Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Классный час по теме: Что означают наши имена - Классное руководство - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Классное руководство

Классный час по теме: Что означают наши имена


Автор(ы): Игнатьева Вера Аркадьевна, учитель математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
1) Познакомить учащихся со значением их имен, с ритуалом имянаречения на Руси.
2) Развивать индивидуальные творческие способности учащихся, инициативу, любознательность и самостоятельность.
3) Воспитывать национальное самосознание, чувство ответственности за свои дела и поступки, чувство патриотизма.
Форма проведения: Час общения.
Оборудование:
1) Русь – Россия – Российская империя. Генеалогическое древо основных русских родов. 862 –1917.
2) Аудиозапись песни "Позови меня тихо по имени" (Исполнение группы Любэ").
3) "Ромашка" с именами учащихся.
4) Плакаты с высказываниями: "Из людей не бывает никто безымянным" (Гомер).
"Назвать человека, дать ему имя, преодолеть хаотическую текучесть жизни – значит сделать мир осмысленным" (А. Ф. Лосев).
Подготовительная работа:
1) Каждый учащийся класса подготовил сообщение о значении и происхождении своего имени, узнал у своих родителей почему они дали ему именно такое имя.
2) Девочки класса провели небольшое социологическое исследование. Они выяснили, какие имена носят девочки и мальчики школы, сколько человек носит одно и то же имя, какие имена занимают по частоте употребления первое, второе, третье и т.д. места.
3) Учащиеся подготовили "ромашку" со своими именами.
Учет возрастных особенностей: Час общения проводился в 6 классе, во второй половине учебного года. В возрасте 12–14 лет учащиеся пытаются ответить на вопрос: "Кто Я? Зачем Я?". Данный час общения и призван помочь учащимся ответить на эти очень важные для них вопросы.
План
  1. Вступительное слово учителя.
  2. Как возникли личные имена.
  3. Что означают наши имена.
  4. Нравятся ли вам ваши имена?
  5. Имянаречение.
  6. Итоги школьного социологического исследования.
  7. Викторина "Имена".
  8. Зачем человеку имя?
  9. Верна ли поговорка "Не имя красит человека, а человек имя"?
  10. Подведение итогов.
Содержание часа общения
1. Вступительное слово учителя.
"Из людей не бывает никто безымянным" – эти строки из древнейшего дошедшего до нас поэтического произведения – гомеровской "Одиссеи" – созданном десять тысяч лет назад.
Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени. А когда-то, в бесконечно далеком прошлом не существовало разделения на имена собственные и нарицательные. Различие появилось постепенно, на протяжении, может быть, тысячелетий, незаметно для говорящих.
Первоначально в личных именах закреплялись какие-то отличительные признаки называемого (конечно, привести примеры можно только несравнимо более поздние, – Беляй, Губа, Шея, Несмеяна, Чернава), что-либо из окружающей среды (Дуб, Бык, Щука, Топор), отношения родителей (Ждан, Неждана, Забава, Милава и др.). Эти имена первичные, какие могут возникать каждый раз из нарицательных слов. Однако с течением времени к ним возвращались, повторяли в честь предков, и они переходили в разряд собственных имен. Таковы ныне имена большинства народов, первичные же продолжают встречаться лишь у малых народностей в отдаленных уголках планеты.
2. Сегодня мы поговорим о том, что означают наши имена, зачем человеку нужно имя, какие имена частоупотребимые, какие имена можно отнести к разряду редких, как происходит имянаречение. Вот они – наши имена – на ромашке. Итак, что же они означают и откуда пришли к нам. Начнем по алфавиту (ученики сами рассказывают о своих именах).
Александр – древнегреческое "защитник людей". К русским принесено христианством из Византии. Стало особенно частым после побед Александра Невского над немецкими "псами-рыцарями". Среди русских мальчиков, рожденных в 1981году, заняло первое место по частоте.
Именины: 8 марта, 28 марта, 29 апреля, 30 апреля, 3 мая, 26 мая, 2 июня, 22 июня, 23 июня, 25 августа, 12 сентября, 4 ноября, 6 декабря, 25 декабря.
Алексей. Древнегреческое алексиа – "защита, помощь", то есть Алексей – "оберегающий". Другое старославянское значение – "божий человек". Имя русским принесено христианством из Византии. Теперь – одно из самых частых.
Именины: 25 февраля, 30 марта, 7 мая, 2 июня, 18 октября, 6 декабря.
Владислав. Общеславянское составное имя " владеющий славой" от слов владеть и слава. К русским пришло из Сербии в XIII веке. Частым не было. Заметное место заняло среди мужских имен благодаря тесным связям с народами социалистических стран (поляками, чехами) после второй мировой войны.
Именины 7 октября.
Ирина – греческое "мир, покой".
Именины: 29 апреля, 18 мая, 26 мая, 1 октября.
Наталья. Имя происходит от латинского наталиа – "рожденная" или "родная". К русским принесено из Византии. Столетиями было одним из распространенных имен, особенно на Украине. В настоящее время широко распространено и в России.
Именины 8 сентября.
Николай. В переводе с древнегреческого – "победитель народов". К русским принесено христианством из Византии, долго оставалось редким. Со свержением Николая II резко пошло на убыль, но сохранилось в сельских местностях. В конце XX века участилось и в городах.
Именины: 6 января, 16 февраля, 17 февраля, 13 марта, 22 мая, 9 августа, 19 декабря.
Нина – древнейшее из существующих у нас имен. Документировано более трех тысяч лет назад в Двуречье (Месопотамия). В Грузии – имя царицы, которая в IV веке н. э. Ввела там христианство, за что ее занесли в "святцы". Может быть, под влиянием присоединения Грузии к России в конце XVIII века имя стало чаще даваться русскими.
