Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Единое информационное пространство школы – необходимое условие внедрения информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения
Автор(ы): Степанова Светлана Ивановна, Заместитель директора по УВР, учитель математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Наша школа активно внедряет в свою работу инновационные технологии. Мы более десяти лет работаем по программе “Школа 2100”, около 80% учителей используют такие образовательные технологии, как информационно-коммуникативные, интерактивное и проектное обучение, личностно-ориентированное, лекционно-семинарскую систему, деловые и ролевые игры, коомуникативно-развивающее обучение и др. В 2007 году, благодаря национальному проекту “Образование” наша школа стала победителем конкурса среди школ, активно внедряющих инновационные программы. Постановлением главы администрации Прохладненского муниципального района №437 от 11 октября 2006 г. нашей школе присвоен статус опорной школы по теме “Внедрение информационно-коммуникативных технологий в практику работы педагогов, управление инновационными процессами в школе”. На основании приказа по МОН КБР № 623 от 16 октября 2007года “Об организации опытно-экспериментальной работы по разработке, апробации и внедрению моделей непрерывного образования школьников в области информатики и информационных технологий в образовательных учреждениях Кабардино-Балкарской Республики” в школе открыта экспериментальная площадка. В современной школе, осуществляющей мониторинг и диагностику, личностно-ориентированное и развивающее обучение, поток информации, получаемой участниками образовательного процесса, многократно увеличивается. В связи с этим перед педагогическим коллективом, а особенно перед администрацией встает вопрос об использовании современных технологий по обработке, хранению и анализу получаемой информации. Кроме того, современное образование приоритетной стратегией выдвигает стратегию подготовки учащихся к жизни в информационном обществе. Поэтому информатизация системы образования имеет два направления — внедрение информационных технологий непосредственно в процесс обучения и информатизация системы управления образованием. Поэтому нами была сформулирована тема экспериментальной работы: “Освоение информационных технологий как средство универсализации и модернизации образовательного процесса. Построение единого информационного пространства процесса обучения”. В связи с этим в школе была разработана программа опорной школы и программа экспериментальной работы, главными целями которых являются разработка, апробирование и внедрение нового содержания и технологий обучения в учебно-воспитательный процесс и управление школой. Основные направления программы опорной школы: - Совершенствование и наполнение информационного пространства школы учебным и информационным материалом.
- Более широкое использование информационных технологий в образовательном процессе.
- Переработка имеющегося учебного и методического материала в электронную форму и создание информационной базы данных.
- Создание эффективной автоматизированной системы управления образовательным учреждением.
- Создание условий эффективного использования возможностей информационной среды Интернет.
- Распространение опыта работы (проведение теоретических и практических семинаров, консультации учителям районных школ по внедрению в практику работы учителя информационно-коммуникативных технологий, презентация мультимедийных продуктов, созданных сотрудниками школы и имеющихся в методической копилке школы по заявке школ).
Основные задачи экспериментальной площадки: - Апробация на своей учебной базе новых образовательных информационно – коммуникативных технологий, адаптация их к условиям педагогической практики, отбор и распространение передового педагогического опыта.
- Организация учебы учителей, руководителей школ, методических объединений по использованию в практике ИКТ.
- Создание условий для непрерывного профессионального совершенствования учителей района на базе опорной школы.
- Обобщать и распространять опыт школы по внедрению ИКТ в практику работы каждого учителя и в управление учебно-воспитательным процессом.
Информационное пространство нашей школы начали строить в 2003 году, когда появились компьютеры не только в кабинете информатики, но и у директора, заместителя директора, Сейчас оно развивается по трем направлениям: информатизация обучения, информатизация управления, телекоммуникации (смотри схему, рисунок 1). План информатизации школьного образовательного пространства (приложение 1) включает следующие разделы: - Разработка и корректировка плана.
- Укрепление материальной базы для информатизации школы.
- Организация работы информациионно-аналитической службы школы.
- Разработка системы организации учебной, воспитательной, педагогической и управленческой деятельности на основе информационных технологий.
- Разработка методов получения нового качества образования на основе новых ИКТ -организация тематических “Мастер-классов” для одаренных детей в области ИКТ и учителей, активно использующих компьютерные технологии в процессе обучения:
- Подготовка всех учителей к внедрению инновационных технологи
Сегодня административный блок информационного пространства нашей школе состоит из: - базы “Приказы по организации учебно-воспитательного процесса”
- базы “Приказы и документы по ОТ И ТБ”
- базы данных по учет успеваемости учащихся по классам
- базы “Уровень знаний по предметам” (результаты контрольных замеров знаний, итоги успеваемости,
- стандартных школьных отчетов,
- статистических документов, построенных на основе базы данных,
- базы “Аттестация учителей”,
- базы “Аттестация учащихся”,
- социологические и психологические опросы.
- документов бухгалтерии,
- базы “Кадры”.
