Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок биологии в 8-м классе. Тема: Питание и пищеварение - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Урок биологии в 8-м классе. Тема: Питание и пищеварение


Автор(ы): Литвинцева Ольга Ефремовна, учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи урока:
  1. Раскрыть значение пищеварения, пластическую и энергетическую функцию пищи.
  2. Дать представление об органах пищеварения человека.
  3. Показывая различие между понятиями «продукты питания» и «питательные вещества», расширить знания учащихся об основных группах питательных веществ и сопоставить содержание питательных веществ в используемых продуктах питания.
  4. Формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательного условия сохранения здоровья.
  5. Выяснить роль кулинарной обработки пищи.
  6. Продолжить формирование умения самостоятельно работать с информационными источниками (газетами, книгами, журналами).
Оборудование: модель торса человека, таблица «Строение пищеварительной системы человека», карточки на каждый стол (дубликаты таблицы), упаковки от различных пищевых продуктов на каждый стол, образцы меню для каждого ученика, электронные презентации учащихся: «Роль питательных веществ для организма человека», «Значение кулинарной обработки пищи», «Этапы процесса пищеварения».
Презентация к уроку. Приложение 1
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята! С сегодняшнего урока мы начинаем подробно изучать тему «Пищеварение». Сегодня урок мне поможет провести фельдшер нашего Центра Здоровья, Роза Кузьминична.
Роза Кузьминична: Ребята! Многое предстоит решить и узнать на уроке. А теперь попробуйте объяснить мне, что означает выражение: «Как полопаешь, так и потопаешь». (Ребята отвечают, делают выводы).
2. Актуализация знаний.
Учитель: Давайте вспомним, что вы изучали раньше.
Какие питательные вещества вам известны? Какова их роль в нашем организме?
Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества. Белки – строительный материал организма; углеводы и жиры – источник энергии; витамины и минеральные вещества – способствуют росту, помогают быть сильным и здоровым.
3. Изучение нового материала.
Учитель: Ребята, давайте вместе дадим определение процесса пищеварения.
Объясните выражение: «Пища – источник энергии и строительного материала».
4. Лабораторная работа: «Изучение состава пищевых продуктов».
Роза Кузьминична: Сегодня на урок я вам принесла упаковки от разных продуктов питания. Ваша задача – изучить информацию на упаковках, проанализировать ее и сделать выводы о составе различных продуктов питания (на работу отводится определенное время, после изучения информации, ребята, под руководством Розы Кузьминичны, анализируют полученные результаты и делают выводы).
Выводы к лабораторной работе:
  1. разные продукты питания содержат разные питательные вещества;
  2. в составе разных продуктов содержание питательных веществ неодинаково;
  3. продукты питания – это то, что мы употребляем в пищу, а питательную ценность их определяют питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества.
5. Релаксационная пауза.
6. Продолжение изучения материала.
Роза Кузьминична: А теперь внимание на экран. Ребята, вы уже знакомы с понятием «пищевая тарелка». На основе этого попробуем выяснить, чем отличается питание людей разного возраста (на экране диаграммы – «пищевая тарелка» ребенка 10–11 лет, подростка 13–15 лет и взрослого человека; анализ содержания диаграмм).
Выводы: Состав «пищевой тарелки» у людей разного возраста различен.
Роза Кузьминична: Итак, самое время послушать сообщения ребят, которые получили специальные задания и подготовили для вас интересную информацию.
Даша: Любой продукт состоит из разных компонентов. Я вам расскажу о роли белков в организме. Белки в человеческом организме выполняют целый ряд важнейших задач. С ними связаны основные проявления жизни – обмен веществ, сокращение мышц, способность к росту и размножению, раздражимость нервов, а значит, и все высшие функции – мышление, память, иммунные функции – защита от болезнетворных организмов.
Различают животную и растительную белковую пищу. Так как мы по биологической классификации относимся к животным, то и животные белки в нашем организме расщепляются быстрее. Например, степень усвоения куриного белка составляет почти 100 %. Для того, чтобы школьник получал необходимое количество белка, его суточный рацион должен содержать 500–600 мл молока (в том числе, любого кисломолочного напитка), 50–60 г творога, 10–15 г сыра, 150–200 г мяса (в том числе, птицы и субпродуктов), примерно 50 г рыбы, 1 яйцо.
Петя: Я вам расскажу о роли жиров в нашем организме. Жиры в организме исполняют роль не только энергетического резерва, но и входят в состав структурных частей всех органов и тканей. Принято считать, что на жиры должно приходиться 30 % общей калорийности пищи. Детям младшего школьного возраста необходимо ежедневно 70–80 г жиров, при этом растительные жиры должны составлять не менее 20 %. В состав жиров входят насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Жиры с большим содержанием ненасыщенных жирных кислот – это растительные масла. В животных жирах содержится больше насыщенных жирных кислот. Помимо жирных кислот, в жирах пищи содержатся жирорастворимые витамины. Среди них витамин А, необходимый для нормального зрения, витамин Д, противодействующий развитию рахита, витамин Е. Витамины А и Д в больших количествах содержатся в жире печени рыб и морских животных, витамина Е больше в растительных маслах. Для того, чтобы удовлетворить суточную потребность в жирах, в ежедневный рацион школьника должно входить от 25 до 40 г сливочного масла, 15–20 г растительного масла и 15–20 г сметаны или сливок.
Ренат: А мне предстоит ознакомить вас с ролью углеводов. Главная функция, которую выполняют углеводы в организме – снабжение энергией. В среднем на углеводы приходится от 50 до 70 % калорийности дневного рациона человека. Потребность же детей школьного возраста в углеводах оказывается гораздо выше – ежедневно с пищей дети должны получать их 400 г. В качестве источников углеводов используются хлебобулочные изделия, крупы, различны...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.09.23 | Просмотров: 1481

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340