Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Обобщение знаний о предлогах и союзах. Урок-игра после изучения темы Глагол - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Обобщение знаний о предлогах и союзах. Урок-игра после изучения темы Глагол


Автор(ы): Глазырина Алла Владимировна, уитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема : обобщение и проверка знаний о предлогах и союзах.
Цели
: обобщить и проверить знания об изученных служебных частях речи – предлоге и союзе; развивать умение различать простые и сложные предложения и грамотно оформлять их на письме; повторить трудные написания предлогов и союзов ; прививать любовь к родному языку и его истории.
Оборудование
: названия команд; таблицы предлогов и союзов; для индивидуальных сообщений – таблицы; план урока; листочки для тестового задания; листочки для экспресс – проверки; стихи – приветствия; шарады и стихи; тест на доске; эпиграф.
План урока.
Эпиграф урока
:
“Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом”.
Сабир Абдулла.
1. Вступительное слово учителя.
Изучать новые предметы всегда интересно. Но мне кажется, что узнавать новое о хорошо знакомом старом - еще прекраснее.
Разговор наш пойдет о городе Морфологии, об улице служебных частей речи, где проживают наши старые знакомые… “Предлоги и союзы”, – добавляют дети.
  • Да, мы сегодня обобщим наши знания о предлогах и союзах, поищем сходства и различия этих частей речи и узнаем, конечно, много нового и интересного.
  • Вначале послушайте сказку: “ Итак, на улице служебных частей речи в городе Морфологии проживали предлоги, были они драчуны, забияки и задиры, и всегда они старались кого-нибудь задеть или обидеть. Особенно доставалось существительным и местоимениям. Поэтому, когда их ставили рядом с предлогами, бедняги старались отодвинуться подальше, так, чтобы между ними порой умещались целые прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно из-за дурной репутации они отдалились от всех слов – все старались держаться от них на расстоянии.
Так предлоги стали отдельными словами.
Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в Книгу Правил это событие, и появилось правило: Предлог – это слово, и с другими словами пишется всегда раздельно”.
2. Представление команд.
– Итак, первая команда, ваше название?
– “Предлоги!”
– Вторая команда?
– “Союзы!”
Приветствие “Предлогов” (сочинили дети):
С союзом мы в дружбе,
С союзом мы в мире.
Такие хорошие а, но, и, или.
И с ними стихи сочиняем, былины,
Нет лучше союза в писательском мире.
Да здравствует русский язык и союз!
Предлог с русским дружит –
Он тоже не трус!
Приветствие “Союзов” (сочинили дети):
Наш “Союз” – большой и нужный,
Вас приветствует сейчас
И желает эту встречу
Начинать нам в сей же час!
Вы, предлоги, – от, за, после,
Знаем точно – хороши!
Вам сегодня предлагаем
Поработать от души.
Вам – удача, нам – победа,
Вам – хлопки, а нам – призы.
Все мы поровну поделим:
Вам – резинка, нам – трусы.
1-й конкурс “Вопросы и ответы” (По 3 вопроса задает команда противнику, получают баллы за правильные ответы).
2-й конкурс “Домашнее задание”.
  • Каждая команда приготовила индивидуальные сообщения в защиту своих служебных частей речи.
“Начнем с предлога. Эта часть речи, как и наречия, активно пополняется в наше время новыми и новыми словами за счет того, что в предлоги переходят существительные, деепричастия, наречия.
Есть, конечно, древние предлоги, которые очень отличаются от тех, что образованы сравнительно недавно. Древнейшие предлоги называют непроизводными, они состоят только из одного, реже – из двух слогов, а иногда даже из одного согласного звука: в, без, до, из, к, на, по, о, от, перед, через, при, с, у и некоторые другие”.
“Примечательной особенностью непроизводных предлогов считается их удивительная способность превращаться в приставки , как это происходило, например, при образовании наречий от предложно-падежного сочетания : из дали – издали, на вылет – навылет, на прямую – напрямую, к ряду – кряду, и т. п. В шутливой фразе "Не всякая бездна без дна" обыгрываются именно такие случаи, когда одно и то же сочетание звуков может употребляться и как предлог, и как приставка. Бывший предлог без со значением отсутствия чего-либо исторически выделяется в таких, например, словах:
Бесталанный (от сочетания без талана; талан – “счастье”) – “несчастный, обездоленный”,
бестолочь (от без толч; толч – “смысл, разум , толк),
беспечный (печа – “забота, опека”),
беспризорный (призор – “присмотр”),
беспутный ( путь – “толк, разум”),
безалаберный (алабор – “порядок , устройство”) и т.п.”
