. позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей.
Эта программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Такая ориентация подготовительного курса неслучайна, т.к. в систематическом курсе вся геометрическая информация представлена в виде логически стройной системы понятий и фактов. Но пониманию необходимости дедуктивного построения геометрии предшествовал долгий путь становления геометрии, начало которого было связано с практикой. Кроме того, изучение систематического курса геометрии начинается в том возрасте, когда интенсивно должно развиваться математическое мышление детей, когда реальная база для осознания математических абстракций должна быть уже заложена. Поэтому перед изучением систематического курса геометрии с учащимися необходимо проводить большую подготовительную работу, которая и предусмотрена программой «Наглядная геометрия».
Цели курса:
  1. создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;
  2. максимальное развитие познавательных способностей учащихся;
  3. показать роль геометрических знаний в познании мира;
  4. развитие интуиции и геометрического воображения каждого учащегося;
  5. формирование элементарных навыков изображения геометрических фигур.
Тематическое планирование материала.
Тема Основное содержание Количество часов
5 класс
1 Первые шаги в геометрии. Зарождение и развитие геометрической науки. 1
2 Пространство и размерность. Миртрех измерений. Форма и взаимное расположение фигур в пространстве. Перспектива. 1
3 Простейшие геометрическиефигуры. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч, угол. Измерение углов. Видыуглов. Смежные и вертикальные углы. 2
4 Куб и его свойства. Основныеэлементы куба: грань, ребро, вершина. Диагональ куба. Развертка куба.Изготовление бумажных моделей куба. Изображение куба и его сечений.Практическая работа «Куб». 4
5 Задачи на разрезание и складываниефигур. Пентамино. Паркеты. Творческая работа «Паркеты на клетчатой бумаге».Танграм. 2
6 Треугольник. Видытреугольников. Паркеты из треугольников. Сумма углов треугольника.Конструкции из треугольников. Флексагон. Построение треугольников.Треугольник Пенроуза. Египетский треугольник. Практическая работа«Треугольник». 3
7 Многогранники. Параллелепипед,его свойства и сечения. 2
8 Призма. Прямая призма. Свойстваи сечения прямой призмы. 2
9 Пирамида. Треугольная пирамида,ее свойства и сечения. Пирамида Хеопса. 2
10 Правильные многогранники.Формула Эйлера. Развертки правильных многогранников и их изготовление. 1
11 Геометрические головоломки.Геометрия танграма. Стомахион. 2
12 Измерение длины. Меры длины.Старинные русские меры длины. Периметр многоугольника. 2
13 Вычисление длины, площади иобъема. Площади фигур. Палетка. Практическая работа «Площадь». Объемы тел.Практическая работа «Объемы». 5
14 Окружность. Круг. Радиус идиаметр. Как нарисовать окружность без циркуля? Деление окружности на части.Архитектурный орнамент Древнего Востока. Из истории зодчества Древней Руси.Конус, цилиндр, шар. 2
15 Геометрический тренинг.Развитие «геометрического зрения». Решение занимательных геометрических задач. 2
16 Задачи со спичками. 1
6 класс
1 Оригами – искусство складыванияиз бумаги. Изготовление коллекции оригами. 6
2 Координаты: прямоугольные иполярные на плоскости. Координаты в пространстве. Игра «Остров сокровищ».Графические диктанты. 4
3 Параллельность иперпендикулярность. Проведение параллельных прямых. Проведение перпендикулярак прямой. Скрещивающиеся прямые. 3
4 Замечательные кривые. Эллипс,гипербола, парабола. Спираль Архимеда. Синусоида, кардиоида, циклоида,гипоциклоиды. Геометрическое вышивание. Построение астроиды, кардиоиды,нефроиды методом математического вышивания. Творческая работа «Создание рисунков-вышивок». 3
5 Топологические опыты. ЛистМебиуса. Задачи на вычерчивание фигур одним росчерком. 1
6 Кривые дракона. 1
7 Лабиринты. Нить Ариадны.Творческие работы. 1
8 Симметрия, ее виды.Симметричные фигуры. Практическая работа «Симметрия». Творческие работы. 3
9 Зеркальное отражение. Опыты сзеркалами. 1
10 Бордюры. Трафареты. Творческиеработы. 2
11 Орнаменты. Паркеты. Творческиеработы. 2
12 Симметрия помогает решатьзадачи. 2
13 Задачи, головоломки, игры. 2
14 Геометрические фигуры на экранекомпьютера. 3
Календарно тематическое планирование.
№ занятия Дата проведения занятия Тема занятия
5 класс
1 Первые шаги в геометрии.Зарождение и развитие геометрической науки.
2 Пространство и размерность. Миртрех измерений. Форма и взаимное расположение фигур в пространстве. Перспектива.
3 Простейшие геометрическиефигуры. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч, угол.
4 Измерение углов. Виды углов.Смежные и вертикальные углы.
5 Куб и его свойства. Основныеэлементы куба: грань, ребро, вершина. Диагональ куба.
6 Развертка куба. Изготовлениебумажных моделей куба.
7 Изображение куба и его сечений.
8 Практическая работа “Куб”.
9 Задачи на разрезание искладывание фигур. Пентамино. Паркеты.
10 Творческая работа “Паркеты наклетчатой бумаге”. Танграм.
11 Треугольник. Видытреугольников. Паркеты из треугольников. Сумма углов треугольника.
12 Конструкции из треугольников.Флексагон. Построение треугольников. Треугольник Пенроуза. Египетскийтреугольник.
13 Практическая работа“Треугольник”.
14 Многогранники.
15 Параллелепипед, его свойства исечения.
16 Призма. Прямая призма.
17 Свойства и сечения прямойпризмы.
18 Пирамида. Виды пирамид.
19 Треугольная пирамида, еесвойства и сечения. Пирамида Хеопса.
20 Правильные многогранники.Формула Эйлера. Развертки правильных многогранников и их изготовление.
21 Геометрические головоломки.
22 Геометрия танграма. Стомахион.
23 Измерение длины. Меры длины.
24 Старинные русские меры длины.Периметр многоугольника.
25 Вычисление длины, площади иобъема.
26 Площади фигур. Палетка.
27 Практическая работа “Площадь”.
28 Объемы тел.
29 Практическая р...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3534

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340