Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Элективный курс Психология конфликта - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Элективный курс Психология конфликта


Автор(ы): Вдович Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В настоящее время перед образованием поставлены новые цели и задачи – формирование личности гражданина демократического правового общества. Все качества гражданина (активность, толерантность, способность к самоопределению и т.д.) связаны с функционированием определенных психологических механизмов личности как субъекта собственной жизнедеятельности и общественной жизни.
Приходится констатировать, что сложившаяся система обучения и воспитания подрастающего поколения не нацелена на формирование субъектных качеств личности, не опирается на внутреннюю логику их саморазвития и необходимые психолого-педагогические средства.
В связи с этим возрождается интерес к преподаванию психологии в школе и других средних образовательных и специальных учреждениях.
Однако в обычных городских и тем более сельских школах не всегда есть возможность, средства и специалисты, чтобы в полном объеме вести обучение учащихся психологии. Тем не менее, по нашему глубокому убеждению, знание психологии (базовых понятий), навыки конструктивного межличностного взаимодействия, способность к самопознанию и самосовершенствованию необходимы всем выпускникам школы.
В процессе перехода школ на предпрофильное и профильное обучение старшеклассников появилась возможность пропаганды и внедрения психологических знаний в школе посредством элективных курсов. Так появилась идея создания данной программы.
Данный курс рассчитан именно на старшеклассников, стремление к самопознанию и самосовершенствованию которых лежит на поверхности. Переломные моменты в жизни подрастающего поколения (в данном случае кризис подросткового возраста и переход в стадию юношества) часто сопровождаются конфликтами и конфликтными ситуациями, что не всегда зависит от высокого уровня конфликтогенности ребенка. Поэтому ему просто необходимо быть социально компетентным, чтобы успешнее реализовать себя в дальнейшей жизни и деятельности.
Также этот курс может быть использован классными руководителями и воспитателями как серия тематических классных часов не только в школе, но и в других средних и специальных учебных заведениях.
Цель курса:
Способствовать формированию основных умений и навыков самопознания, самоанализа и самооценки для разрешения возникающих конфликтных ситуаций и предупреждения конфликтов.
Основная задача курса – формирование социальной компетентности, куда входят следующие умения и навыки, которые мы намерены формировать в процессе реализации данной программы:
  • способность конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими;
  • умение анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других людей;
  • умение понимать самого себя и относиться к себе с должным уважением;
  • умение быть независимым, отстаивать свою позицию конструктивными способами.
В процессе изучения курса участникам (слушателям) предлагаются
  • теоретические материалы (основные термины, понятия);
  • диагностические методики, нацеленные на самопознание, самоанализ и самооценку (тестирование и самотестирование);
  • предполагается обсуждение результатов диагностики;
  • решение практических задач (ситуаций);
  • деловая игра.
Программа элективного курса “Психология конфликта” рассчитана на 10 занятий.
Тема Содержание
1 Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации. Знакомство с понятиями и усвоение сущности понятий “спор”, “конфликт”, “конфликтная ситуация”, “инцидент”, развитие умения нравственного самопознания, самоанализа.Самотестирование “Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации”.
2 Уровень конфликтности личности. Закрепление понятий “спор”, “конфликт”, “конфликтная ситуация”, “инцидент”, развитие умений самоанализа и самооценки на примере результатов самотестирования. Знакомство с правилами поведения для конфликтных людей. Самотестирование “Уровень конфликтности личности”
3 Учимся разрешать конфликты. Усвоение правил разрешения конфликтов, развитие умений анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты.
4 Стили разрешения конфликтов. Продолжение знакомства с различными стилями разрешения конфликтов; углубления самопонимания путем выявления своего собственного стиля, характерного для поведения в конфликте.Тест К. Томаса “Стили разрешения конфликтов”.
5 Самоконтроль в общении. Практическое занятие. Участники группы выполняют тесты: “Оценка самоконтроля в общении”, “Оценка коммуникативных умений” (в 2 вариантах) с целью более глубокого самопознания и самоопределения в различных ситуациях общения.
6 Управление конфликтом. Рассмотрение способов конструктивного поведения в конфликте, методов управления конфликтом, роли эмоций в динамике конфликта; развитие навыков творческого разрешения конфликтных ситуаций.
7 Самооценка и внутриличностный конфликт. Знакомство с понятиями “самооценка адекватная”, “неадекватная”. Связь самооценки с возникновением конфликтов внешних и внутренних. Тест “Методика полярных профилей”.
8 Система психологической защиты. Характеристика основных форм психологической защиты:замещение, регрессия, вытеснение, отрицание, проекция, компенсация, рационализация.
Тест-опросник Плутчика – Келлермана – Конте.
9 Ролевые и внутриличностные конфликты. Влияние “роли” (Родитель – Взрослый – Дитя) на формирование и развитие личности, на взаимодействие с другими людьми; возникновение внешних и внутренних конфликтов в связи с преобладающим типом реагирования. Знакомство с техникой амортизации (“психологическое айкидо”).Тест “ТРИ “Я”” (определение преобладающего типа реагирования).
