Главная / Методические материалы / Преподавание биологии
Интегрированный урок (биология + химия + экология) по теме Живой покров Земли
Автор(ы): Власова Тамара Александровна, учитель биологии; Лисевич Ольга Николаевна, учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
-Лелей лоскут отеческой земли, Как ни болотист и ни каменист он- О. Фокина. Цель: познакомить ребят с составом, свойствами почвы и удобрениями. Методы: 1. Словесный (беседа, сообщения учащихся, обсуждение). 2. Наглядный: - графическая наглядность (рисунки, таблицы, карта)"
- предметная наглядность (коллекции, препараты).
3. Практический (исследовательский). 4. Работа с книгой (учебник, научно-популярная литература). 5. Метод информации при помощи ТСО. 6. Учебный спектакль. Оборудование: - ТСО (графопроектор, магнитофон);
- иллюстрированный материал;
- лабораторное оборудование (пробирки, предметные стекла, спиртовки, почва, реактивы, хим. стаканы);
- работы учеников;
- живые объекты (настой почвы);
- коллекции удобрений;
Идея проведения урока с ребятами разного возраста зрела давно. Темы: «Почва», «Минеральные удобрения», изучаются в 6 и 9 классах и эти темы наиболее благодатные для интегрированного урока. 9 классы повторяют, а 6 классы вовлекаются в развивающее, углубляющее и опережающее обучение. Девятиклассники не только сами учатся, но и учат шестиклассников. Ребятам были даны опережающие задания. Задачи урока: - Повторить и углубить знания о свойствах и составе почвы, значение почвы.
- Расширить знания об удобрениях «корни почвы», практическим путем доказать качественный анализ наличия К+, РО43-, NН4+ содержащиеся в сложных удобрениях.
- Продолжить воспитывать культуру бережного отношения к одной из оболочек Земли – почве.
Учитель: Добрый день! Мы начинаем наш необычный урок. (стук в дверь и передают пакет-сюрприз) Что же это такое? Ребята, посмотрите, что там? - Земля. Учитель: Отлично. Сегодня мы будем говорить о ней, но не в большом смысле, а об её почвенной оболочке. Тема нашего урока: Живой покров Земли (почва). -Лелей лоскут отеческой земли, Как ни болотист и ни каменист он- О. Фокина Вопрос: Зачем необходимо «лелеять»? Почему? Тем более если он «болотист и каменист». На сегодняшнем уроке мы попробуем решить эту проблему. Начать урок о почве мы решили с драматического события, которое произошло много лет назад. Небывалая по своей силе засуха поразила одновременно многие страны мира. Тысячи людей умирали от жажды и голода. Особенно много умерло детей. Человек переоценил свои силы, неразумно использовал ресурсы, и, прежде всего почву, от устойчивости, которой зависит жизнь на Земле. Поэтому, чтобы избежать утомления, истощения ее необходимо знать. - Прежде всего, про четыре узнай Мирозданья начала: Воздух, огонь, животворная Почвы и влага, Чьею струею родник бытия создается для смертных. Так сказал один из мудрецов Древней Греции Эмпедокл. Но любое знание уходит в глубь веков, например: Мифы Древней Греции сохранили для нас не только красивые и увлекательные истории, рожденные богатой фантазией её народа, но и результаты внимательного наблюдения за природой. Греки считали почву «способной рождаться», «умирать» и, что самое удивительное - «помнить»: им знакомо было такое явление, как почвенная память. Сейчас посмотрим миф об этих способностях почвы - «умирать», «помнить», «рождаться». Сценка (участвуют учащиеся 6 и 9 классов, Приложение 1).Учитель: Ребята, о каких свойствах почвы говорится в этом мифе? Ученик: Рождаться, умирать, помнить. Учитель: Зачем создавались мифы? Ученик: Передавать будущим поколениям. Учитель: Но знания как процесс имеют способность накапливаться. Человеком, обобщившим эти знания, является В. В. Докучаев, который у нас в гостях, и мы даем ему слово. На доске словарь – В. В. Докучаев. Почвоведение. 10 декабря 1883 года. Почва. На магнитной доске иллюстрация, увеличенная из книги Б. Г. Розанов (Приложение 2). В. В. Докучаев (ученик 9 класса в мантии и шапочке магистра, ученого). Докучаев: Днем рождения считается 10 декабря 1883 г., когда я, Василий Васильевич Докучаев, сын сельского священника из деревни Милюково Смоленской губернии, выпускник и магистр Санкт- Петербургского университета. Учитель: – Став выдающимся русским естествоиспытателем, блестяще защитил докторскую диссертацию в этом университете, совершившую революционный переворот в науке. Докучаев: Я дал определение почвы, ставшее краеугольным камнем для почвоведения, убедительно показал, что почва- это особое природное тело, такое же самостоятельное, как минералы, растения, животные, вода и воздух. Учитель: Спасибо уважаемому почвоведу В. В. Докучаеву- основоположнику науки о почве – почвоведению. Ребята! Вот здесь записано его определение. (На переносной доске). Прочитайте внимательно и ответьте на вопросы: - Что такое почва? (по определению Докучаева).
