Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Программа элективного курса Отбор корней при решении тригонометрических уравнений
Автор(ы): Брыжинская Ирина Александровна, зам. директора по УВР
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Курс «Решение тригонометрических уравнений, требующих отбора корней» является элективным. Он создан для реализации в профильных классах. Роль данного раздела математики во вступительных экзаменах исключительно велика. Одновременно с этим тригонометрический материал традиционно популярен при проведении всевозможных конкурсов, олимпиад и при отборе математически одаренных учащихся, поскольку он чрезвычайно удобен для усложнения заданий. Соответственно возрастает потребность определенной части учащихся и их родителей в хорошей организации обучения этому разделу в школьный период обучения. Проблема отбора корней, отсеивания лишних корней при решении тригонометрических специфична. Лишние корни могут появиться вследствие того, что в процессе решения произошло расширение области определения уравнения. Запись ответа нередко связана с понятием объединения и пересечения множеств. Обычно при решении таких уравнений получаются серии корней, и в окончательном варианте ответ записывается в виде объединения этих серий. Но как быть, если эти серии пересекаются? Надо ли исключать повторяющиеся решения или этого можно не делать? С понятием пересечения множеств связан и еще один важный вопрос: в ответе не должно быть значений переменной, при которых выражения в левой и правой частях уравнения не определены. Такие значения надо исключить. Для этого надо уметь находить пересечение различных серий. Данный курс, разработан в связи с тем, что в примерных программах основного общего образования объем рекомендуемого к изучению в массовой школе тригонометрического материала заметно сократился. При этом развивающий смысл раздела был практически отброшен. Увеличение объема содержания и установка на формально – логическое его изучение снизили уровень интереса и мотивации в изучении данной темы, что вызвало в полнее прогнозируемые последствия – дети стали хуже усваивать данный учебный материал. В нынешнее время тригонометрический материал распределен между курсами алгебры, геометрии, алгебры и начал анализа. Тем самым анализ учителем возможных подходов к планированию и организация изучения тригонометрии в школе, распределению материала, особенностей избранных программ обучения, предпочтений самого учителя, желаний и способностей учащихся становится чрезвычайно актуальным. Поэтому главным основанием для создания данного элективного курса для учащихся – подготовка в массовой школе одаренных в академическом смысле детей к поступлению и обучению в ВУЗе. Так как материал по данной теме входит в школьную программу, число часов, отводимых программой для изучения этой темы не позволяет изучить ее достаточно глубоко, поэтому полезно организовать изучение тригонометрии «параллельно» с основным курсом алгебры и начал анализа в 11-м классе. В качестве обязательных результатов обучения по теме: «Решение тригонометрических уравнений, требующих отбора корней» можно назвать: - Умения и навыки находить все решения;
- В связи с преобразованием уравнения не должен быть упущен вопрос о возможности приобретения или потери корней.
Содержание курса, основанного на адаптированной методике решения тригонометрических уравнений направлено в помощь учащемуся в выборе профиля, в его подготовке к математической олимпиаде или конкурсу. Курс поддерживает изучение основного курса математики, направлен на систематизацию знаний и методов решения тригонометрических уравнений, способствует качественному и осознанному усвоению базового курса математики. А также данный курс служит для внутри профильной дифференциации и построения индивидуального образовательного пути, для раскрытия основных закономерностей построения курса тригонометрии в школьной программе. Цель курса: - Обучающая: Сформировать умения распознавать и применять необходимый способ отбора корней при решении тригонометрического уравнения, через обобщение и анализ результатов индивидуальных и коллективных исследований, а также через самостоятельную и практическую деятельность.
- Развивающая: Развитие индивидуальных качеств мышления: активности, самостоятельности, глубины, широты, быстроты, систематичности, убедительности
- Воспитательная: Воспитание потребностей в приобретении и углублении знаний; вырабатывать у учащихся умения: овладевать навыками и умениями применять знания на практике; умение вести диалог.
Задачи курса: - Расширить представления учащихся о типах тригонометрических уравнений и способах решения тригонометрических уравнений, требующих для своего решения отбора корней за счет развития представлений о классификации тригонометрических уравнений;
- Убедить в необходимости овладения способами выполнения математических действий;
- Развитие способностей к самопроверке;
- Через обучение использованию неравносильных переходов и нестандартных приемов сформировать у учащихся умения решать тригонометрические уравнения, требующих для своего решения отбора корней, классифицированные по способу постановки задачи;
- Способствовать созданию положительной мотивации обучения тригонометрии;
- Способствовать развитию личностной ориентации учащихся в образовательном процессе и ответственности за индивидуальный выбор;
- Формирование познавательных, коммуникативных и информационных компетенций.