Именины 27 января.
Надежда. Имя появилось благодаря выдумке о римлянке – христианке Софии, трех малолетних детей которой подверг пыткам и казни император – истребитель христиан. Доказано, что вся история о трагической участи Надежды и её сестер вымышленная. Мнимое имя греки приняли не в подлиннике, а заменили греческим словом, то же самое проделали русские, заменив словом надежда. Имена Надежда, Вера и Любовь до середины XVIII века оставались без употребления. Только после того, как из правительства изгнали иноземцев, церковь стала внедрять эти имена. Сначала их давали дворянкам, XIX столетии имя стало общенародным. Теперь оно частоупотребимо.
Именины 30 сентября.
Ольга. Принесенное варягами старинное скандинавское хельга – "святая". Точнее – женская форма имени Олег. Стало первым церковным именем русских женщин, но не взято из Византии, подобно другим, в "святцы" вошло благодаря княгине Ольге, матери Владимира I, которая первая из русских приняла христианство, за что церковь объявила ее "святой". Не под новым именем, полученным при крещении, – Елена, а под старым, языческим. Имя пользовалось огромной популярностью. За последние десятилетия XX века удерживало третье место по частоте употребления.
Именины 24 июля.
3. В ответах на вопрос анкеты "Нравится ли вам ваше имя?" некоторые из вас ответили отрицательно. Но я знаю, что во время подготовки к нашему разговору кое-кто изменил свое мнение.
Расскажите, пожалуйста, что повлияло на выше отношение к своему имени.
(Учащиеся высказывают свое мнение).
4. Рождение ребенка всегда считалось на Руси великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода. Издревле в честь новорожденных у многих народов устраивались праздники, высказывались разные благопожелания. Новорожденному мальчику желали: "Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, гож пахать, сеять, топор в руках держать и лошадью управлять". Девочке: "Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работу, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать".
Под стать этим пожеланиям должно быть и имя.
Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность, которой малыш обязан родителям, оно срастается с человеком на всю жизнь, обладает определенной таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд. У разных народов он имел свои особенности, но благопожелания были важны для всех.
Естественно, верили и надеялись, что благопожелания исполнятся, и новый член рода будет со временем достойным представителем.
С появлением христианства на Руси имянаречение стало привилегией церкви, то есть новорожденные получали имя по святцам при крещении малыша. Чаще всего крещение происходило на восьмой день, но иногда в сороковой день. Имя нарекали чаще всего случайно, по названию святого, которого память случалась в день крещения.
При крещении на новорожденного надевали крест медный, серебряный или золотой, который на нем оставался всю жизнь.
Духовное рождение считалось значительнее телесного, и оттого день рождения оставался незаметным, я день ангела, или именины, праздновался каждым, кому позволяло состояние.
Наши предки были суеверны. Им казалось, что назвать ребенка хорошим именем, а тем более красивым (например, Клара – ясная, светлая) – значит привлечь к нему внимание злых духов, которые испортят ему жизнь. А если назвать малыша Гнилозубым или Хромым, то всякая нечисть оставит его в покое. Поэтому родители старались запутать демонов: назвать ребенка при крещении одним именем, а в жизни другим. Долго держался обычай: в семьях, где дети часто умирали, прятали их от чертей, затем инсценировали находку, делая вид, будто это совсем не тот, а чужой ребенок. Поэтому нередки были имена Ненаш и Найден.
У самых разных народов при болезни человека меняли ему имя, чтобы вместе с именем прогнать недуг. Такая традиция была и у татар.
Мы говорили об имянаречении у русского народа, но на территории нашей республики –Республики Татарстан живут и татары, исповедующие ислам.
В старые времена мулла наугад открывал Коран и предлагал имя, которое видел. Сейчас имя выбирают родители. Мулла же проводит ритуал имянаречения.
Кроме того, у нас в республике немало семей национально-смешанных. В основном это семьи, где отец татарин, а мать русская или наоборот. Именики народов несхожи. Поэтому родители дают детям, в большинстве, имена интернациональные (Эдуард, Альберт) или новые как Светлана, имя, которое стало употребляться с 20-х годов XX столетия. В некоторых семьях детям дают и русские, и татарские имена.
5. Наши девочки провели небольшое социологическое исследование. Они выяснили, какие имена носят девочки и мальчики нашей школы, сколько человек носит одно и то же имя, какие имена занимают по частоте употребления первое, второе, третье и т.д. места. Познакомимся с этой информацией.
Первая ученица. Всего в нашей школе 65 мальчиков.
На первом месте – имя Александр (12 человек).
На втором месте – Алексей (9 человек).
На третьем месте – Сергей (8 человек).
На четвертом – Николай (6 человек).
На пятом – Дмитрий (5 человек).
На шестом месте имена: Антон, Артем, Виктор, Денис, Михаил, Руслан (по 2 человека).
На седьмом месте имена: Владимир, Владислав, Геннадий, Егор, Иван, Игорь, Линар, Мансур, Олег, Рим, Тимур, Эдуард, Юрий (по 1 человеку).
Вторая учен...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.09.25 | Просмотров: 2020

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340