Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Единое информационное пространство школы – необходимое условие внедрения информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Единое информационное пространство школы – необходимое условие внедрения информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения


Автор(ы): Степанова Светлана Ивановна, Заместитель директора по УВР, учитель математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Наша школа активно внедряет в свою работу инновационные технологии. Мы более десяти лет работаем по программе “Школа 2100”, около 80% учителей используют такие образовательные технологии, как информационно-коммуникативные, интерактивное и проектное обучение, личностно-ориентированное, лекционно-семинарскую систему, деловые и ролевые игры, коомуникативно-развивающее обучение и др. В 2007 году, благодаря национальному проекту “Образование” наша школа стала победителем конкурса среди школ, активно внедряющих инновационные программы.
Постановлением главы администрации Прохладненского муниципального района №437 от 11 октября 2006 г. нашей школе присвоен статус опорной школы по теме “Внедрение информационно-коммуникативных технологий в практику работы педагогов, управление инновационными процессами в школе”.
На основании приказа по МОН КБР № 623 от 16 октября 2007года “Об организации опытно-экспериментальной работы по разработке, апробации и внедрению моделей непрерывного образования школьников в области информатики и информационных технологий в образовательных учреждениях Кабардино-Балкарской Республики” в школе открыта экспериментальная площадка.
В современной школе, осуществляющей мониторинг и диагностику, личностно-ориентированное и развивающее обучение, поток информации, получаемой участниками образовательного процесса, многократно увеличивается. В связи с этим перед педагогическим коллективом, а особенно перед администрацией встает вопрос об использовании современных технологий по обработке, хранению и анализу получаемой информации. Кроме того, современное образование приоритетной стратегией выдвигает стратегию подготовки учащихся к жизни в информационном обществе. Поэтому информатизация системы образования имеет два направления — внедрение информационных технологий непосредственно в процесс обучения и информатизация системы управления образованием. Поэтому нами была сформулирована тема экспериментальной работы: “Освоение информационных технологий как средство универсализации и модернизации образовательного процесса. Построение единого информационного пространства процесса обучения”.
В связи с этим в школе была разработана программа опорной школы и программа экспериментальной работы, главными целями которых являются разработка, апробирование и внедрение нового содержания и технологий обучения в учебно-воспитательный процесс и управление школой.
Основные направления программы опорной школы:
  1. Совершенствование и наполнение информационного пространства школы учебным и информационным материалом.
  2. Более широкое использование информационных технологий в образовательном процессе.
  3. Переработка имеющегося учебного и методического материала в электронную форму и создание информационной базы данных.
  4. Создание эффективной автоматизированной системы управления образовательным учреждением.
  5. Создание условий эффективного использования возможностей информационной среды Интернет.
  6. Распространение опыта работы (проведение теоретических и практических семинаров, консультации учителям районных школ по внедрению в практику работы учителя информационно-коммуникативных технологий, презентация мультимедийных продуктов, созданных сотрудниками школы и имеющихся в методической копилке школы по заявке школ).
Основные задачи экспериментальной площадки:
  1. Апробация на своей учебной базе новых образовательных информационно – коммуникативных технологий, адаптация их к условиям педагогической практики, отбор и распространение передового педагогического опыта.
  2. Организация учебы учителей, руководителей школ, методических объединений по использованию в практике ИКТ.
  3. Создание условий для непрерывного профессионального совершенствования учителей района на базе опорной школы.
  4. Обобщать и распространять опыт школы по внедрению ИКТ в практику работы каждого учителя и в управление учебно-воспитательным процессом.
Информационное пространство нашей школы начали строить в 2003 году, когда появились компьютеры не только в кабинете информатики, но и у директора, заместителя директора, Сейчас оно развивается по трем направлениям: информатизация обучения, информатизация управления, телекоммуникации (смотри схему, рисунок 1). План информатизации школьного образовательного пространства (приложение 1) включает следующие разделы:
  1. Разработка и корректировка плана.
  2. Укрепление материальной базы для информатизации школы.
  3. Организация работы информациионно-аналитической службы школы.
  4. Разработка системы организации учебной, воспитательной, педагогической и управленческой деятельности на основе информационных технологий.
  5. Разработка методов получения нового качества образования на основе новых ИКТ -организация тематических “Мастер-классов” для одаренных детей в области ИКТ и учителей, активно использующих компьютерные технологии в процессе обучения:
  6. Подготовка всех учителей к внедрению инновационных технологи
Сегодня административный блок информационного пространства нашей школе состоит из:
  • базы “Приказы по организации учебно-воспитательного процесса”
  • базы “Приказы и документы по ОТ И ТБ”
  • базы данных по учет успеваемости учащихся по классам
  • базы “Уровень знаний по предметам” (результаты контрольных замеров знаний, итоги успеваемости,
  • стандартных школьных отчетов,
  • статистических документов, построенных на основе базы данных,
  • базы “Аттестация учителей”,
  • базы “Аттестация учащихся”,
  • социологические и психологические опросы.
  • документов бухгалтерии,
  • базы “Кадры”.
