Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Перекличка веков. Идеи просвещения, науки и образования в литературе России. Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для старшеклассников
Автор(ы): Шагзамова Энж Фирдависовна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: 1. Проследить, какое выражение нашли идеи просвещения и науки в литературе XVIII-XIX веков. 2. Подробнее познакомиться с творчеством писателей и поэтов XVIII– XIX веков, которым были близки идеи просвещения. 3. Соотнести представления о человеке и его отношении к науке в XVIII– XIX веках и в наше время; определить, какие черты человеческой личности считались наиболее значимыми. Литературный салон в духе XVIII-XIX веков. На стенах портреты Ломоносова, Фонвизина, Грибоедова, Державина, Пушкина, Тургенева, Толстого и др., плакаты великих людей об образовании и науке. За столом сидят писатели и поэты: М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, герои произведений XVIII-XIX веков и ученики. Мероприятие сопровождает классическая музыка В. А. Моцарта – концерт для фортепьяно с оркестром №21, Г. Ф. Гендель – Сарабанда, Оркестр Лондонских “Променад-концертов”, И. С. Бах – ария из оркестровой сюиты №3, Л. Бетховен – “К Элизе”. Ход мероприятия: На фоне музыки Генделя “Сарабанда” звучит цитата (запись-голос): “ Да чудно, дивно было то время. Безбожие и изуверство, грубость и утонченность, материализм и набожность, страсть к новизне и упорный фанатизм к старине, пиры и победы, роскошь и довольство, великие умы и великие характеры всех цветов и образов. И между ними Недоросли, Простаковы, Тарасы Скотинины, бригадиры; дворянство, удивлявшее французский двор своею светскою образованностью, и дворянство, выходящее с холопьями на разбой”. В. Г. Белинский. – О каком периоде в истории русского государства идет речь в этой цитате? – XVIII век – эпоха Просвещения… На сцену выходят ведущие. Ведущий: Сегодня мы с вами попытаемся выяснить, какое выражение нашли идеи просвещения, науки и образования в литературе XVIII-XIX веков, попробуем соотнести представления о человеке и о его отношении к науке и образованию в XVIII веке и в наше время; посмотрим, какие черты человеческой личности считались тогда наиболее значимыми; познакомимся подробнее с творчеством Ломоносова, Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Некрасова, Толстого и других писателей. Ведь каждый из них вписал свою страницу в историю литературы. Вслушиваемся в их голоса, узнаем, чем замечательны их судьбы, что сближало и что разделяло их. Ведущий: XVIII век – столетие “безумное и мудрое”. Многие проблемы были унаследованы от “бунташного” (по выражению современников) XVII века. Новый век рождал новые проблемы, новые темы для размышления публицистов, для всех мыслящих людей. В XVIII веке русская общественная мысль бурлила в полном смысле этого слова. Что же было характерно для общественной мысли XVIII века, вокруг чего велись споры? Каковы были идейные задачи этого периода? Ведущий: Россия петровского времени – молодая страна. С Петром Россия вошла в новое время – в эпоху Просвещения. Дух этой эпохи – рост светской образованности, развитие философской мысли. Основная надежда возлагалась на благодетельную силу разума и науки, способных духовно возвысить человека. В первой четверти XVIII века окончательно сформировалась абсолютная монархия, которая играла активную роль в социально-экономической, политической, культурной жизни страны. Она расширяла и укрепляла феодальное землевладение и крепостное право, проводила выгодные господствующему классу реформы. Она стремилась регламентировать общественную и даже личную жизнь подданных, вплоть до покроя их одежды и формы причесок. Таким образом, в России сформировался свой кодекс поведения. Петр I не только сбрил бороды и укоротил платье, но и вывел женщину в свет из теремов, поставил образование на более высокий уровень. – Свой вопрос я хотел бы адресовать вам, Михаил Васильевич, вы ярый сторонник движения просветителей России, вы крупнейший русский ученый и поэт. Прожили яркую, необыкновенную жизнь. Явились основоположником многих отраслей русской науки, внесли неоценимый вклад в русскую литературу. Как вам удалось достичь таких высот? Расскажите немного о себе. Ломоносов: До 19 лет я жил в своей деревеньке Денисовке и помогал отцу в рыбном промысле. Меня с детства влекло к