“На основе непроизводных предлогов также давно были образованы сложные, которые имеют дефисное написание (из-за, из-под, по-за, по-над, по-под). Сложные предлоги тоже обладают способностью переходить в ряд морфем. Особенно активно ведет себя предлог из-под, при этом, конечно, меняется и его написание :предлог теряет дефис, теряет способность раздельного написания со словом. Одновременно происходят и изменения в буквенном составе : буква З заменяется на С, согласно правилу о написании приставок на З, стоящих перед глухой согласной. Таким образом возникли, например, наречия исподлобья (от сочетания из-под лобья), исподтишка (от из-под тишок), исподволь (от из-под воли), исподнизу (от из-под низу). В современном русском языке образование слов на основе сочетания предлога из-под с существительным является редкостью. Вот одно из таких образований Е. Евтушенко: “ И глаза исподбровные смотрят в душу мою” (сравните: смотреть из-под бровей).”
“Но вместе с тем непроизводные предлоги уже не в состоянии полностью удовлетворять все возрастающую потребность более точно, полно и тонко передавать информацию. По этой причине приблизительно с конца XVII века начался активный процесс создания новых предлогов на базе самостоятельных частей речи. Такие предлоги получили название производные, в современном русском языке они производятся почти непрерывно.
Большинство производных предлогов сохраняет видимую связь с теми словами, от которых образованы. Например, предлог в течение появился от сочетания первообразного предлога в и существительного течение в форме винительного падежа; благодаря, спустя – от деепричастий; предлог путем – от существительного в форме творительного падежа. В таких случаях самостоятельные части речи постепенно утрачивают свое лексическое значение и приобретают свойства служебных (не отвечают ни на какие вопросы, не являются членами предложения, заменяются только предлогами-синонимами, например: вследствие – из-за, ввиду – из-за, внутри – в, вслед - за, навстречу – к.”
Итог: непроизводные предлоги в содружестве со сложными хорошо справляются со своими обязанностями в русском языке. Об этом свидетельствует их поразительная активность. Учеными подсчитано, например, что в “Войне и мире” Л.Н.Толстого предлог на употреблен 6553 раза, с(со) – 5837, к(ко) – 3472, в(во) – 3428, о – 2086, за – 1813, от – 1770, по – 1769, из – 1733 и т.д.
– Защищать союзы предoставляется следующей команде.
“Активно пополняется за счет самостоятельных частей речи и другая служебная часть речи – союз, основное назначение которого в языке состоит в том, чтобы связывать члены предложения или части сложного предложения.
Самыми древними являются союзы сочинительные, большинство из которых является непроизводными : а, и, да, но. Раздельное написание этих союзов не вызывает затруднений, пожалуй, за исключением тех случаев , когда нужно разграничивать сочетание и так (союз + наречие) и слово итак, которым начинается предложение, содержащее вывод из предыдущего (Итак, вопрос решен).
Непроизводные союзы, как и непроизводные предлоги, тоже чрезвычайно активны в речи; они исправно исполняют свои служебные обязанности в сложносочиненных предложениях. Между тем по мере расширения и усложнения знаний человека об окружающем его мире появлялась потребность в более гибкой и утонченной форме их выражения, что потребовало в первую очередь совершенствования синтаксического строя языка. Постепенно стали развиваться разные виды сложноподчиненных предложений, а это, в свою очередь, потребовало все новых и новых союзов, которые и начали возникать из других частей речи. Слияние двух слов в одно – наиболее распространенный способ образования союзов”.
“Начиная с XVIII века в языке стали появляться составные союзы, особенностью которых является раздельное написание частей, их составляющих : как будто, в силу того что и т.п. Такие союзы становятся не только средством связи, но и более тонким языковым инструментом, позволяющим передать различные смысловые оттенки высказывания. Так, причинное значение имеют союзы потому что, оттого что, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что, так как и др., но каждый из них отличается смысловыми и стилистическими особенностями употребления в речи. В сложных предложениях с придаточными времени составные союзы способны передать разнообразные оттенки значения : после того как, перед тем как, с тех пор как, до того как, прежде чем, как только, в то время как, едва только, чуть только и т.п.”.
“С появлением в языке производных союзов назрела орфографическая проблема слитного или раздельного их написания. С этой точки зрения выделяются две группы производных союзов :
простые союзы -------- слитно : также, тоже, чтобы, будто, притом, зато, причем
составные союзы ------- раздельно: так как, как будто, оттого что, как если бы,
потому что, вследствие того что, в силу того что,
благодаря тому что, ввиду того что, в связи с тем
что, для того чтобы, если бы, между тем как, не-
смотря на то что.
Наибольшую трудность на письме вызывают союзы первой группы, потому что их приходится отличать от созвучных сочетаний слов, которые тоже употребляются в речи. Союз – служебная часть речи, поэтому резко отличается от самостоятельных (в данном случае – от местоимения) : не может отвечать на вопросы, не является членом предложения, а служит лишь средством связи его членов или частей. Хорошо помогает прием замены слова синонимом. Союз заменяется только союзом (также-тоже-и, зато-но, причем-притом-вместе с тем, оттого что- потому что), самостоятельную часть речи может заменить равноценное слово (за то здание – за новое здание)”.