10 Деловая игра “Умеем ли мы общаться”. Заключительное занятие, где участники курса могут применить все свои знания по теории и практике разрешения конфликтов. Проводится анкета “Конфликтная ли вы личность?”, конкурсные состязания в микрогруппах “Культурная беседа”, “Речевой этикет”; работа по созданию коллективного портрета “Приятного собеседника (партнера)”; выработка “Правил общения и поведения при разрешении конфликтов”.
Содержание программы
Занятие 1. “Конфликты в нашей жизни”
  1. Самотестирование “Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации”.
  2. Введение теоретических понятий: СПОР, ПРОТИВОРЕЧИЯ, КОНФЛИКТ, КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ, ИНЦИДЕНТ.
  3. Самостоятельный анализ тестирования.
  4. Коллективный анализ результатов.
  5. Рефлексивная деятельность.
Ребятам предлагается соотнести результаты тестирования с самооценкой своего уровня конфликтности, подумать, какие причины чаще всего порождают конфликты между людьми.
Занятие 2. Уровень конфликтности личности
1. Беседа.
Вопросы:
- В чем сходство и различие понятий СПОР и КОНФЛИКТ?
- Что такое КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ?
- Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?
- С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Почему?
- Что чаще всего для вас является причиной конфликта?
- Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувство достоинства всех людей, задействованных в конфликте?
- Были ли вы свидетелями такого успешного разрешения конфликта?
- Что мешает вам или другим людям разрешать конфликты с пользой для обеих сторон?
2. Самотестирование “Уровень конфликтности личности”.
Знакомство с правилами поведения для конфликтных людей, выполнение которых помогает не провоцировать конфликты.
  • Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало.
  • Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа.
  • Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда.
  • Критикуйте, но не критиканствуйте.
  • Чаще улыбайтесь.
  • Традиции хороши, но до определенного предела.
  • Во всем надо знать меру.
  • Сказать правду тоже надо уметь!
  • Будьте независимы, но не самонадеянны.
  • Не превращайте настойчивость в назойливость.
Будьте справедливы и терпимы к людям. Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других.
  • Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.
  • Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.
  • Проявляйте выдержку, овладевайте умениями саморегуляции.
Уважение к людям, знание правил ведения спора, дискуссии, правил общения помогают предотвращать ненужные конфликты. Но есть еще и специальные правила предупреждения конфликтов:
  • не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;
  • прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела;
  • постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь “встать на его место”;
  • не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу;
  • умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!
3. Рефлексивная деятельность.
Поможет ребятам вспомнить, когда выполнение этих правил им действительно помогло избежать конфликта.
Занятие 3. “Учимся разрешать конфликты”
1. Задание: ребятам предлагается описать на отдельных листочках конфликты, которые произошли с ними. Подписывать листочки не следует. Эти ситуации будут рассмотрены коллективно, чтобы найти совместно оптимальное решение каждого проанализированного конфликта.
2. Беседа. Ребятам предлагается вспомнить правила поведения для конфликтных людей и правила предупреждения конфликта.
3. Способы и правила разрешения конфликта.
Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизация их отношений.
Способы разрешения конфликта (юмор, “психологическое поглаживание”, компромисс, анализ ситуации, “третейский” суд, ультиматум, подавление партнера и разрыв связи).
Правила разрешения конфликта.
а) анализ конфликтной ситуации;
б) разрешение конфликта.
4. Рефлексивная деятельность.
Занятие 4. “Стили разрешения конфликтов”
1. Постановка и анализ проблемных вопросов (ситуаций):
Вам нравится девушка, и вдруг в ваши отношения вмешивается другой парень. Как вы будете реагировать, если это ваш друг; просто посторонний парень?
Вам предстоит сдавать экзамен, и вдруг учитель предлагает пяти ученикам защищать реферат, а не учить билеты. Четыре темы выбрали сразу же. Осталась только одна тема, и вы хотите ее взять. Как вы поступите, если ею заинтересовался ваш друг; просто одноклассник и т. п.?
2. Стили разрешения конфликта.
Существует пять основных стилей разрешения конфликта. Для наиболее удачного исхода в проблемной ситуации необходимо не только знать стили разрешения конфликтов, но и владеть ими: стиль конкуренции, стиль уклонения, стиль приспособления, стиль сотрудничества, стиль компромисса.
3. Тест К. Томаса “Стили разрешения конфликтов”.
4. Рефлексивная деятельность.
Занятие 5. “Самоконтроль в общении”
1. Тест М. Снайдера “Оценка самоконтроля в общении”.
2. Обсуждение результатов тестирования.
Занятие 6. “Управление конфликтом
1. Динамика конфликта.
В динамике конфликта, т.е. в его протекании как процесса, выделяют следующие четыре основные стадии:
  1. Возникновение объективной конфликтной ситуации.
  2. Осознание участниками существования кон...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2392

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340