Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Перекличка веков. Идеи просвещения, науки и образования в литературе России. Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для старшеклассников - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Перекличка веков. Идеи просвещения, науки и образования в литературе России. Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для старшеклассников


Автор(ы): Шагзамова Энж Фирдависовна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
1. Проследить, какое выражение нашли идеи просвещения и науки в литературе XVIII-XIX веков.
2. Подробнее познакомиться с творчеством писателей и поэтов XVIII– XIX веков, которым были близки идеи просвещения.
3. Соотнести представления о человеке и его отношении к науке в XVIII– XIX веках и в наше время; определить, какие черты человеческой личности считались наиболее значимыми.
Литературный салон в духе XVIII-XIX веков. На стенах портреты Ломоносова, Фонвизина, Грибоедова, Державина, Пушкина, Тургенева, Толстого и др., плакаты великих людей об образовании и науке. За столом сидят писатели и поэты: М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, герои произведений XVIII-XIX веков и ученики. Мероприятие сопровождает классическая музыка В. А. Моцарта – концерт для фортепьяно с оркестром №21, Г. Ф. Гендель – Сарабанда, Оркестр Лондонских “Променад-концертов”, И. С. Бах – ария из оркестровой сюиты №3, Л. Бетховен – “К Элизе”.

Ход мероприятия:

