Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок в 1-м классе Окружающий мир (УМК Перспективная начальная школа). Птицы зимой - Преподавание в начальной школе - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Урок в 1-м классе Окружающий мир (УМК Перспективная начальная школа). Птицы зимой


Автор(ы): Жукова Елена Витальевна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
- обобщение жизненных наблюдений детей за зимующими птицами;
- расширить знания детей о зимующих птицах;
- воспитание ответственного отношения к природе на примере посильной помощи детей птицам.
Оборудование:
учебник, хрестоматия, тетрадь для самостоятельной работы;
наборы из семян и ягод;
кормушки для птиц;
слайдовая презентация;
карточки со словами : снегири, свиристели, синицы, воробьи, поползни, дятлы;
цветные карандаши.

Ход урока

1. Оргмомент.
Настроимся на урок. Улыбнитесь ребята. Подарите свою улыбку друг другу. Сегодня, ребята, у нас необычный урок, а о чем мы будем говорить вы должны догадаться.
2.Актуализация знаний учащихся.
Учитель:
Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала она деревьям теплые шубы, укрыла поля белым теплым одеялом. Но для животных наступила суровая пора.
- Как вы думаете, о ком и о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (О животных зимой.)
- О какой группе животных пойдёт речь? Угадайте: кто осенью улетает, а зимой возвращается? (Птицы.)
3. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке наш разговор пойдет о птицах зимой. Будем учиться им помогать, выживать в трудное время. Слайд №1 Слова «Птицы зимой»
4. Повторение темы «Птицы» Слайд №2 с изображением птиц.
А помните ли вы, чем отличаются птицы от других групп животных?
Давайте поиграем. Игра: “Да-Нет”.
Цель игры: обобщить признаки, по которым из всех животных выделяется особая группа - группа птиц.
Методика проведения: учитель перечисляет признаки животных и если признак характеризует птицу, которую они знают, дети хлопают в ладоши.
- Если вы услышите признаки птиц, то хлопайте в ладоши, если нет, то молчите.
Тело покрыто шерстью.
Тело покрыто перьями (+)
Есть зубы
Есть клюв (+)
Крылья заменяют передние конечности (+)
Отыскивают птицу с помощью клюва и лап (+)
Две пары ног. Есть клыки. Длинный пушистый хвост
Перья на хвосте отличаются особой длиной (+)
Перья на голове отличаются особой длиной (+)
Эти животные летают (+), плавают (+), издают звуки (+), бегают (+), зимуют с нами (+), улетают зимой в теплые края (+).
- Почему вы хлопали, когда говорилось, что эти животные “улетают от нас зимой в теплые края”, и тогда когда говорилось, что “зимуют с нами?”.
Делается вывод, что есть птицы, улетающие в теплые края и зимующие птицы.
5. А сейчас мы подслушаем разговор двух птичек.
Слайд №3 с изображением ласточки и скворца.
(Инсценировка “Разговор двух перелетных птиц”)
Скворец. Что ты такаяпечальная, ласточка?
Ласточка. Ах,голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждомсвисте. Какой–то чижик–пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после теплого летабывает дождливая осень, а кто–то пухленький серенький болтал, что бывает зимаи какой–то трескучий мороз. Может быть, это правда?
Скворец. Пустая болтовня! Я столько лет живу насвете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает наземле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.
- Ребята, почему скворец и ласточка утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? (Они улетают до наступления холодов.)
- Почему многие птицы улетают в тёплые края?
- Кто знает, как называются эти птицы? (перелётные)
Слайд №4 слово «перелётные»
- Почему их назвали перелетные птицы?
6.Объяснение нового материала.
- Как вы думаете, как называются птицы, которые зимуют у нас? (зимующие) на слайде №4 появляется слово «зимующие» и соответствующие птицы.
7. Рассмотрите птиц в учебнике на страницах 38-39. Работа в парах.
Отгадайте загадки. Найдите этих птиц на рисунке в учебнике.
1.Окраской – сероватая,
повадкой – вороватая,
крикунья хрипловатая –
известная персона.
Это -…( ворона)
2.Все время стучит
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
3.Я весь день ловлюжуков,
Ем букашек, червяков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик!
Не робей! Я бывалый…(воробей)
5. А эту птицу узнаете по приметам. У нее скромное оперение, туловище все черное,только шея сзади и по бокам серая. (Галка)
4.Вертится, стрекочет
Весь день хлопочет. (Сорока)