- Каким образом она образовалась?
Ответы: - «Почва – естественноисторическое тело,
- Образовавшееся путем сложного взаимодействия местного климата, растительности и животных организмов, горных пород, рельефа местности и возраста страны».
Ребята! Но есть ещё одно определение современного выдающегося отечественного почвоведа Бориса Георгиевича Розанова. Но когда я буду говорить его, вы внимательно слушайте и подумайте: Чем она является для планеты? И какую роль играет? (Запись на переносной доске). Почва это своеобразная кожа Земли, через которую осуществляется постоянный обмен веществом и энергией между всеми оболочками планеты. (Ответы ребят) (Иллюстрация: «Педосфера в системе земных геосфер»). (Приложение 3) Почва – тоже оболочка – педосфера) Учитель: Для продолжения урока мы открываем лаборатории. В каждой из них девятиклассники-руководители, ответственные, а шестиклассники работают с ними. (На столах таблички названной лаборатории. Задания для лабораторий на мониторах компьютеров). 1. Химико-биологическая № 1. «Состав и значение почвы». Карточка – задание. 1. Состав почвы - песок (стакан, пробирка, вода);
- глина;
- воздух (пробирка, вода);
- вода (нагревание, на ощупь);
- перегной (нагревание, сгорание веществ, дым);
- минеральные вещества (фильтрование и выпаривание).
2. Каково значение почвы? Литература: Розанов стр.18-19; Ботаника стр.33-35. 2. Химико-биологическая № 2. «Свойства почвы» (цвет, вкус, СО2-поглощает, N2-поставляет, обитатели). 3. Химическая № 1. «Классификация удобрений» Литература: Ботаника; Ж.. Биология в шк.№ 3 - 93 стр.18-19. 4. Химическая № 2. «Качественный анализ питательных элементов, входящих в состав удобрений». 5. Биологическая. «Влияние питательных элементов N, К, Р на растения». 6. Географическая. «Виды почв Дальнего Востока» (опережающее задание) 7. Экологическая. Литература: Розанов стр. 54, 66; Материал школьной экологической конференции). Задания. Шестиклассники: 1. Назовите основных врагов почвы: - эрозия (водная, ветровая);
- загрязнение (дать определение и назвать их).
Девятиклассники: 2. Раскрыть загрязнители на примере города: - начать с факта по-нашему городу 1992 год;
- почвы кислые, отсюда растет много хвоща (один из индикаторов определения РН почвы);
- выпадение «кислотных дождей» - Н2SО4, Н3РО4…, много тяжёлых металлов Рb2+,Нg2+,Со2+,(нефтеперерабатывающий завод) стр.68-69-ГОК (Розанов);
- еще один из индикаторов нахождения Рb2+ в почве – полынь (серо-синий налет) и Zn2+ (дикая яблоня - яблоня Палласа, накоплениеPb2+ в плодах, ул. Советская; длина хвоинок и толщина стебля (школьная экологическая конференция: радионуклиды - желтеет хвоя – Большехехцирский заповедник);
- излишняя минерализация (пестициды, гербициды).
3. Что мы можем сделать? - вносить органику;
- менять культуры - севооборот;
- давать почве отдыхать;
- известкование;
- посадка деревьев;
- укрепление оврагов;
- известкование кислых почв;
- пескование глинистых почв.
8. Литературная (опережающее задание). (дети рассказывают стихи о почве, которые сами сочиняли) Учитель: На подготовку и заполнение таблицы на доске отводится 7-10 минут. Отчет лаборатории 1-я лаборатория – опытным путем доказывают состав почвы, а значение почвы из дополнительной литературы. Состав почвы, значение | Свойства почвы | Качественный анализ минеральных удобрений | Влияние питательных элементов на органы | Песок, глина, воздух, вода, перегной, минеральные вещества. - Обеспечивает жизнь на земле.
- Поддерживает постоянное взаимодействие большого и малого веществ на земной поверхности.
- Регулирует химический состав атмосферы и гидросферы.
- Регулирует биосферные процессы (плотность живых организмов на Земле)
- Накопление активного органического вещества гумуса.
| - Плодородие.
- Цвет.
- Вкус.
