Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Урок в 1-м классе Окружающий мир (УМК Перспективная начальная школа). Птицы зимой
Автор(ы): Жукова Елена Витальевна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: - обобщение жизненных наблюдений детей за зимующими птицами; - расширить знания детей о зимующих птицах; - воспитание ответственного отношения к природе на примере посильной помощи детей птицам. Оборудование: учебник, хрестоматия, тетрадь для самостоятельной работы; наборы из семян и ягод; кормушки для птиц; слайдовая презентация; карточки со словами : снегири, свиристели, синицы, воробьи, поползни, дятлы; цветные карандаши. Ход урока 1. Оргмомент. Настроимся на урок. Улыбнитесь ребята. Подарите свою улыбку друг другу. Сегодня, ребята, у нас необычный урок, а о чем мы будем говорить вы должны догадаться. 2.Актуализация знаний учащихся. Учитель: Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала она деревьям теплые шубы, укрыла поля белым теплым одеялом. Но для животных наступила суровая пора. - Как вы думаете, о ком и о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (О животных зимой.) - О какой группе животных пойдёт речь? Угадайте: кто осенью улетает, а зимой возвращается? (Птицы.) 3. Сообщение темы урока. Сегодня на уроке наш разговор пойдет о птицах зимой. Будем учиться им помогать, выживать в трудное время. Слайд №1 Слова «Птицы зимой» 4. Повторение темы «Птицы» Слайд №2 с изображением птиц. А помните ли вы, чем отличаются птицы от других групп животных? Давайте поиграем. Игра: “Да-Нет”. Цель игры: обобщить признаки, по которым из всех животных выделяется особая группа - группа птиц. Методика проведения: учитель перечисляет признаки животных и если признак характеризует птицу, которую они знают, дети хлопают в ладоши. - Если вы услышите признаки птиц, то хлопайте в ладоши, если нет, то молчите. Тело покрыто шерстью. Тело покрыто перьями (+) Есть зубы Есть клюв (+) Крылья заменяют передние конечности (+) Отыскивают птицу с помощью клюва и лап (+) Две пары ног. Есть клыки. Длинный пушистый хвост Перья на хвосте отличаются особой длиной (+) Перья на голове отличаются особой длиной (+) Эти животные летают (+), плавают (+), издают звуки (+), бегают (+), зимуют с нами (+), улетают зимой в теплые края (+). - Почему вы хлопали, когда говорилось, что эти животные “улетают от нас зимой в теплые края”, и тогда когда говорилось, что “зимуют с нами?”. Делается вывод, что есть птицы, улетающие в теплые края и зимующие птицы. 5. А сейчас мы подслушаем разговор двух птичек. Слайд №3 с изображением ласточки и скворца. (Инсценировка “Разговор двух перелетных птиц”) Скворец. Что ты такаяпечальная, ласточка? Ласточка. Ах,голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждомсвисте. Какой–то чижик–пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после теплого летабывает дождливая осень, а кто–то пухленький серенький болтал, что бывает зимаи какой–то трескучий мороз. Может быть, это правда? Скворец. Пустая болтовня! Я столько лет живу насвете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает наземле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.