знаниям. Я прочитал все книги, какие мог достать в поморском селе, выучил наизусть учебники по славянской грамматике и арифметике. От знакомого дьячка я услышал, что для приобретения большого знания и учености надо владеть латинским языком, а “сему не инде можно научиться в Москве, Киеве или только в Петербурге”. И вот суровой зимней порой, присоединившись к рыбному обозу, я отправился в Москву, в поход за знаниями. Скрыв свое мужицкое происхождение, я поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую духовную академию. Не имея никакой материальной поддержки, я терпел голод и нужду, но учение не оставлял. За один год я самостоятельно изучил программу 3-х классов, и в короткий срок овладел латинским языком, на котором в то время писались все научные книги. Но эта академия готовила священников, а я неудержимо рвался к светским наукам: читал книги по физике, математике, истории, философии. В 1735 году судьба улыбнулась мне: в числе лучших учеников меня отправили в Петербургскую Академию наук для завершения образования, а через год – в Германию. За границей я изучил горное дело, металлургию, химию и в 1742 году вернулся в Россию, в Петербург… Ведущий: …вполне сложившимся ученым. Вы стремились поставить науку на службу Родине, так как. пришли в Академию наук с ясно осознанной целью: подготовить русских ученых, которые должны заботиться о просвещении народа. А с какими трудностями сталкивались? Ломоносов: Российская Академия наук была далека от тех задач, которые выдвигал я. Ученые иностранцы, поддерживаемые придворными, оттесняли русских от науки всеми средствами, ставили их в зависимое положение! Я оказался в трудных условиях. Академики не признавали ценности моих научных трудов. Когда я восстал против “худого состояния Академии” меня даже подвергли аресту. Но я был полон “благородной упрямки и смелости в преодолении всех препятствий к распространению наук в Отечестве”. Ведущий: Спасибо, Михаил Васильевич, за ваш подробный рассказ. Идеями Просвещения заинтересовался и Денис Иванович Фонвизин. Скажите, Денис Иванович, что же стало главной заботой просветителей? Фонвизин: Нам были близки идеи французских писателей-просветителей: Вольтера, Дидро, Руссо. Они боролись за свободу человека, против тирании, невежества, религиозных предрассудков. Мы связывали свои надежды на переустройство общества на основах разума и справедливости, облегчить страдания народа путем просвещения всего общества, путем смягчения нравов и т. д. Кстати, просвещение и воспитание различных социальных слоев общества, но, прежде всего дворянства и купечества – это тоже одна из идейных задач XVIII столетия. Ведущий: Может, нам пора уже обратиться к героям Дениса Ивановича. От своего рождения человек включен в семью, общество, народ, государство. Как важны слова, которые скажет ему мать, отец. Слушаем урок, который дает сыну мать. (Сцена из комедии Д. Фонвизина “Недоросль”.) Простакова: Пока Стародум отдыхает. Друг мой, ты хоть для виду поучись. Митрофан: Слушай, матушка, я те потешу, поучусь, только чтоб был последний раз. Простакова: А я тут же присяду. Кошелек повяжу для тебя, друг мой, Софьюшкины денежки было б куды класть. Митрофан:Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать. Цыфиркин: Задача. Изволил ты, на приклад, идти по дороге со мною. Ну хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое… Митрофан (пишет): Трое. Цыфиркин: А дороге, на приклад, триста рублей. Митрофан (пишет): Триста. Цыфиркин: Дело дошло до дележа. Смекни-тко, по чему на брата? Митрофан: (вычисляя, шепчет): Единожды три – три. Единожды нуль – нуль. Простакова: Что, что, до дележа? Митрофан: Вишь, триста рублев, что нашли, троим разделить. Простакова: Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги, ни с кем не делись. Все возьми себе, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Митрофанущка, друг мой, коли ученье опасно для твоей головушки, так , по инее, перестань. Митрофан: А по мне и подавно. Стародум: До моих ушей дошло, что Митрофан только отучиться изволил. Любопытен бы я был послушать. Например, грамматика. Что ж в ней знает Митрофан? Митрофан: Много. Существительна да прилагательна. Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан: Дверь? Котора дверь? Правдин: Котора дверь? Вот эта. Митрофан: Эта? Прилагательна. Правдин: Почему же? Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана места неделя стоит еще не навешана: так та покамест существительна. Стородум: Так поэтому у тебя слово “дурак” прилагательное, потому что оно прилагается к глупом человеку? Митрофан: И ведомо. Простакова: Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка. И без наук люди живут и жили. Ведущий: Митрофан, можно к тебе так обратиться? Митрофан: Да, сударыня. Ведущий: Митрофан, по мнению твоей матушки, учение, образование не обязательны. А ты сам как считаешь? Митрофан: А что, я согласен с матушкой. Она плохого мне не пожелает. К чему мне мучиться с иоргафией? На то есть извозчики, доведут куда надо. Ведущий: Митрофан, мы вот с тобой ровесники. Я скоро заканчиваю школу. Передо мной открывается новая дорога – дорога самостоятельной жизни. И меня очень волнует мое будущее. А у тебя какие планы на будущее? Как я поняла, ты не хочешь продолжить учебу? Митрофан: Да не хочу я учиться, я жениться хочу. И маменька так хочет. Как вы не понимаете…(Уходит). Ведущий: Мне невольно вспоминается восточная мудрость: “Говорить с глупым – терять слова. Не говорить с умным – терять себя.” Мудрый человек не будет терять слов и себя. С тобой все понятно, Митрофанушка. Таким образом, обязательное для купеческих подростков обучение “пристойным наукам” невежественная помещица считает тягостной обузой для Митрофана, хотя и вынуждена нанимать ему учителей. Своей слепой, животной любовью Простакова сама же нравственно калечит сына. При таком воспитании Митрофан, не знающий никаких обязанностей, растет бездельником и черствым эгоистом. Ведущий: А в дворянских семьях, хотя многие дети учились дома, день их был строго расписан с неизменно ранним подъемом, уроками и занятиями: иностранными языками, фехтованием, танцами, катаньем на коньках и лыжах, разными физическими упражнениями. Ведущий: Отношение к детям в дворянской семье с сегодняшних позиций может показаться строгим, даже жестким. Но это не недостаток любви. Это высокий уровень требовательности, определяемой нормой дворянского кодекса чести, правил хорошего тона. Ведущий: Тому яркий пример Александра Сергеевича Грибоедова – образованнейший человек своего времени, а в возрасте 11лет поступил в Московский университет и в итоге закончил 3 факультета, в совершенстве овладел европейскими, древними, восточными языками. – А на персидском даже писал стихи, – блестящий дипломат, – и, наконец, музыкант, автор знаменитого вальса. – Очень большое, важное значение придавал Грибоедов образованию, воспитанию, культуре. Ум виделся Грибоедову как сила высокая и внутренняя, он призирал невежество. И поэтому в его знаменитой комедии “Горе от ума” многое “стоит” на уме. (Эпизод из комедии): Фамусов: Софья спит? Лиза: Сейчас започивала. Фамусов: Сейчас! А ночь? Лиза: Ночь целую читала. Фамусов: Вишь, прихоти какие завелись! Лиза: Все по-французски, вслух, читает запершись. Фамусов: Скажи-ка, что глаза ей портить не годится, И в чтении прок-то невелик. Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится. Лиза: Что встанет, доложусь. Извольте же идти; разбудите, боюсь. Фамусов: Ужасный век. Не знаешь, что начать. Все умудрились не по летам, А пуще дочери, да сами добряки. Дались нам эти языки. Берем же побродяг, и в дом и по билетам, Чтоб наших дочерей всем учить, всему- И танцам и пенью! И нежностям! И вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам. Ведущий: Главный герой комедии Чацкий, умный человек, вихрем врывается в чужую и чуждую ему среду . Чацкий: Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, Верст больше седьмисот пронесся,- Ветер, буря; И растерялся весь, и падал сколько раз- И вот за подвиги награда! София: Ах! Чацкий, я вам очень рада. Чацкий: Вы рады? В добрый час. София: Что значит видеть свет! Где же лучше? Чацкий: Где нас нет. …Ну что ваш батюшка? Все Английского клоба Старинный, верный член до гроба? Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?.. А тот чахоточный, родня вам, книгам враг, В ученый комитет который поселился И с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился?.. А тетушка? Все девушкой, Минервой? Все фрейлиной Екатерины первой? Воспитанниц и мосек полон дом? Ах! К воспитанью перейдем. Что нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки, Числом поболе, ценою подешевле? Не то, чтобы в науке далеки; В России, под великим штрафом, Нам каждого признать велят Историком и географом ! Софья: Не человек, змея! Чацкий: Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным… Ведущий: Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, “вперить ум” в науки или посвятить себя “искусствам творческим , высоким и прекрасным”. В ответ на это Фамусов объявляет Чацкого опасным человеком, не признающим властей. А причину сумасшествия Чацкого Фамусов видит в науке, в просвещении: Ученье – вот чума, ученость – вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел и мнений. Ведущий: Такого же мнения все фамусовское общество: сами они – враги просвещения, люди невежественные, хотя берутся судить обо всем, причем считают, что их мнение непререкаемы. Именно так отзывается об образовании и Хлестова: И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних От пансионов, школ, лицеев. Ведущий: Так, во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, в отношении к людям, в понимании цели и смысла жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Ум и здесь по-просветительски объединяет собой высокую степень просвещенности, свободолюбие и вольномыслие, пылкость, силу и верность чувств. Ведущий: “У каждого возраста свой Пушкин”, – сказал как-то С. Я. Маршак. Это очень верно. Сегодня нам хочется поговорить и о Пушкине, когда ему было столько, сколько нам, может, чуть больше. Александр Сергеевич, вам слово. Пушкин: В начале жизни школу помню я. Там нас, детей беспечных, было много; Неровная и резвая семья… Конечно же, детство – самая отрадная, беззаботная пора. Она полна шумных игр, веселых забав и больших, на детский взгляд, радостей. Но во все времена большую часть детства занимало и занимает воспитание и учение ребенка. Обычно это школа. Школы существовали всегда, и несколько в ином виде, чем у вас. Наше учебное заведение должно было носить название древнего ликея – загородного афинского портика, где Аристотель учил и воспитывал своих учеников. Екатерине 11 и тем, кто по ее поручению ведал школьными делами, казалось, что можно создать “новую породу людей”. С этой целью брались дети из разных сословий не старше 5-6 лет, пока они еще не испорчены дурным влиянием и неправильным воспитанием. Мы составляли одно общество, без всяких различий в столе и одежде. Открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года. В числе первых воспитанников были Корф, Вольховский, Горчаков, Яковлев, Матюшкин, Малиновский, Илличевский, Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, Данзас, Броглио и др. Преподавание велось на русском языке. В программе лицея соединялось среднее и высшее образование. Выделялось время для “гимнастических упражнений” – верховой езде, плаванию, гребле. Прибавим к этому подъем в 7 утра, прогулки в любую погоду и простую пищу. Ведущий: А были ли у вас телесные наказания? Пушкин: Нет. И не ради вольностей дворянских, а потому что это унизительно, обидно и на всю жизнь запоминается. Но для “отчаянных” существовали легкие наказания. Один лицеист, например, был одет на сутки в свой старый детский сюртук, в котором прибыл в Лицей. Сюртук был до того узок, беден и дурно сшит, что вызвал смех и произвел необходимое воспитательное воздействие. Ведущий: А какие предметы вам больше нравились? Пушкин: История, литература, языки, я неохотно занимался только математикой. Я продолжал, как и дома, очень много читать. Вообще в лицее господствовала атмосфера интереса к литературе, к поэзии. Мы издавали рукописные журналы “Неопытное перо”, “Юные пловцы”, “Лицейский мудрец”, и. т. Появилась даже целая группа лицейских поэтов и литераторов. Шли литературные споры. Было очень интересно. Наш лицей ведь был закрытым учебным заведением, нас не отпускали домой даже на каникулы – и все это нас так сблизило – мы были как одна семья. (На фоне арии Баха звучит запись): 1-ый голос: Из воспоминаний А. Пушкина: “это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам. Все мы взволновались. Дельвиг вышел на лестницу, чтобы дождаться его и поцеловать ему руку, руку, написавшую “Водопад”. Державин был стар. Он очень устал и чувствовал, что совсем напрасно приехал в Царское Село. Его усадили в кресло. Он вздремнул, но слышал все отчетливо. Вдруг раздался звонкий голос. И этот голос сказал ему, и никому другому: “Воспоминания в Царском Селе”.
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1943
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|