Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование интеграции и межпредметных связей на уроках математики и краеведения - Преподавание в начальной школе - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Использование интеграции и межпредметных связей на уроках математики и краеведения


Автор(ы): Тренина Наталья Анатольевна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
“Я вижу миссию учителя, прежде всего в том, чтобы каждый мой питомец стал верным сыном своего Отечества”
В.А. Сухомлинский
Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Ведь краеведение – это изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры родного края.
Академик Д.С.Лихачёв говорил о том, что если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие,- значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране.
Много интересных сведений о предприятиях, различных учреждениях нашего города сообщают ученики на классных часах, почерпнув эти сведения из книг, периодической печати, от своих родителей.
Значительное внимание уделяю различным аспектам родиноведческих и краеведческих знаний и на уроках, используя интегральный подход к обучению, межпредметные связи. Это способствуют общему развитию ребёнка и более глубокому подходу к изучаемым на уроке темам.
Средствами разных учебных предметов, стремлюсь воспитать в детях любовь к Отечеству, родному Белгородскому краю, его духовным, самобытным обычаям, традициям, стремлюсь показать причастность каждого человека, каждой семьи к жизни Белогорья и России, значимость каждого для благополучия и процветания Родины. Воспитание любви к Родине, родному краю было бы недостаточным, если бы не привлекался краеведческий материал, связанный с историей Белгородского края. Введение элементов краеведческих знаний в учебный процесс способствует успешному решению двуединой задачи обучения и воспитания детей в процессе их участия в изучении и бережном использовании культурного наследия.
В последнее время издаётся много книг о городе Старый Оскол, Белгородской области. Знакомство с их содержанием помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, расширяет их кругозор, а найденные совместно с учителем внутрипредметные и межпредметные элементы интегрирования способствуют выработке правильных мировоззренческих взглядов. Приоткрыть странички исторического прошлого нашего края поможет математика.
Интегрированные уроки по математике особенно актуальны, поскольку обладают ярко выраженной прикладной направленностью и вызывают неизменный познавательный интерес у обучающихся.
Покажу, как я осуществляю интегральный подход на уроках математики с использованием краеведческого материала.
При изучении тем “Нумерация многозначных чисел”, “Решение задач с многозначными числами”, провожу уроки – путешествия в историю родного края. Эти путешествия помогают сделать увлекательным не только интересно составленные задачи, но и красочные репродукции, литературный материал, посвящённый героическому прошлому нашего края.
На таких уроках я предлагаю детям решить такие задачи:
- В 2093 году наш город отметит своё 500-летие. В каком году он основан? Сколько лет исполнилось нашему городу в текущем году?
- В 1239 году на наш край нахлынули полчища татар. После опустошительных набегов Оскольский край, как и вся юго-восточная окраина Руси сильно опустел. Сколько лет (десятков лет, сотен лет) прошло с тех пор?
- По данным 1910 года, в городе проживало 8747 русских жителей, немцев – 10, поляков – 65, евреев – 118, армян – 20, один татарин. Сколько всего жителей было в нашем городе в 1910 году?
- По данным 1910 г. в городе насчитывалось 603 здания крытых железом, тёсом - 53, черепицей - 5, соломой и камышом - 168, комбинированных кровель было 92. Из них кирпичных строений было 482, остальные – деревянные. Сколько деревянных строений было в городе?
- В 1655 г. город Оскол получил новое имя. В 60 верстах южнее был построен город Царёв-Алексеев, затем переименованный в Новый Оскол. Оскол стал называться Старым Осколом. Сколько лет наш город называется так?
- В 1783 г. академик Иноходцев предположил, что в Курской губернии (в её состав ранее входила и наша область) залегают магнитные руды. Но лишь в 1959г. была добыта первая руда на Лебединском руднике. Сколько лет прошло с момента обнаружения до первой добычи?
- После неудачного похода в 1695г. на крепость Азов, занятую турками, Пётр I решил для нового похода весной 1696г. построить за зиму лёгкий галерный флот. Для чего собрали жителей ближайших городов. В Старом Осколе для несения охранной службы было решено оставить 15 человек, все остальные солдаты и дети боярские – 1225 человек – направились в Воронеж для постройки малых судов. Каждый человек должен был достать 10 фунтов пеньки (1 фунт – 400 г.) и два дуба. Какую массу пеньки и какое количество дубов должны были достать жители Старого Оскола?
По приказу Петра I большая часть служилого населения Белгородчины была мобилизована для строительства флота в Воронеж. Только по просьбе воеводы Б.П.Шереметьева для несения службы в городе Белгороде из 925 детей боярских оставлено 150, а в Старом Осколе – лишь 15 из 1240. Сколько служилых людей призвали из Белгорода и Старого Оскола? На сколько человек больше призвали из Старого Оскола, чем из Белгорода?
Вот, например, какие задачи я использовала на уроке, посвящённом Курской битве.
- С 5 июля по 23 августа 1943 года длилась Курская битва. Сколько суток? Часов?
- Госкомитет Обороны СССР 8 июня 1943 г. принял постановление в срок с 15 июня по 15 августа, для переброски грузов к фронту, построить новую железную дорогу Старый Оскол – Ржава, протяжённостью 95 км. Но уже 16 июля по этой стальной магистрали пошли первые эшелоны фронту. На сколько дней опередили график строители? Сколько суток (часов) велось строительство дороги?