В учебно-методический блок входят:
  • база “Разработки уроков опытных учителей школы”,
  • мультимедийные программы к учебникам по разным предметам (около 120 CD дисков),
  • методические рекомендации учителям предметникам,
  • развивающие игры и обучающие программы,
  • мультимедийные энциклопедии, словари,
  • интерактивные репетиторы,
  • собрание медиаобъектов (ауди-, видио-, мультимедиа-ресурсы - презентации),
  • методическая копилка для учеников и учителей,
Актуальными задачами на сегодняшний день для нашей школы являются:
  • совершенствование и наполнение информационного пространства школы учебным и информационным материалом;
  • более широкое использование информационных технологий в образовательном процессе;
  • переработка имеющегося учебного и методического материала в электронную форму и создание информационной базы данных;
  • создание эффективной и понятной рядовому пользователю автоматизированной системы управления образовательным учреждением;
  • создание условий эффективного использования возможностей информационной среды Интернет.
Решение этих задач мы возлагаем на создаваемый школьный информационный центр с помощью локальной сети и информационно-коммуникативную деятельность педагогического коллектива.
Школьный информационный центр создается на базе кабинета ИКТ и кабинетов информатики под руководством заместителя директора по УВР Степановой С.И., учителя информатики Слободниченко И.А. и инженера Степанова А.В.. Он (центр) осуществляет работу по следующим направлениям:
  • техническое оснащение школы средствами ТСО и обслуживание средств ВТ;
  • помощь в методическом обеспечении образовательного процесса;
  • повышение квалификации педагогических работников;
  • программно-методическое обеспечение;
  • обеспечение функционирования поста электронной почты и доступа в Интернет;
  • проведение мероприятий по информационной безопасности.
В школе сформирована целая структура информационного центра. Все ее блоки объединены в локальную общешкольную сеть. Это:
1. Кабинет информационных технологий. Здесь сосредоточены новейшие носители информации: сервер, мультимедийный проектор, ноутбук, сканер, телевизор, DVD-плейер, компьютер, принтер. В кабинете проводятся различные мероприятия, и главным образом, уроки с применением ИТ. Кабинет оснащен выходом в Интернет.
2. Два кабинета информатики (19 рабочих мест). Кабинеты оснащены выходом в Интернет. В них проводятся уроки информатики с 7-11 класс и уроки по другим предметам в первой смене. Во второй смене в этих кабинетах работают учителя и старшеклассники в Интернете, получают консультации от учителей информатики: классные руководители проводят внеклассные мероприятия с использованием ИКТ.
3. Школьная библиотека. Библиотека оснащена компьютером, сканером, принтером. Здесь осуществляться индивидуальная работа учителей и учащихся . Библиотека будет оснащена выходом в Интернет
4. Уже оборудованы компьютерами рабочие места директора, заместителя директора по УВР, секретаря-делопроизводителя, бухгалтеров, библиотекаря.
Стратегия информационного успеха нашей школы заключается:
  • в хорошем техническом обеспечении (в школе имеется 19 компьютеров для учащихся (в среднем 1 компьютер на 32 ученика, по республике - на 30 чел.); два DVD-плейер, 3 телевизора, сервер, мультимедийный проектор, ноутбук, 3 сканера, 6 принтеров, интерактивная доска, Интернет),
  • в наличии квалифицированных специалистов в области ИКТ,
  • в обеспечении программными ресурсами всех предметов.
Информационный уровень и уровень владения компьютером и ИКТ педагогического коллектива школы на сегодняшний день:
Параметры Кол-во
человек
%
1 Всего человек 49
2 Имеют компьютер дома 51%
3 Прошли курсы повышения квалификации в области ИКТ 38 70%
4 Владеют на уровне пользователя 25 51%
5 Применяют в воспитательной работе 19 39%
6 Проводят уроки с использованием ИКТ 20 31%
7 Пользуются медиапроектором 12 10%
8 Используют медиаучебники 6 10%
9 Умеют пользоваться услугами Интернет 45%
10 Не владеют совсем 35%
11 Умеют напечатать текст 65%
12 Умеют вставить в текст фото, картинки 43%
13 Умеют создать презентацию 37%
14 Сколько авторских презентаций создано 82
15 Умеют создать таблицы 51%
16 Умеют изменить рисунок 37%
17 Используют программы с видео, аудио 20%
18 Имеют свой сайт 2 4%
19 Создают тесты 37%
19 Используют электронные тесты 2 4%
Отсюда следует, что наш педагогический коллектив на 50% готов внедрять в практику ИКТ, что кардинально изменит организацию учебно-воспитательного процесса в школе.
Мы считаем, что главными вопросами в процессе информатизации школьного пространства должны быть вопросы:
  • управление школой,
  • методическая работа учителя,
  • предметное направление,
  • внеклассное направление,
  • проектная работа,
  • возможность дистанционного образования,
  • сетевое взаимодействие с коллегами в районе, республике.
Появление новых информационных технологий, связанное с широким применением комп...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1961

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340