В учебно-методический блок входят: - база “Разработки уроков опытных учителей школы”,
- мультимедийные программы к учебникам по разным предметам (около 120 CD дисков),
- методические рекомендации учителям предметникам,
- развивающие игры и обучающие программы,
- мультимедийные энциклопедии, словари,
- интерактивные репетиторы,
- собрание медиаобъектов (ауди-, видио-, мультимедиа-ресурсы - презентации),
- методическая копилка для учеников и учителей,
Актуальными задачами на сегодняшний день для нашей школы являются: - совершенствование и наполнение информационного пространства школы учебным и информационным материалом;
- более широкое использование информационных технологий в образовательном процессе;
- переработка имеющегося учебного и методического материала в электронную форму и создание информационной базы данных;
- создание эффективной и понятной рядовому пользователю автоматизированной системы управления образовательным учреждением;
- создание условий эффективного использования возможностей информационной среды Интернет.
Решение этих задач мы возлагаем на создаваемый школьный информационный центр с помощью локальной сети и информационно-коммуникативную деятельность педагогического коллектива. Школьный информационный центр создается на базе кабинета ИКТ и кабинетов информатики под руководством заместителя директора по УВР Степановой С.И., учителя информатики Слободниченко И.А. и инженера Степанова А.В.. Он (центр) осуществляет работу по следующим направлениям: - техническое оснащение школы средствами ТСО и обслуживание средств ВТ;
- помощь в методическом обеспечении образовательного процесса;
- повышение квалификации педагогических работников;
- программно-методическое обеспечение;
- обеспечение функционирования поста электронной почты и доступа в Интернет;
- проведение мероприятий по информационной безопасности.
В школе сформирована целая структура информационного центра. Все ее блоки объединены в локальную общешкольную сеть. Это: 1. Кабинет информационных технологий. Здесь сосредоточены новейшие носители информации: сервер, мультимедийный проектор, ноутбук, сканер, телевизор, DVD-плейер, компьютер, принтер. В кабинете проводятся различные мероприятия, и главным образом, уроки с применением ИТ. Кабинет оснащен выходом в Интернет. 2. Два кабинета информатики (19 рабочих мест). Кабинеты оснащены выходом в Интернет. В них проводятся уроки информатики с 7-11 класс и уроки по другим предметам в первой смене. Во второй смене в этих кабинетах работают учителя и старшеклассники в Интернете, получают консультации от учителей информатики: классные руководители проводят внеклассные мероприятия с использованием ИКТ. 3. Школьная библиотека. Библиотека оснащена компьютером, сканером, принтером. Здесь осуществляться индивидуальная работа учителей и учащихся . Библиотека будет оснащена выходом в Интернет 4. Уже оборудованы компьютерами рабочие места директора, заместителя директора по УВР, секретаря-делопроизводителя, бухгалтеров, библиотекаря. Стратегия информационного успеха нашей школы заключается: - в хорошем техническом обеспечении (в школе имеется 19 компьютеров для учащихся (в среднем 1 компьютер на 32 ученика, по республике - на 30 чел.); два DVD-плейер, 3 телевизора, сервер, мультимедийный проектор, ноутбук, 3 сканера, 6 принтеров, интерактивная доска, Интернет),
- в наличии квалифицированных специалистов в области ИКТ,
- в обеспечении программными ресурсами всех предметов.
Информационный уровень и уровень владения компьютером и ИКТ педагогического коллектива школы на сегодняшний день: | Параметры | Кол-во человек | % | 1 | Всего человек | 49 | | 2 | Имеют компьютер дома | | 51% | 3 | Прошли курсы повышения квалификации в области ИКТ | 38 | 70% | 4 | Владеют на уровне пользователя | 25 | 51% | 5 | Применяют в воспитательной работе | 19 | 39% | 6 | Проводят уроки с использованием ИКТ | 20 | 31% | 7 | Пользуются медиапроектором | 12 | 10% | 8 | Используют медиаучебники | 6 | 10% | 9 | Умеют пользоваться услугами Интернет | | 45% | 10 | Не владеют совсем | | 35% | 11 | Умеют напечатать текст | | 65% | 12 | Умеют вставить в текст фото, картинки | | 43% | 13 | Умеют создать презентацию | | 37% | 14 | Сколько авторских презентаций создано | 82 | | 15 | Умеют создать таблицы | | 51% | 16 | Умеют изменить рисунок | | 37% | 17 | Используют программы с видео, аудио | | 20% | 18 | Имеют свой сайт | 2 | 4% | 19 | Создают тесты | | 37% | 19 | Используют электронные тесты | 2 | 4% | Отсюда следует, что наш педагогический коллектив на 50% готов внедрять в практику ИКТ, что кардинально изменит организацию учебно-воспитательного процесса в школе. Мы считаем, что главными вопросами в процессе информатизации школьного пространства должны быть вопросы: - управление школой,
- методическая работа учителя,
- предметное направление,
- внеклассное направление,
- проектная работа,
- возможность дистанционного образования,
- сетевое взаимодействие с коллегами в районе, республике.
Появление новых информационных технологий, связанное с широким применением комп...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1961
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|