Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Конспект урока русского языка по развитию речи в 6-м классе. Подготовка к сочинению-описанию Метель
Автор(ы): Орлова Диана Валериановна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - опираясь на художественные тексты, музыку, личные наблюдения учащихся, подготовить к написанию сочинения-описания; познакомить с понятием «цитата»; - работать над умением подчинять высказывание теме, сочинение – плану; развивать монологическую речь; развивать творческое мышление (через использование учащимися в собственной речи выразительных средств языка); приучать к работе со словарями; - воспитывать интерес к писательскому слову, стремление ярко и образно выражать собственные мысли в сочинениях. Оборудование урока: портреты А.С. Пушкина, С.Т. Аксакова; аудиозапись цикла «Времена года» А. Вивальди; раздаточный материал (распечатанные тексты). Ход урока. I . Сообщение целей урока. Введение в тему. - Цель нашего урока - подготовиться к сочинению-описанию природы, с использованием выразительных средств языка, познакомиться с новым понятием (цитата), повторить попутно ряд орфографических и пунктуационных правил. - Что будет предметом нашего описания сегодня, попытайтесь догадаться, прослушав музыкальный фрагмент из цикла «Времена года» итальянского композитора XVIII века Антонио Вивальди! Звучит фрагмент «Зима». - Какое явление природы вам представилось? Какие картины возникли в воображении? (Ребята высказываются.) II. Работа с текстами. - Вы угадали, мы будем описывать метель. Звучание музыки напомнило нам вихри метели! (Тема урока записывается в тетрадях.) - Вспомните, в каких художественных произведениях нам встречались описания метели? (А.С. Пушкин «Метель», стихотворение «Зимнее утро».) - Пушкинские тексты будут для нас образцами при подготовке к сочинению. Многие профессиональные писатели учились сочинять, подражая мастерам слова, и мы пойдем по этому пути. - Обратимся к первым двум пушкинским текстам. (Раздаточный материал на каждой парте.) Прочитайте выразительно. Что объединяет эти фрагменты? (Читают 2 ученика.) А) Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела... Б) «Едва Владимир выехал за станицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею». - Итак, описания метели, поэтическое и прозаическое, созвучны, перекликаются! Докажите это! (Пушкин рисует сильную метель.) - Какие выразительные средства использует поэт, рисуя вьюгу? (Ребята называют олицетворение, сравнение, отмечают эпитеты; приводят примеры, комментируют.) Словарная работа. Мгла* - непрозрачный воздух (от тумана, пыли, сумерек). Околица* - изгородь вокруг всего селения или только при выезде из него. - А как вы себе представляете: «мгла носилась»? Или «вьюга злилась»? (Ребята высказываются.) - Вот почему пушкинский текст для нас образцовый! Используя приём олицетворения, Пушкин двумя словами нарисовал необычную картину. Это заставило работать нашу фантазию! Мы еще раз убедились в мастерстве Пушкина. - Во втором отрывке обращают на себя внимание непривычно звучащие слова: СДЕЛАЛАСЬ (метель), ничего НЕ ВЗВИДЕЛ, небо СЛИЛОСЯ. В начале XIX века так говорили. А сейчас мы скажем: НАЧАЛАСЬ (поднялась) метель, ничего НЕ УВИДЕЛ, небо СЛИЛОСЬ (-СЯ после гласной не употребляется). - Какое же настроение создает у нас пушкинское описание? (Когда читаешь пушкинские строки, охватывает страх, появляется волнение. Иногда человек не может противостоять снежной стихии.) III. Введение нового понятия. - Какие слова, сочетания слов могут быть использованы в сочинении на тему «Метель»? Назовите! ( Например, «вьюга злилась» или «окрестность исчезла во мгле».) - Как быть, если нужно взять целое предложение из пушкинского текста? Точно, буквально записанное предложение из какого-нибудь текста становится ЦИТАТОЙ. ЦИТАТА* - точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста. (Определение записано на доске. Ребята делают записи в тетрадях.) - Мы будем в этом случае ЦИТИРОВАТЬ - приводить цитату (откуда-нибудь). - Способов цитирования несколько. Один из них - оформление цитаты как предложения с прямой речью. - Вспомните правило, как оформляются на письме предложения с прямой речью? (Формулируется правило.) - Приведу пример, как будет выглядеть предложение с цитатой. Когда начинается метель, невольно вспоминаются пушкинские строки: «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась». - Итак, сегодня вы должны уяснить, что такое цитата, как она оформляется на письме. А в сочинении обязательно используйте хотя бы одну цитату из пушкинского произведения. Я буду обращать внимание на это при проверке работ. Завершая разговор по фрагментам пушкинских текстов, скажу, что на уроках литературы в 8 классе мы еще раз встретимся с пушкинским описанием метели в повести «Капитанская дочка». IV. Работа над составлением плана. - Как же мы будем описывать метель? Ваши суждения по поводу плана будущего сочинения? (Обсуждается, какой нужен план: простой или сложный. Предлагаются формулировки пунктов и подпунктов. Примерный план может быть заранее записан на обратной стороне доски.) 1. Начало метели. 2. В вихре метели: а) что вид...тся; б) что слыш...тся. 3. Мои мысли и чувства во время метели. - Какие замечания есть у вас по записанному на доске плану? (Повторяется слово МЕТЕЛЬ.) - Нужно обратиться к «Словарю синонимов». (Выступает ученик, заранее выполнивший задание по «Словарю синонимов»: называет синонимический ряд к слову МЕТЕЛЬ.) - Теперь можем записать план, используя синонимы. (План записывается в тетрадях.) V. Собирание материалов к сочинению. - Обговорим содержание сочинения в соответствии с пунктами плана. - В 1-ой части нужно нарисовать начало метели. (Ребята предлагают свои варианты.) - По народным приметам, метели могут предшествовать большие снеговые облака или красная вечерняя заря, кольцо вокруг луны ночью или нечеткие звезды в Млечном пути. Для нас, современных людей, не всегда обращающих внимание на народные приметы, метель часто является полной неожиданностью. Поэтому начало может быть и таким: «Огромные снеговые облака закрыли небо, вдруг поднялась метель». Дальше можно ввести цитату. Попытайтесь! Пусть это будет своеобразный переход ко второй части. (Ребята предлагают свои варианты.) - Обговорим содержание 2-ой части. Что же происходит вокруг нас во время метели? Мы отмечали пушкинские выражения: «мгла носится», «окрестность исчезает», «небо сливается с землей». Каковы ваши впечатления? (Ребята высказываются.) - А теперь обратимся к третьему фрагменту. (См. раздаточный материал.) Это отрывок из очерка «Буран» Сергея Тимофеевича Аксакова (1791-1859 гг.), известного русского писателя XIX века: В) «...огромная снеговая туча заволокла большую половину неба... Все одел белый мрак... Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину* кипящего снежного праха* , который слепил глаза, занимал дыхание, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось». - Чем интересно это описание метели? (Аксакову вьюга представляется «пучиной кипящего снежного праха».) - Здесь два слова требуют пояснения! Работа с толковым словарем. Прах* - пыль. Пучина* - 1. Водоворот. 2. Морская бездна. 3. Перен: средоточие чего-нибудь неприятного, угрожающего. - В каком значении употребляется слово ПУЧИНА? (В переносном значении.) - Какие вырази...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.09.10 | Просмотров: 2629
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|