Основные формы организации учебного процесса. Доминантной формой учения является поисково-исследовательская деятельность учащихся, которая реализуется на занятиях и дома, так и в ходе самостоятельной работы учащихся. Первое занятие рекомендуем проводить в форме семинара, посвященного рассмотрению вопросов данной темы, корректировке знаний. Остальные занятия подразумевают самостоятельное изучение учащимися определенного теоретического содержания учебного пособия (дома); наглядно – иллюстративный метод изучения, совместно с частично – поисковым, а также самостоятельную и практическую работу, как индивидуально, так и группах. Вместе с этим анализ самостоятельно изученного материала, выявления точек зрения (диалог). Ученики самостоятельно, в микро группах, в сотрудничестве с учителем выполняют различные задания, на занятиях организуется обсуждение результатов этой работы. При таком подходе создаются некоторые условия для осуществления диалога – элемента личностно – ориентированного обучения. При этом используются различные формы самостоятельной работы с целью более эффективного усвоения материала, такие как: - Подбор примеров;
- Ответы на вопросы для самопроверки;
- Тестирование.
Критерии оценки успешного прохождения курса. Учащиеся, в результате курса, должны: - Знать определение тригонометрического уравнения, их виды и способы решения;
- Иметь представление о методах решения тригонометрических уравнений;
- Знать случаи, при которых, происходит отбор корней: 1) случай, когда при решении происходит расширение области определения уравнения; 2) случай, когда требуется найти значение неизвестного, удовлетворяющее заданным условиям.
- Знать способы, позволяющие сделать отбор корней при решении тригонометрических уравнений;
- Уметь распознавать вид тригонометрического уравнения, требующих для своего решения отбора корней;
- Уметь правильно изображать на единичной окружности точки, соответствующие значениям тригонометрических функций, и в случае «табличных» значений уметь определять значения аргументов этих функций;
- Уметь применять тригонометрические формулы для упрощения выражений;
- Владеть аппаратом способов решения тригонометрических уравнений, требующих для своего решения отбора корней.
Организация и проведение аттестации учеников. Основными результатами освоения содержания элективного курса учащимися может быть определенный набор умений и навыков по данной теме, а также развитие познавательного интереса. При этом должна использоваться преимущественно качественная оценка выполнения заданий, хотя возможно и итоговое тестирование. Объём заданий варьируется в зависимости от уровня подготовленности школьников. Кроме того, ряд заданий дифференцируется по трём уровням сложности, причем уровень сложности определяется самостоятельно, что поможет учащимся оценить свой потенциал с образовательной точки зрения и несет ответственность за свой выбор. Самостоятельная работа учащихся предполагает их выход на один из трех уровней освоения теоретического материала и практических навыков. Тематическое планирование. На изучение курса целесообразно отвести 18 аудиторских часов (академических часов), распределив аудиторную нагрузку по темам следующим образом: № п/п | Тема | Учебное время | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Лекция | практика | 1. | Контрольнаядиагностика (КД) | | 1 | Выполняют заданияработы, осуществляют самооценку результатов | Организуетработу учащихся | 2. | Объединениесемейств значений. | | 1 | Работают синформацией, проводят анализ своего уровня знаний, выполняют необходимыезадания, осуществляют корректировку своей деятельности | Формируетзнания о тригонометрических функциях, выделяя ключевые моменты Организуетобсуждение и координирует процесс решения задан, | 3. | Преобразованияуравнений, приводящие к потере корней или к появлению постороннего корня.Когда необходима проверка. | 2 | 1 | Самостоятельноизучают теоретический материал. Выполняют заданияработы, осуществляют самооценку результатов | Организует икоординирует процесс решения разноуровневых задан Консультирует Формируетзнания о способах решения данных уравнений, отрабатывает компоненты прирешении уравнений, активизирует и направляет поиск и выработку идей | 4. | Возникновениеситуации отбора корней. Возможные подходы к отбору корней тригонометрическогоуравнения | 2 | 2 | Работают синформацией, проводят анализ условий уравнений Самостоятельноизучают теоретический материал. Работают синформацией, проводят анализ условий уравнений, выполняют необходимыезадания, осуществляют самоконтроль и корректировку своей деятельности,участвуют в коллективном обсуждении | 5. | Решениеоднородных тригонометрических уравнений 1 и 2 степени | | 1 | 6. | Иррациональныетригонометрические уравнения, уравнения с дополнительными условиями | 1 | 2 | | | 7. | Решениетригонометрических уравнений, требующих для своего решения отбора корнейиспользуя метод разложения на множители и метод введения новойвспомогательной переменной. | 1 | 2 | Работают синформацией, проводят анализ условий уравнений Самостоятельно решают уравнения различнымиспособами, оформляют решение, обобщают и уточняют критерии выбора способа,осуществляют контроль над процессом реализации каждого метода в отдельности | Организует икоординирует процесс решения разноуровневых задан разными способами, Консультирует,советует | 8. | Решение различными способами тригонометрических уравнений, требующих для своего решенияотбора корней | | 1 | 9. | Контрольнаяработа | | 1 | Отвечают навопросы учителя, осуществляют самоанализ и самооценку результатовдеятельности, участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатовработы. | Организуетпроведение, участвует в анализе и оценке результатов работы, аргументированооценивает работу учащихся. | | Итого | 6 | 12 | | | Занятие 1. Контрольная диагностика. Цели: Выявить степень овладения общеучебными и специфическими операциями и действиями, определить типичные и индивидуальные ошибки, выявить причины затруднений по результатам в...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3547
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|