Итог:
– В чем сходства этих частей речи?
– Какая основная роль предлогов?
– А союзов?
–Какая служебная часть речи наиболее “ошибкоопасна”?
–Как различить, где союз (и пишется слитно), а где раздельное написание?
(Правильные ответы отмечаются жюри).
3-й конкурс “Трудное написание”.
ТЕСТ
(на листочках).
1. Союз ЧТОБЫ пишется слитно , в отличие от частицы БЫ при местоимении ЧТО. В каком случае он употреблен?
а) Что(бы) не простудиться, надо одеваться по погоде.
б) Что(бы) ни случилось, сохраняйте уважение к истине.
2. Мы то(же) собирали грибы.
а) раздельно
б) слитно
3. Я так(же), как все мальчишки, любил озорничать.
а) раздельно
б) слитно
4. Горькая работа, за(то) сладок хлеб.
а) раздельно
б) слитно
5. Что(б) других учить, надо свой разум наточить.
а) раздельно
б) слитно
(Правильные ответы: 1а, 2б, 3а, 4б, 5б).
– Пока жюри проверяет тестовые задания, мы отдохнем.
А. Шибаев.
Чудесный выдался денек,
А я учу предлоги…
Я должен твердо знать урок:
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
“Что значит – “по”?
Что значит – “за”?
И “за”, и “по” – предлоги…”
А хорошо бы –за порог,
И мчаться по дороге!..
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?
ШАРАДЫ.
Две ноты, союз,
Все вместе – игра,
В которую любит
Играть детвора. (До-ми-но)
Союз, предлог и падежная форма
Личного местоимения.
Дают вкусный плод
Южноамериканского растения. (А-на-нас)
Мой первый слог – на дереве,
Второй мой слог – союз,
А в целом я материя
И на костюм гожусь. (Сук-но)
– В конце какого предлога стоит сотня? (Вместо)
– Слово представляется жюри.
4-й конкурс “Экспресс – проверка”.
  • Решите , где простое предложение, а где сложное. Если предложение сложное, то квадрат заштрихуем, если простое, то квадрат оставить чистым. Следите за нумерацией квадратов.
1. Лес погрузится в тишину , когда все звери заснут на зиму.
2. Германн увидел , что старуха мертва.
3. На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги.
4. Лизавета Ивановна поднялась к себе и закрыла дверь.
5. Звезды видны, а месяц еще не всходил.
6. Часы пробили полночь.
7. Черная дорога покрылась белым и пушистым снегом.
8. Наступила осень, и листья опали.
9. Скоро уже установится зима.
Должны получиться такие заштрихованные квадраты, если дети пользуются фломастерами, то фигура видна учителю издалека.
Результат понятен сразу.
3. Итог игры:
  • Сколько баллов набрали команды?
  • Приплюсуем правильные ответы за последний конкурс.
  • Оцените работу каждого в команде.
  • Вернемся к нашему эпиграфу. Как вы понимаете слова поэта?
Русский язык раскрывает свои тайны трудолюбивым, любознательным ученикам. Совсем не обязательно заниматься зубрежкой. Главное – помнить, что любое слово, даже служебное, может поведать свою историю, задать свои вопросы, открыть свои секреты.
Успеха вам в изучении русского языка!
4. Домашнее задание.
  • Придумайте предложения, включив в них как можно больше “ ошибкоопасных” союзов и похожих на них слов.
Урок-игра "Кто хочет выиграть 100 рублей."
Обобщение знаний о глаголе, проведенное по принципу игры “Кто хочет стать миллионером?”, где первая несгораемая сумма – 1 рубль, вторая несгораемая сумма – 50 рублей, сумма выигрыша – 100 рублей.
Цели
: обобщить знания о глаголе; повторить трудные случаи написания глаголов (в повелительном наклонении и омонимичные формы 2-го лица мн. числа; правописание НЕ с глаголами; правописание суффиксов –ова–(–ева–), –ива–(–ыва–); ГЗ глагола); сообщить новые, дополнительные сведения о ГК глагола; прививать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: у всех – карточки с буквами А, Б, В, Г; высказывания о глаголе; сводная таблица с фамилиями учащихся класса; таблица выигрыша денег; название игры; вопросы, напечатанные на каждый шаг; деньги.
Ход игры.
Вступительное слово ведущего.

– Сегодня мы с вами собрались, чтобы сыграть в игру “Кто хочет выиграть 100 рублей?”...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.10.06 | Просмотров: 2338

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340