- Старооскольские 14-16-летние девушки вписали в 1943 г. своими руками в историю золотые строки. Для строительства железной дороги Старый Оскол – Ржава, из Старого Оскола была отправлена строительная колонна. Она состояла из 1000 девчат. В тяжелейших условиях, под непрерывными бомбёжками, они вручную грузили по 120 автомашин щебня и грунта, при норме – 40. Сколько автомашин щебня и грунта нагрузили девушки за 32 дня? На сколько машин за эти дни они превысили норму?
- За 32 дня наши девушки и их ровесницы, вместе с другими строителями, со стариками и бабами из окрестных деревень уложили 80 000 кубометров грунта. Сколько кубометров грунта в среднем укладывали строители за один день?
- В 1943 г. в фонд обороны колхозники Старооскольского района сдали 189120 пудов зерна, 48 816 пудов картофеля, 9 964 пуда подсолнуха, 10086 пудов овощей, 16 602 пуда мяса. Каков общий вес сданной продукции?
Подобные задачи очень важны и для расширения детского кругозора. Конечно, бесполезно требовать от обучающихся обязательного запоминания дат и событий. Цель уроков не в этом. Главное – дать ребёнку возможность ощутить поток времени, в котором движется человеческая цивилизация, помочь ему понять, что жизнь каждого человека – часть истории, и от него зависит, в каком мире будут жить следующие поколения.
Эффективность урока может быть повышена, если его проведение будет приурочено к экскурсии в краеведческий музей, по историческим местам города и области.
При изучении темы “Величины”, “Операции с величинами” в 3-4 классах, я также предлагаю детям на уроках и на занятиях математического кружка задачи с использованием краеведческого материала, используя межпредметные связи с уроком изучения окружающего мира. Дети знакомятся со старинными мерами длины, площади, массы, учатся переводить их в современные единицы измерения.
- Для оповещения и предупреждения татарских набегов построена Белгородская засечная черта, в которую вошёл город-крепость Оскол. Он был построен при царе Фёдоре Иоанновиче в 1593 г. на меловых скалах, обрывающихся к бурной, многоводной и глубокой тогда реке Оскол. Крепостная стена, или острог, состояла из вертикально поставленных дубовых брёвен с заострёнными вверх концами. Длина крепости была равна 930 саженям. С трёх сторон крепость была окружена неприступным обрывом, с севера её защищал ров с водой. Узнайте, какова длина городских стен в современных мерах длины. (Длина казённой сажени равна 217 см. 6 мм.).
- Стены и башни были “срублены” из дубового леса (диаметр брёвен был около 25см) и обмазаны глиной. Лес рубили за рекой Чуфичкой, в районе современной деревни Воротниково. Местные жители для крепостных сооружений заготовили 17980 брёвен. Если бы эти брёвна выложить в один ряд, какой длины был бы настил?
- По периметру стен города располагалось 20 башен. На южной стороне находилась “отводная” башня, которая прикрывала тайник к Осколу. Тайник представлял собой вырытую галерею, в которую был уложен дубовый сруб длиною более 85 м, а высота и ширина в пределах 3 м. Галерея примыкала к колодцу, вырытому в 10 м от реки Оскол, откуда жители и гарнизон осаждённого города могли добывать воду. Найдите периметр стен галереи, их площадь.
- Размеры крепости в 1615 г.: северная передняя стена по “пряслу” (расстояние между башнями) составляла 54 сажени, восточная – 48, южная – 60, западная – 54 сажени. Каков был периметр крепости Оскол, если длина казённой сажени в XVII веке была равна 217 см. 6 мм.
- Самой мощной защитой крепости было огнестрельное оружие. Самым распространённым был “пищаль”. Им называли почти всё огнестрельное оружие. Согласно дозорной книге 1615 г., у защитников крепости было всего 12 пищалей. Шесть железных пищалей малого калибра, весом ядра в одну гривенку (гривенка равнялась 205 г.) и шесть медных – три из которых по шесть гривенок ядро, три – по четыре гривенки. Каков общий вес ядер, которые требовались лишь для одного заряда для всех пищалей?
- В 1800 г. урожай всех культур оставался очень низким. В хозяйстве на каждую душу приходилось по 3 чети зерна на год (1 четь - 22пуда). И этот урожай считался хорошим. А случалось собирать и по 10 пудов на одну душу. Рассчитайте, сколько граммов зерна приходилось на одного человека в день?
- На всероссийской выставке кустарей – экспонавтов в Москве в 1886г. Колесников Аверьян, из села Роговатое, за зипуны из белого сукна, которые он изготовил сам, награждён бронзовой медалью. Фунт шерсти стоил 20 копеек, из него получали 3 аршина сукна по 25 копеек за аршин. Какова прибыль работника, изготовившего сукно из 5 фунтов шерсти?
В настоящее время много внимания уделяется духовному воспитанию детей. Ведь история нашего края неотделима от истории православия. Поэтому на уроках математики использую следующие задачи:
- 2 (15 по новому стилю) октября 1703 г. Смоленская икона Пресвятой Богородицы, находящаяся над вратами крепостной стены города Белгорода, просияла неземным светом и от него сама собой зажглась свеча. Икона впоследствии прославилась многими чудесами и исцелениями. В каком году отмечалось 300-летие прославления чудотворной Белгородско-Смоленской иконы Пресвятой Богородицы? Сколько лет прошло с этого дня теперь?
- 4 ноября во всех православных храмах нашего города проходят праздничные богослужения и крёстные ходы с Казанской иконой Божией Матери. Это церковное торжество в честь одной из самых почитаемых на Руси икон установлено в память освобождения от польских интервентов в 1612 г. Поэтому в 2005 г. эта дата совпала с новым государственным праздником ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.09.13 | Просмотров: 1782

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340