Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Программа элективного курса Наглядная геометрия
Автор(ы): Русских Екатерина Андреевна, учитель математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка. Основываясь на положениях психологов о том, что у детей младшего школьного возраста наиболее развитым является наглядно-образное мышление и, используя учебник И. Ф. Шарыгина, Л. Н. Ерганжиевой «Наглядная геометрия», я составила программу изучения геометрии в 5-6 классах. Программа рассчитана на 68 часов в 5 (34 ч) и 6 (34 ч) классах. Ее цель – подготовить учащихся к овладению систематическим курсом геометрии. Тогда в 7 классе можно четко поставить задачу – выстроить уже знакомый материал так, чтобы удалось доказать справедливость уже известных фактов и других, пока неизвестных. В основе курса «Наглядная геометрия» лежит максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем нет теорем, строгих рассуждений, но присутствуют такие темы и задания, которые бы стимулировали учащегося к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Данный курс дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не нарушая гармонию внутреннего мира ребенка. Соединение этого непосредственного знания с элементами логической структуры геометрии не только обеспечивает разностороннюю пропедевтику систематического курса геометрии, но и благотворно влияет на общее развитие детей, т.к. позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей. Эта программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Такая ориентация подготовительного курса неслучайна, т.к. в систематическом курсе вся геометрическая информация представлена в виде логически стройной системы понятий и фактов. Но пониманию необходимости дедуктивного построения геометрии предшествовал долгий путь становления геометрии, начало которого было связано с практикой. Кроме того, изучение систематического курса геометрии начинается в том возрасте, когда интенсивно должно развиваться математическое мышление детей, когда реальная база для осознания математических абстракций должна быть уже заложена. Поэтому перед изучением систематического курса геометрии с учащимися необходимо проводить большую подготовительную работу, которая и предусмотрена программой «Наглядная геометрия». Цели курса: - создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;
- максимальное развитие познавательных способностей учащихся;
- показать роль геометрических знаний в познании мира;
- развитие интуиции и геометрического воображения каждого учащегося;
- формирование элементарных навыков изображения геометрических фигур.
Тематическое планирование материала. Тема | Основное содержание | Количество часов | 5 класс | 1 | Первые шаги в геометрии. Зарождение и развитие геометрической науки. | 1 | 2 | Пространство и размерность. Миртрех измерений. Форма и взаимное расположение фигур в пространстве. Перспектива. | 1 | 3 | Простейшие геометрическиефигуры. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч, угол. Измерение углов. Видыуглов. Смежные и вертикальные углы. | 2 | 4 | Куб и его свойства. Основныеэлементы куба: грань, ребро, вершина. Диагональ куба. Развертка куба.Изготовление бумажных моделей куба. Изображение куба и его сечений.Практическая работа «Куб». | 4 | 5 | Задачи на разрезание и складываниефигур. Пентамино. Паркеты. Творческая работа «Паркеты на клетчатой бумаге».Танграм. | 2 | 6 | Треугольник. Видытреугольников. Паркеты из треугольников. Сумма углов треугольника.Конструкции из треугольников. Флексагон. Построение треугольников.Треугольник Пенроуза. Египетский треугольник. Практическая работа«Треугольник». | 3 | 7 | Многогранники. Параллелепипед,его свойства и сечения. | 2 | 8 | Призма. Прямая призма. Свойстваи сечения прямой призмы. | 2 | 9 | Пирамида. Треугольная пирамида,ее свойства и сечения. Пирамида Хеопса. | 2 | 10 | Правильные многогранники.