Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Разработка интегрированного урока по литературе Отечество славы и доблести край... - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Разработка интегрированного урока по литературе Отечество славы и доблести край...


Автор(ы): Желнина Яна Витальевна, учитель географии; Рябоволова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы; Халявка Юлия Борисовна, учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема урока: «Отечество славы и доблести край…»
Цели урока:
  • познакомить с историей, национальными традициями географическими особенностями Шотландии, творчеством шотландских писателей и поэтов;
  • совершенствовать умения анализировать литературные произведения;
  • способствовать формированию чувства патриотизма.
Тип урока: урок-путешествие.
Компоненты интеграции: литература, история, география.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап. Постановка темы и цели урока
Учитель литературы: Тема нашего урока внеклассного чтения «Отечество славы и доблести край…»
Сегодня мы будем анализировать художественное произведение. Цель этого анализа – понять и объяснить характер героя через его поступки, речь.
…И для начала отправимся с вами в путешествие…
II. Изучение нового материала
«Отечество славы и доблести край…» – так писал о своей родине Роберт Бернс. А родина поэта – Шотландия. Итак, наше путешествие в Шотландию. А чтобы экскурсия стала не только интересной, но и познавательной, провести ее нам помогут учитель географии и учитель истории. В путь, ребята!
(Чтение стихотворения Р.Бернса «Отечество славы и доблести край…»+ фрагмент из фильма «Храброе сердце»)
Учитель географии: Где же находится эта удивительная страна? Обратимся к географической карте (на экране). Шотландия – часть Соединенного королевства Великобритания и Северная Ирландия.
Перед вами географическая карта. Попробуем определить место положения Шотландии. Шотландия расположена в северной части острова Великобритания, а также занимает прилегающие к нему мелкие острова в океане. Береговая линия сильно изрезана, глубоко в сушу вдаются морские заливы, много бухт.
Рельеф Шотландии горный, преобладают обширные нагорья, вдоль побережий тянутся узкие низменные равнины. Теперь вы знаете, где находится эта удивительная страна.
Учитель истории:Поистине суровый и неприступный край. Какие же люди его населяли?
Обратимся к истории (на доске находится карта). В древности территория Шотландии была населена племенами пиктов и гэлов. В конце V – начале VI веков из Ирландии стали переселяться племена слотов, от имени которых происходит и само название «Шотландия». Кто знает, как оно звучит на английском языке? (Scotland – страна слоттов).
Во время англо – саксонского завоевания Британии на территорию Шотландии были вытеснены бритты, а с IX века начались набеги скандинавов, которые укрепились на некоторых прибрежных островах и на севере Шотландии.
Учитель географии:Что влекло этих людей на необжитые земли? Причин много! Но одна, без сомнения, заставила их навсегда остаться здесь – природа покорила сердце сильных и бесстрашных воинов.
Вот, что написал о южной Шотландии чешский писатель К.Чапек: «Это самые зеленые долины (слайд), где растут серебряные осины, кудрявые дубы, черная сосна, густая ольха. Здесь бурлят и пенятся реки и пасутся овцы с длинным руном (слайд). Над куполами зелень – темно – синие горы».
А вот о севере его впечатления не так восторженны: «Никогда я ещё не видел такого мрачного, унылого края. На каждом шагу – лысые скалы, высокие и страшные (слайд). Нигде ни дерева, ни кустика, одни только холодные озера (слайд), хвощ да папоротник и вереск, вереск, вереск (слайд)».
Действительно, 65% всей площади Шотландии занимают вересковые пустоши. По обочинам дорог растет высокое (до 1 метра) очень колючее растение – чертополох. Чертополох является символом Шотландии и изображен на национальном гербе страны (указать на герб).
По легенде этот цветок спас жизни многим шотландцам.
…Однажды отряд викингов решил напасть на спящих шотландцев. Один из нападавших наступил ногой на чертополох, растущий среди травы, и вскрикнул. Его крик разбудил шотландских воинов, и они успели вовремя вооружиться и дать отпор врагу.
Природные условия страны повлияли и на хозяйственную деятельность людей. Издавна шотландцы занимались разведением коров и овец. А на юге выращивали ячмень и овес.
Учитель истории:XIII–XIV века были самыми сложными для Шотландии: она боролась за свою независимость. Сейчас вы посмотрите видеофрагмент, а после просмотра ответите на вопросы:
  • С кем пришлось воевать шотландцам?
  • Какие виды оружия использовались в бою?
  • Кто победил?
(Видеофрагмент из фильма «Храброе сердце»). Ответы после просмотра.
Шотландцы еще долго воевали за свою независимость, не каждое сражение заканчивалось победой. Были и поражения.
И лишь в XVII веке после вступления на английский престол династии Стюартов Англия признала независимость Шотландии.
Учитель литературы: Шотландцы – народ с многовековыми традициями, сохранившимися и в наши дни. В стране и сейчас существуют оркестры музыкантов – волынщиков, выступающих в национальной одежде (слайд), а в сельской местности популярны ансамбли, исполняющие народные песни и танцы.
Трем ребятам из класса было дано задание, подготовить небольшое сообщение о волынке, о национальном костюме шотландца, о песнях и танцах Шотландии. (Сообщение детей сопровождается демонстрацией слайдов, фрагментами из фильма «Храброе сердце»).
Учитель литературы: Литература Шотландии возникла в XIII–XIV веках, а в XV–XVI веках широкую известность приобрели баллады. Вспомните, ребята, какие баллады мы уже читали на уроках?
Кто их авторы?
Как возник этот жанр?
В чем его особенности?
В каких странах была распространена баллада?
Учитель литературы: Сегодня на уроке мы будем анализировать шотландские баллады. Обратимся к тексту. Баллада «Вересковый мед».
Кто ее написал?
О ком рассказывается в балладе?
Как автор характеризует короля?
В чем его жестокость?
Докажите, какой тайной владели малютки – медовары.
Что требует от старика шотландский король?
Как поступает король?
Какие качества этого героя подчеркивает автор? Докажите текстом.
(Выступает учитель истории, а затем географии)
Учитель истории: А в какое историческое время происходят события баллады?
Учитель географии: Какие географические особенности страны упоминаются в тексте? О каком море идет речь в балладе? Найдите его на карте.
Учитель литературы: Ребята, анализируя балладу, вы обратили внимание на исторические факты, на то, что события происходят на фоне шотландской природы. Может ли это нам помочь понять, почему старик – пикт так жестоко поступил со своим сыном?
(Наводящие вопросы)
Каким было время завоеваний земель?
Кто, в основном, побеждал в этих завоеваниях?
Что оставалось делать побежденным?
Что предпочел старик: выдать тайну или умереть?
Ради чего он выбрал смерть?
Чего не захотел для сына?
Итак, историческое время и географические факты помогли нам объяснить поступок героя баллады.
Учитель литературы:Сейчас послушайте балладу Роберта Бернса «Жалоба шотландской вдовы» и постарайтесь увидеть глазами автора не только ее героев, но и географические и исторические особенности страны.
(Чтение баллады под шотландскую музыку).
А теперь приступим к выполнению задания.
  • 1 ряд. Ваша задача – охарактеризовать героев баллады, подтвердить свое мнение текстом.
  • 2 ряд. Отметить исторические факты, которые использует автор в балладе.
  • 3 ряд. Выделить географические и хозяйственные приметы страны.
1 ряд с учителем литературы выявляет качества характера героев баллады;
2 ряд находит исторические факты.
Учитель...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1365

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340