- Поглощает СО2 поставляет N2 корням растений.
| KCl – хлорид калияСl- +Ag+ = AgCl (белый осадок) а) К+ - на пламя. б) NH4Cl – хлорид аммония NH4+ + OH- = NH3 (аммиак)+ H2O в)Са3(РО4)2 – суперфосфат простой. РО3-4 + 3Ag+ = Ag3PO4 (желтый осадок). | Азот – усиливает рост стеблей листьев, корней. Фосфор – ускоряет созревание плодов. Калий - влияет на рост корней, клубней, луковиц. | На доске словарь: Гумус, Плодородие, Сидераты. Учитель: Что входит в состав почвы? Чем почва отличается от горных пород? 2-я лаборатория – дают определение плодородию – основное свойство почвы. Гумус – продукт разложения микроорганизмами органических остатков до минеральных веществ. Ответы ребят: 1. Гумус образуется в почве при разложении бактериями, грибами мёртвых органических остатков, прежде всего растительных, (перегной - отмершие части растений и животных). Он под действием микроорганизмов превращается в гумус, от которого зависит плодородие почвы. Общий запас гумуса в почве на планете (≈1.5*1018г) - это аккумулятор солнечной энергии на поверхности Земли. Без гумуса почва мертва, становится бесплодной. Плодородие определяется наличием такого компонента или фактора, который находится в минимуме или максимуме. (рис. «Бочка плодородия») Приложение 4. 2. Все природные цвета почв создаются сочетаниями определённых веществ: гумус, оксиды марганца, сульфиды металлов - чёрный; белый - известь; кремнезем, глинозем; красный - безводные и маловодные оксиды железа; жёлтый - многоводные оксиды железа, сульфаты железа, голубой - соединения закиси железа; зелёный - минералы оливин, глауконит. По физическим и химическим свойствам - кислые, щелочные, малогумусные, тучные, рыхлые, плотные. 3. Почва часто оказывается настолько вкусной, что некоторые животные употребляют ее в пищу. Олени и лоси во время поста рогов поедают глинистые и солончаковые почвы. Один олень или изюбр может в это время съесть до 5 кг глины! Когда обезьяны в неволе теряют шерсть, им нужно позволить полакомиться глиной (содержит кремний), волосяная защитная рубашка быстро восстанавливается. 4. а) Длительное время считали, что CO2, расходуется в основном на фотосинтез. Выяснилось, что около трети всего CO2 в атмосфере поглощают торфяные почвы. Учитель: Так можно ли осушать и уничтожать торфяные и болотистые почвы? б) Раньше считалось, что азот поставляют в основном клубеньковые бактерии, живущие в особых наростах на корнях бобовых растений. Оказалось, что в первую очередь растения поглощают азот, который поступает к корням растений из вторичного органического «сырья» - опавших листьев, остатков погибших организмов. Это сырьё перерабатывается благодаря неустанной, кропотливой работе микроорганизмов почвы. 5. Иллюстрации: а) Цветной рисунок, приложение 5; 6) 1 см3 почвы = 10.000.000 бактерий; 200.000 простейших; 2 км грибных волокон. Учитель: Из чего же составлена почва? Что произойдёт, если погибнет 0.5 га почвы? Ребята на факультативном занятии приготовили почвенный настой. Если рассматривать его под микроскопом - картина фантастическая: (ТСО - графопроектор, на пленке обитатели почвы). Масса микроскопических грибов, водорослей, бактерий, амёб, беспорядочно снующих туда и сюда инфузорий; коловратки, арцелы, клещики, стелонихия, дефлюгия. Группа ребят исполняет песню. (газета «Биология»), (Приложение 6). Учитель: Так какую роль для почвы играют микроорганизмы, которых вы увидели и о которых услышали? (образуют перегной, гумус) 3-я лаборатория. 1. Ученик: испокон веков человек называл землю кормилицей своей, но ведь и кормилице нужен корм. Выражение «корм для земли» - удобрения. Прислушайтесь, как звучит оно: « У-добр-ение»! Какой корень? - «добр» от слова «добро». И в самом деле, удобряя землю, человек делает её добрее. И земля в ответ на доброту щедро расплачивается высокими урожаями. 2. Схема на доске: Удобрения Органические:Навоз, торф, птичий помет, сапропель, сидераты, зола. | Минеральные:Азотные, калийные, фосфорные. | И органические и минеральные удобрения содержат элементы азот, калий, фосфор, необходимые растениям, так же, как и человеку, хлеб, мясо, молоко. 3. Морфологическая характеристика минеральных удобрений: (демонстрация коллекции) Азотные (мочевина, селитра) - цвет - белый, структура - крупные кристаллы, хорошо растворимы, подкормка. Фосфорные - суперфосфат - цвет - сероватый, структура - порошок или гранулы, плохо растворимые, перед посевом. Калийные (калийная соль, хлорид калия) - цвет - розоватый, кристаллы, хорошая растворимость, подкормка. 4. B современном экологическом земледелии всё большее внимание уделяют сидератам. Сидераты - это культуры, земная масса которых не вывозится c поля, a запахивается в почву. (Иллюстрация «запахивание органики»), (Приложение 7). O них знали ещё земледельцы древнего Рима и Древней Греции. В среднем запашка ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1185
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|