Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Элективный курс Психология конфликта
Автор(ы): Вдович Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В настоящее время перед образованием поставлены новые цели и задачи – формирование личности гражданина демократического правового общества. Все качества гражданина (активность, толерантность, способность к самоопределению и т.д.) связаны с функционированием определенных психологических механизмов личности как субъекта собственной жизнедеятельности и общественной жизни. Приходится констатировать, что сложившаяся система обучения и воспитания подрастающего поколения не нацелена на формирование субъектных качеств личности, не опирается на внутреннюю логику их саморазвития и необходимые психолого-педагогические средства. В связи с этим возрождается интерес к преподаванию психологии в школе и других средних образовательных и специальных учреждениях. Однако в обычных городских и тем более сельских школах не всегда есть возможность, средства и специалисты, чтобы в полном объеме вести обучение учащихся психологии. Тем не менее, по нашему глубокому убеждению, знание психологии (базовых понятий), навыки конструктивного межличностного взаимодействия, способность к самопознанию и самосовершенствованию необходимы всем выпускникам школы. В процессе перехода школ на предпрофильное и профильное обучение старшеклассников появилась возможность пропаганды и внедрения психологических знаний в школе посредством элективных курсов. Так появилась идея создания данной программы. Данный курс рассчитан именно на старшеклассников, стремление к самопознанию и самосовершенствованию которых лежит на поверхности. Переломные моменты в жизни подрастающего поколения (в данном случае кризис подросткового возраста и переход в стадию юношества) часто сопровождаются конфликтами и конфликтными ситуациями, что не всегда зависит от высокого уровня конфликтогенности ребенка. Поэтому ему просто необходимо быть социально компетентным, чтобы успешнее реализовать себя в дальнейшей жизни и деятельности. Также этот курс может быть использован классными руководителями и воспитателями как серия тематических классных часов не только в школе, но и в других средних и специальных учебных заведениях. Цель курса: Способствовать формированию основных умений и навыков самопознания, самоанализа и самооценки для разрешения возникающих конфликтных ситуаций и предупреждения конфликтов. Основная задача курса – формирование социальной компетентности, куда входят следующие умения и навыки, которые мы намерены формировать в процессе реализации данной программы: - способность конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими;
- умение анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других людей;
- умение понимать самого себя и относиться к себе с должным уважением;
- умение быть независимым, отстаивать свою позицию конструктивными способами.
В процессе изучения курса участникам (слушателям) предлагаются - теоретические материалы (основные термины, понятия);
- диагностические методики, нацеленные на самопознание, самоанализ и самооценку (тестирование и самотестирование);
- предполагается обсуждение результатов диагностики;
- решение практических задач (ситуаций);
- деловая игра.
Программа элективного курса “Психология конфликта” рассчитана на 10 занятий. № | Тема | Содержание | 1 | Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации. | Знакомство с понятиями и усвоение сущности понятий “спор”, “конфликт”, “конфликтная ситуация”, “инцидент”, развитие умения нравственного самопознания, самоанализа.Самотестирование “Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации”. | 2 | Уровень конфликтности личности. | Закрепление понятий “спор”, “конфликт”, “конфликтная ситуация”, “инцидент”, развитие умений самоанализа и самооценки на примере результатов самотестирования. Знакомство с правилами поведения для конфликтных людей. Самотестирование “Уровень конфликтности личности” | 3 | Учимся разрешать конфликты. | Усвоение правил разрешения конфликтов, развитие умений анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты. | 4 | Стили разрешения конфликтов. | Продолжение знакомства с различными стилями разрешения конфликтов; углубления самопонимания путем выявления своего собственного стиля, характерного для поведения в конфликте.Тест К. Томаса “Стили разрешения конфликтов”. | 5 | Самоконтроль в общении. | Практическое занятие. Участники группы выполняют тесты: “Оценка самоконтроля в общении”, “Оценка коммуникативных умений” (в 2 вариантах) с целью более глубокого самопознания и самоопределения в различных ситуациях общения. | 6 | Управление конфликтом. | Рассмотрение способов конструктивного поведения в конфликте, методов управления конфликтом, роли эмоций в динамике конфликта; развитие навыков творческого разрешения конфликтных ситуаций. | 7 | Самооценка и внутриличностный конфликт. | Знакомство с понятиями “самооценка адекватная”, “неадекватная”. Связь самооценки с возникновением конфликтов внешних и внутренних. Тест “Методика полярных профилей”. | 8 | Система психологической защиты. | Характеристика основных форм психологической защиты:замещение, регрессия, вытеснение, отрицание, проекция, компенсация, рационализация. Тест-опросник Плутчика – Келлермана – Конте. | 9 | Ролевые и внутриличностные конфликты. | Влияние “роли” (Родитель – Взрослый – Дитя) на формирование и развитие личности, на взаимодействие с другими людьми; возникновение внешних и внутренних конфликтов в связи с преобладающим типом реагирования. Знакомство с техникой амортизации (“психологическое айкидо”).Тест “ТРИ “Я”” (определение преобладающего типа реагирования). | 10 | Деловая игра “Умеем ли мы общаться”. | Заключительное занятие, где участники курса могут применить все свои знания по теории и практике разрешения конфликтов. Проводится анкета “Конфликтная ли вы личность?”, конкурсные состязания в микрогруппах “Культурная беседа”, “Речевой этикет”; работа по созданию коллективного портрета “Приятного собеседника (партнера)”; выработка “Правил общения и поведения при разрешении конфликтов”. | Содержание программы Занятие 1. “Конфликты в нашей жизни” - Самотестирование “Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации”.
