Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа элективного курса Плоские кривые — изящные порождения человеческого разума - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Программа элективного курса Плоские кривые — изящные порождения человеческого разума


Автор(ы): Кузьмина Елена Александровна, учитель математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка
“Мир кривых
гораздо разнообразнее и богаче мира точек,
но только математики ХХ века
сумели овладеть его богатством”
Р.Винер
Данный элективный курс предназначен для реализации в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки.
Наряду с основной задачей обучения математике – обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математический знаний и умений – элективный курс способствует формированию устойчивого интереса к предмету, развитию математических способностей, мотивации предпочтения математическому профилю для продолжения образования.
Задачи курса:
  • продемонстрировать сущность научного подхода, специфику математики;
  • показать роль математики в прикладных исследованиях;
  • научить приемам исследования и решения математически формализованных задач, организовать поисково-исследовательскую деятельность.
  • помочь в формировании навыков самостоятельного изучения математических текстов, делового общения;
  • оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
  • приобрести уверенность в себе, научиться самостоятельно мыслить.
Программа курса составлена на материале алгебры, математического анализа и аналитической геометрии, не дублирует школьный курс, а расширяет и углубляет содержание учебника математики.
Курс состоит из трех частей. Первая часть посвящена истокам возникновения кривых: прямой, окружности, эллипсу, спиралям; поиску плоских кривых в вышивках, в резных кружевах деревянного и каменного зодчества (используется краеведческий материал). Рассмотрена богатая приложениями тема “Симметрия”.
Во второй и третьей частях изучаются конические сечения, циклоидальные кривые, их свойства и приложения. Кривые доставляют не только эстетическое удовольствие, их свойства позволяют с наибольшей простотой решать разнообразные практические задачи, лежат в основе активной преобразующей роли математики в науке, технике, искусстве.
Притягательная сила и очарование кривых отчасти объясняется тем, что одну и ту же кривую можно построить различными способами:
- результат пересечения поверхности кругового конуса с плоскостью;
- траектории движения точек;
- огибающие семейства линий;
  • графики уравнений в системе координат.
Эти вопросы рассмотрены в заключительной части курса.
В результате изучения курса учащиеся
должны знать:
  • роль фундаментальных знаний математики в развитии науки, техники, искусства;
  • содержание понятий “симметрия”, “кривая”, “виды кривых”, “система координат”, “касательная к кривой” “огибающая”;
  • суть различных подходов к изучению плоских кривых, сопоставление различные способы построения кривых;
  • сущность бескоординатного метода и метода координат,
должны уметь:
  • выполнять сравнительный анализ декартовой и полярной систем координат;
  • строить плоские кривые различными методами,
  • решать простейшие задачи аналитической геометрии;
  • самостоятельно анализировать и отбирать материал для выступлений, рефератов.
Аттестация учащихся предусматривает успешное выполнение одного из ниже перечисленных пунктов
- решений задач, тестирование (три работы с положительными результатами), активное участие в диспутах, дискуссиях;
  • написание реферата на заданную тему и выступление с сообщением на занятии;
  • выполнение по теме курса исследовательской работы индивидуально или группой (2-3 человека);
  • презентация альбомов кривых;
  • изготовление демонстрационного материала (конические сечения, маятник Гюйгенса, линейка для эпициклов, устройства для вычерчивания окружности и эллипса, “математические” вышивки);
  • выполнение проекта по любому вопросу темы.
Курс рассчитан на 26 аудиторных часов (2 часа в неделю). Программа выстроена таким образом, что при необходимости время на изучение той или иной темы можно варьировать.


Название раздела


Количество часов

всего

теория
практика
Практические и графические работы Дискуссия, диспут Метод проектов Презентации
Введение 4 2 1 1
Конические сечения 7 3,5 2 1,5
Циклоидальные кривые 7 3 2 1 1
Построение плоских кривых 8 1,5 2,5 1 1,5 1,5
Итого: 26 11 6,5 2 4 2,5
Содержание курса
  1. Введение 4 часа
    1. Понятие кривой. Истоки орнаментики. Бордюры. Плоские кривые в декоративно-прикладном искусстве (вышивки, наличники), в архитектуре (на примерах памятников Старой Руссы и Новгородской области).
    2. Симметрия и асимметрия. Роль симметрии в познании мира. Симметрия в живой и неживой природе, живописи, архитектуре.
    3. Функциональные зависимости реальных процессов. Нефункции.
  2. Конические сечения 7 часов
    1. Прямая, уравнения прямой.
    2. Решение задачи об удвоении куба – начало исследований конических сечений. Трисекция угла, квадратура круга. Легенды, связанные с решением этих задач.
    3. Теорема Паскаля об общем свойстве конических сечений.
    4. Кривые второго порядка – траектории движения космических тел. Метод построения конических сечений (метод Дюрера).
    5. Парабола. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Парабола безопасности. Квадратичная функция.
    6. Гипербола. Гипербола и функция обратной пропорциональности. Гипербола – граница зоны слышимости. Гипербола и явление капиллярности.
  3. Циклоидальные кривые 8 часов


    1. ВНИМАНИЕ!
      Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

      Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

      Ваш id: Пароль:

      РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1316

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340