| - Ребята, почему скворец и ласточка утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? (Они улетают до наступления холодов.) - Почему многие птицы улетают в тёплые края? - Кто знает, как называются эти птицы? (перелётные) Слайд №4 слово «перелётные» - Почему их назвали перелетные птицы? 6.Объяснение нового материала. - Как вы думаете, как называются птицы, которые зимуют у нас? (зимующие) на слайде №4 появляется слово «зимующие» и соответствующие птицы. 7. Рассмотрите птиц в учебнике на страницах 38-39. Работа в парах. Отгадайте загадки. Найдите этих птиц на рисунке в учебнике. 1.Окраской – сероватая, повадкой – вороватая, крикунья хрипловатая – известная персона. Это -…( ворона) | 2.Все время стучит Деревья долбит. Но их не калечит, А только лечит. (Дятел)
| 3.Я весь день ловлюжуков, Ем букашек, червяков. В тёплый край не улетаю, Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый…(воробей) 5. А эту птицу узнаете по приметам. У нее скромное оперение, туловище все черное,только шея сзади и по бокам серая. (Галка)
| 4.Вертится, стрекочет Весь день хлопочет. (Сорока)
| Всех ли птиц назвали? (Нет.) Назвали только тех, кто живёт в наших краях постоянно. 8. Работа с картиной “Зимний лес” и изображениями зимующих птиц. Слайд №5 с изображением зимнего дерева. На нём постепенно появляются птицы: поползень, синица, чечётка, снегирь, клёст. А вот другие птицы, которые прилетают зимовать к нам. Ищите их у себя в учебнике. (По ходу чтения стихотворения на слайде появляются называемые птицы.) Улетели птичьи стаи, Лес в сугробах до ветвей. Вот тогда мы и дождались Наших северных гостей. Зимний лес не спит, а дремлет, Серебром унизан весь, Не покинут эту землю, Много птиц осталось здесь. Кто там ловко и упорно Лазит острым клювом вниз? Это ПОПОЛЗЕНЬ проворный Перед стайкою СИНИЦ. У опушки в старых ёлках От зари и до зари Разговор ведут ЧЕЧЁТКИ, Громко вторят СНЕГИРИ. Я б могла ещё так много Про лесных сказать певцов. Как средь стужи и морозов Вывел КЛЁСТ своих птенцов. Как рассвет встречая новый, Будит лес своих гостей. Не опишешь даже словом Красоту земли моей. 9. Инсценировка “Дятел и клёст” Слайд №6 с изображением клеста и дятла. В наших лесах есть много удивительных птиц. Давайте послушаем разговор дятла и клеста. Дятел: Что ты клёст кричишь? Обидел тебя кто-то? Клёст: Да нет, я просто радуюсь! Дятел: Нашёл время радоваться! Клёст: Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись, и такие хорошенькие! Дятел: В такой мороз птенцы? Да они замёрзнут! Клёст: Нет! Я им еловых веток натаскал, а клестиха - мать греет их вроде печки. Им тепло и сытно, а от моей песенки ещё и весело. Ребята, а почему же клёст выводит птенцов зимой? (Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма больше всего для клестов бывает в это время года. Поэтому эти птицы и выводят своих птенцов зимой. Кругом снег и лютый мороз, а в гнезде – малыши. Но стужа им не страшна, потому что они всегда сыты.) 10. Физминутка «Птички» Птички начали спускаться, На поляне все садятся. Предстоит им долгий путь, Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд) И опять пора в дорогу, Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут “крыльями”) Вот и юг. Ура! Ура! Приземлиться нам пора. (Дети садятся за парты) И всё же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, сильного мороза. Всё покрывается ледяной коркой или большим слоем снега. Слайд № 7 Зимний пейзаж. Почему зимой птицы чаще посещают города и сёла? ( Легче раздобыть пищу.) 11. Почему птицы зимой перебираются поближе к жилью человека? Слайд №8 Изображение части населённого пункта. Чтение рассказов из хрестоматии “Почему птицы зимой перебираются ближе к жилью человека” (по Г. Скребицкому, А. Клыкову) и “Зимние гости” (по Н. Плавильщикову, Г. Скребицкому). Почему нужно помогать птицам зимой? Где ночуют птицы? Как мы им можем помочь? 12. Рассмотрите в учебнике рисунки кормушек. Слайд № 9 «Кормушка» 13.Показ сделанных кормушек. Что же мы можем сделать для птиц? Давайте посмотрим, чем кормятся птицы. 14. Рассматривание слайда № 10 «Семена для птиц» Семена для птиц: Подсолнечник (все птицы) | Овёс ( синицы)
| арбуз (синицы, поползни)
| пшено ( воробьи, синицы)
| Тыква (поползни, синицы, воробьи)
| кедровые орешки (по...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.10.02 | Просмотров: 2004
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|