- Введение теоретических понятий: СПОР, ПРОТИВОРЕЧИЯ, КОНФЛИКТ, КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ, ИНЦИДЕНТ.
- Самостоятельный анализ тестирования.
- Коллективный анализ результатов.
- Рефлексивная деятельность.
Ребятам предлагается соотнести результаты тестирования с самооценкой своего уровня конфликтности, подумать, какие причины чаще всего порождают конфликты между людьми. Занятие 2. Уровень конфликтности личности 1. Беседа. Вопросы: - В чем сходство и различие понятий СПОР и КОНФЛИКТ? - Что такое КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ? - Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию? - С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Почему? - Что чаще всего для вас является причиной конфликта? - Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувство достоинства всех людей, задействованных в конфликте? - Были ли вы свидетелями такого успешного разрешения конфликта? - Что мешает вам или другим людям разрешать конфликты с пользой для обеих сторон? 2. Самотестирование “Уровень конфликтности личности”. Знакомство с правилами поведения для конфликтных людей, выполнение которых помогает не провоцировать конфликты. - Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало.
- Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа.
- Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда.
- Критикуйте, но не критиканствуйте.
- Чаще улыбайтесь.
- Традиции хороши, но до определенного предела.
- Во всем надо знать меру.
- Сказать правду тоже надо уметь!
- Будьте независимы, но не самонадеянны.
- Не превращайте настойчивость в назойливость.
Будьте справедливы и терпимы к людям. Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других. - Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.
- Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.
- Проявляйте выдержку, овладевайте умениями саморегуляции.
Уважение к людям, знание правил ведения спора, дискуссии, правил общения помогают предотвращать ненужные конфликты. Но есть еще и специальные правила предупреждения конфликтов: - не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;
- прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела;
- постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь “встать на его место”;
- не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу;
- умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!
3. Рефлексивная деятельность. Поможет ребятам вспомнить, когда выполнение этих правил им действительно помогло избежать конфликта. Занятие 3. “Учимся разрешать конфликты” 1. Задание: ребятам предлагается описать на отдельных листочках конфликты, которые произошли с ними. Подписывать листочки не следует. Эти ситуации будут рассмотрены коллективно, чтобы найти совместно оптимальное решение каждого проанализированного конфликта. 2. Беседа. Ребятам предлагается вспомнить правила поведения для конфликтных людей и правила предупреждения конфликта. 3. Способы и правила разрешения конфликта. Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизация их отношений. Способы разрешения конфликта (юмор, “психологическое поглаживание”, компромисс, анализ ситуации, “третейский” суд, ультиматум, подавление партнера и разрыв связи). Правила разрешения конфликта. а) анализ конфликтной ситуации; б) разрешение конфликта. 4. Рефлексивная деятельность. Занятие 4. “Стили разрешения конфликтов” 1. Постановка и анализ проблемных вопросов (ситуаций): Вам нравится девушка, и вдруг в ваши отношения вмешивается другой парень. Как вы будете реагировать, если это ваш друг; просто посторонний парень? Вам предстоит сдавать экзамен, и вдруг учитель предлагает пяти ученикам защищать реферат, а не учить билеты. Четыре темы выбрали сразу же. Осталась только одна тема, и вы хотите ее взять. Как вы поступите, если ею заинтересовался ваш друг; просто одноклассник и т. п.? 2. Стили разрешения конфликта. Существует пять основных стилей разрешения конфликта. Для наиболее удачного исхода в проблемной ситуации необходимо не только знать стили разрешения конфликтов, но и владеть ими: стиль конкуренции, стиль уклонения, стиль приспособления, стиль сотрудничества, стиль компромисса. 3. Тест К. Томаса “Стили разрешения конфликтов”. 4. Рефлексивная деятельность. Занятие 5. “Самоконтроль в общении” 1. Тест М. Снайдера “Оценка самоконтроля в общении”. 2. Обсуждение результатов тестирования. Занятие 6. “Управление конфликтом” 1. Динамика конфликта. В динамике конфликта, т.е. в его протекании как процесса, выделяют следующие четыре основные стадии: - Возникновение объективной конфликтной ситуации.
- Осознание участниками существования кон...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2392
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|