Всех ли птиц назвали? (Нет.) Назвали только тех, кто живёт в наших краях постоянно.
8. Работа с картиной “Зимний лес” и изображениями зимующих птиц.
Слайд №5 с изображением зимнего дерева. На нём постепенно появляются птицы: поползень, синица, чечётка, снегирь, клёст.
А вот другие птицы, которые прилетают зимовать к нам. Ищите их у себя в учебнике.
(По ходу чтения стихотворения на слайде появляются называемые птицы.)
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь,
Не покинут эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это ПОПОЛЗЕНЬ проворный
Перед стайкою СИНИЦ.
У опушки в старых ёлках
От зари и до зари
Разговор ведут ЧЕЧЁТКИ,
Громко вторят СНЕГИРИ.
Я б могла ещё так много
Про лесных сказать певцов.
Как средь стужи и морозов
Вывел КЛЁСТ своих птенцов.
Как рассвет встречая новый,
Будит лес своих гостей.
Не опишешь даже словом
Красоту земли моей.
9. Инсценировка “Дятел и клёст”
Слайд №6 с изображением клеста и дятла.
В наших лесах есть много удивительных птиц. Давайте послушаем разговор дятла и клеста.
Дятел: Что ты клёст кричишь? Обидел тебя кто-то?
Клёст: Да нет, я просто радуюсь!
Дятел: Нашёл время радоваться!
Клёст: Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись, и такие хорошенькие!
Дятел: В такой мороз птенцы? Да они замёрзнут!
Клёст: Нет! Я им еловых веток натаскал, а клестиха - мать греет их вроде печки. Им тепло и сытно, а от моей песенки ещё и весело.
Ребята, а почему же клёст выводит птенцов зимой?
(Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма больше всего для клестов бывает в это время года. Поэтому эти птицы и выводят своих птенцов зимой. Кругом снег и лютый мороз, а в гнезде – малыши. Но стужа им не страшна, потому что они всегда сыты.)
10. Физминутка «Птички»
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут “крыльями”)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземлиться нам пора. (Дети садятся за парты)
И всё же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, сильного мороза. Всё покрывается ледяной коркой или большим слоем снега. Слайд № 7 Зимний пейзаж.
Почему зимой птицы чаще посещают города и сёла? ( Легче раздобыть пищу.)
11. Почему птицы зимой перебираются поближе к жилью человека?
Слайд №8 Изображение части населённого пункта.
Чтение рассказов из хрестоматии “Почему птицы зимой перебираются ближе к жилью человека” (по Г. Скребицкому, А. Клыкову) и “Зимние гости” (по Н. Плавильщикову, Г. Скребицкому).
Почему нужно помогать птицам зимой?
Где ночуют птицы?
Как мы им можем помочь?
12. Рассмотрите в учебнике рисунки кормушек. Слайд № 9 «Кормушка»
13.Показ сделанных кормушек.
Что же мы можем сделать для птиц? Давайте посмотрим, чем кормятся птицы.
14. Рассматривание слайда № 10 «Семена для птиц»
Семена для птиц:
Подсолнечник
(все птицы)
Овёс
( синицы)
арбуз
(синицы, поползни)
пшено
( воробьи, синицы)
Тыква
(поползни, синицы, воробьи)
кедровые орешки (по...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.10.02 | Просмотров: 2004

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340