Формула Эйлера. Развертки правильных многогранников и их изготовление. | 1 | 11 | Геометрические головоломки.Геометрия танграма. Стомахион. | 2 | 12 | Измерение длины. Меры длины.Старинные русские меры длины. Периметр многоугольника. | 2 | 13 | Вычисление длины, площади иобъема. Площади фигур. Палетка. Практическая работа «Площадь». Объемы тел.Практическая работа «Объемы». | 5 | 14 | Окружность. Круг. Радиус идиаметр. Как нарисовать окружность без циркуля? Деление окружности на части.Архитектурный орнамент Древнего Востока. Из истории зодчества Древней Руси.Конус, цилиндр, шар. | 2 | 15 | Геометрический тренинг.Развитие «геометрического зрения». Решение занимательных геометрических задач. | 2 | 16 | Задачи со спичками. | 1 | 6 класс
| 1 | Оригами – искусство складыванияиз бумаги. Изготовление коллекции оригами. | 6 | 2 | Координаты: прямоугольные иполярные на плоскости. Координаты в пространстве. Игра «Остров сокровищ».Графические диктанты. | 4 | 3 | Параллельность иперпендикулярность. Проведение параллельных прямых. Проведение перпендикулярак прямой. Скрещивающиеся прямые. | 3 | 4 | Замечательные кривые. Эллипс,гипербола, парабола. Спираль Архимеда. Синусоида, кардиоида, циклоида,гипоциклоиды. Геометрическое вышивание. Построение астроиды, кардиоиды,нефроиды методом математического вышивания. Творческая работа «Создание рисунков-вышивок». | 3 | 5 | Топологические опыты. ЛистМебиуса. Задачи на вычерчивание фигур одним росчерком. | 1 | 6 | Кривые дракона. | 1 | 7 | Лабиринты. Нить Ариадны.Творческие работы. | 1 | 8 | Симметрия, ее виды.Симметричные фигуры. Практическая работа «Симметрия». Творческие работы. | 3 | 9 | Зеркальное отражение. Опыты сзеркалами. | 1 | 10 | Бордюры. Трафареты. Творческиеработы. | 2 | 11 | Орнаменты. Паркеты. Творческиеработы. | 2 | 12 | Симметрия помогает решатьзадачи. | 2 | 13 | Задачи, головоломки, игры. | 2 | 14 | Геометрические фигуры на экранекомпьютера. | 3 | Календарно тематическое планирование. № занятия | Дата проведения занятия | Тема занятия | 5 класс | 1 | | Первые шаги в геометрии.Зарождение и развитие геометрической науки. | 2 | | Пространство и размерность. Миртрех измерений. Форма и взаимное расположение фигур в пространстве. Перспектива. | 3 | | Простейшие геометрическиефигуры. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч, угол. | 4 | | Измерение углов. Виды углов.Смежные и вертикальные углы. | 5 | | Куб и его свойства. Основныеэлементы куба: грань, ребро, вершина. Диагональ куба. | 6 | | Развертка куба. Изготовлениебумажных моделей куба. | 7 | | Изображение куба и его сечений. | 8 | | Практическая работа “Куб”. | 9 | | Задачи на разрезание искладывание фигур. Пентамино. Паркеты. | 10 | | Творческая работа “Паркеты наклетчатой бумаге”. Танграм. | 11 | | Треугольник. Видытреугольников. Паркеты из треугольников. Сумма углов треугольника. | 12 | | Конструкции из треугольников.Флексагон. Построение треугольников. Треугольник Пенроуза. Египетскийтреугольник. | 13 | | Практическая работа“Треугольник”. | 14 | | Многогранники. | 15 | | Параллелепипед, его свойства исечения. | 16 | | Призма. Прямая призма. | 17 | | Свойства и сечения прямойпризмы. | 18 | | Пирамида. Виды пирамид. | 19 | | Треугольная пирамида, еесвойства и сечения. Пирамида Хеопса. | 20 | | Правильные многогранники.Формула Эйлера. Развертки правильных многогранников и их изготовление. | 21 | | Геометрические головоломки. | 22 | | Геометрия танграма. Стомахион. | 23 | | Измерение длины. Меры длины. | 24 | | Старинные русские меры длины.Периметр многоугольника. | 25 | | Вычисление длины, площади иобъема. | 26 | | Площади фигур. Палетка. | 27 | | Практическая работа “Площадь”. | 28 | | Объемы тел. | 29 | | Практическая р...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3534
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|