На фоне музыки Генделя “Сарабанда” звучит цитата (запись-голос):
“ Да чудно, дивно было то время. Безбожие и изуверство, грубость и утонченность, материализм и набожность, страсть к новизне и упорный фанатизм к старине, пиры и победы, роскошь и довольство, великие умы и великие характеры всех цветов и образов.
И между ними Недоросли, Простаковы, Тарасы Скотинины, бригадиры; дворянство, удивлявшее французский двор своею светскою образованностью, и дворянство, выходящее с холопьями на разбой”.
В. Г. Белинский.
– О каком периоде в истории русского государства идет речь в этой цитате?
– XVIII век – эпоха Просвещения…
На сцену выходят ведущие.
Ведущий:
Сегодня мы с вами попытаемся выяснить, какое выражение нашли идеи просвещения, науки и образования в литературе XVIII-XIX веков, попробуем соотнести представления о человеке и о его отношении к науке и образованию в XVIII веке и в наше время; посмотрим, какие черты человеческой личности считались тогда наиболее значимыми; познакомимся подробнее с творчеством Ломоносова, Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Некрасова, Толстого и других писателей. Ведь каждый из них вписал свою страницу в историю литературы. Вслушиваемся в их голоса, узнаем, чем замечательны их судьбы, что сближало и что разделяло их.
Ведущий: XVIII век – столетие “безумное и мудрое”. Многие проблемы были унаследованы от “бунташного” (по выражению современников) XVII века. Новый век рождал новые проблемы, новые темы для размышления публицистов, для всех мыслящих людей.
В XVIII веке русская общественная мысль бурлила в полном смысле этого слова.
Что же было характерно для общественной мысли XVIII века, вокруг чего велись споры? Каковы были идейные задачи этого периода?
Ведущий: Россия петровского времени – молодая страна. С Петром Россия вошла в новое время – в эпоху Просвещения. Дух этой эпохи – рост светской образованности, развитие философской мысли. Основная надежда возлагалась на благодетельную силу разума и науки, способных духовно возвысить человека.
В первой четверти XVIII века окончательно сформировалась абсолютная монархия, которая играла активную роль в социально-экономической, политической, культурной жизни страны. Она расширяла и укрепляла феодальное землевладение и крепостное право, проводила выгодные господствующему классу реформы. Она стремилась регламентировать общественную и даже личную жизнь подданных, вплоть до покроя их одежды и формы причесок. Таким образом, в России сформировался свой кодекс поведения. Петр I не только сбрил бороды и укоротил платье, но и вывел женщину в свет из теремов, поставил образование на более высокий уровень.
– Свой вопрос я хотел бы адресовать вам, Михаил Васильевич, вы ярый сторонник движения просветителей России, вы крупнейший русский ученый и поэт. Прожили яркую, необыкновенную жизнь. Явились основоположником многих отраслей русской науки, внесли неоценимый вклад в русскую литературу. Как вам удалось достичь таких высот? Расскажите немного о себе.
Ломоносов: До 19 лет я жил в своей деревеньке Денисовке и помогал отцу в рыбном промысле. Меня с детства влекло к знаниям. Я прочитал все книги, какие мог достать в поморском селе, выучил наизусть учебники по славянской грамматике и арифметике. От знакомого дьячка я услышал, что для приобретения большого знания и учености надо владеть латинским языком, а “сему не инде можно научиться в Москве, Киеве или только в Петербурге”.
И вот суровой зимней порой, присоединившись к рыбному обозу, я отправился в Москву, в поход за знаниями. Скрыв свое мужицкое происхождение, я поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую духовную академию. Не имея никакой материальной поддержки, я терпел голод и нужду, но учение не оставлял. За один год я самостоятельно изучил программу 3-х классов, и в короткий срок овладел латинским языком, на котором в то время писались все научные книги.
Но эта академия готовила священников, а я неудержимо рвался к светским наукам: читал книги по физике, математике, истории, философии. В 1735 году судьба улыбнулась мне: в числе лучших учеников меня отправили в Петербургскую Академию наук для завершения образования, а через год – в Германию. За границей я изучил горное дело, металлургию, химию и в 1742 году вернулся в Россию, в Петербург…
Ведущий: …вполне сложившимся ученым. Вы стремились поставить науку на службу Родине, так как. пришли в Академию наук с ясно осознанной целью: подготовить русских ученых, которые должны заботиться о просвещении народа. А с какими трудностями сталкивались?
Ломоносов: Российская Академия наук была далека от тех задач, которые выдвигал я. Ученые иностранцы, поддерживаемые придворными, оттесняли русских от науки всеми средствами, ставили их в зависимое положение! Я оказался в трудных условиях. Академики не признавали ценности моих научных трудов. Когда я восстал против “худого состояния Академии” меня даже подвергли аресту. Но я был полон “благородной упрямки и смелости в преодолении всех препятствий к распространению наук в Отечестве”.
Ведущий: Спасибо, Михаил Васильевич, за ваш подробный рассказ. Идеями Просвещения заинтересовался и Денис Иванович Фонвизин. Скажите, Денис Иванович, что же стало главной заботой просветителей?
Фонвизин: Нам были близки идеи французских писателей-просветителей: Вольтера, Дидро, Руссо. Они боролись за свободу человека, против тирании, невежества, религиозных предрассудков. Мы связывали свои надежды на переустройство общества на основах разума и справедливости, облегчить страдания народа путем просвещения всего общества, путем смягчения нравов и т. д.
Кстати, просвещение и воспитание различных социальных слоев общества, но, прежде всего дворянства и купечества – это тоже одна из идейных задач XVIII столетия.
Ведущий: Может, нам пора уже обратиться к героям Дениса Ивановича. От своего рождения человек включен в семью, общество, народ, государство. Как важны слова, которые скажет ему мать, отец. Слушаем урок, который дает сыну мать.
(Сцена из комедии Д. Фонвизина “Недоросль”.)
Простакова: Пока Стародум отдыхает. Друг мой, ты хоть для виду поучись.
Митрофан: Слушай, матушка, я те потешу, поучусь, только чтоб был последний раз.
Простакова: А я тут же присяду. Кошелек повяжу для тебя, друг мой, Софьюшкины денежки было б куды класть.
Митрофан:Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать.
Цыфиркин: Задача. Изволил ты, на приклад, идти по дороге со мною. Ну хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое…
Митрофан (пишет): Трое.
Цыфиркин: А дороге, на приклад, триста рублей.
Митрофан (пишет): Триста.
Цыфиркин: Дело дошло до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?
Митрофан: (вычисляя, шепчет): Единожды три – три. Единожды нуль – нуль.
Простакова: Что, что, до дележа?
Митрофан: Вишь, триста рублев, что нашли, троим разделить.
Простакова: Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги, ни с кем не делись. Все возьми себе, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Митрофанущка, друг мой, коли ученье опасно для твоей головушки, так , по инее, перестань.
Митрофан: А по мне и подавно.
Стародум: До моих ушей дошло, что Митрофан только отучиться изволил. Любопытен бы я был послушать. Например, грамматика. Что ж в ней знает Митрофан?
Митрофан: Много. Существительна да прилагательна.
Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь? Котора дверь?
Правдин: Котора дверь? Вот эта.
Митрофан: Эта? Прилагательна.
Правдин: Почему же?
Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана места неделя стоит еще не навешана: так та покамест существительна.
Стородум: Так поэтому у тебя слово “дурак” прилагательное, потому что оно прилагается к глупом человеку?
Митрофан: И ведомо.
Простакова: Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка. И без наук люди живут и жили.
Ведущий: Митрофан, можно к тебе так обратиться?
Митрофан: Да, сударыня.
Ведущий: Митрофан, по мнению твоей матушки, учение, образование не обязательны. А ты сам как считаешь?
Митрофан: А что, я согласен с матушкой. Она плохого мне не пожелает. К чему мне мучиться с иоргафией? На то есть извозчики, доведут куда надо.
Ведущий: Митрофан, мы вот с тобой ровесники. Я скоро заканчиваю школу. Передо мной открывается новая дорога – дорога самостоятельной жизни. И меня очень волнует мое будущее. А у тебя какие планы на будущее? Как я поняла, ты не хочешь продолжить учебу?
Митрофан: Да не хочу я учиться, я жениться хочу. И маменька так хочет. Как вы не понимаете…(Уходит).
Ведущий: Мне невольно вспоминается восточная мудрость: “Говорить с глупым – терять слова. Не говорить с умным – терять себя.” Мудрый человек не будет терять слов и себя. С тобой все понятно, Митрофанушка.
Таким образом, обязательное для купеческих подростков обучение “пристойным наукам” невежественная помещица считает тягостной обузой для Митрофана, хотя и вынуждена нанимать ему учителей. Своей слепой, животной любовью Простакова сама же нравственно калечит сына. При таком воспитании Митрофан, не знающий никаких обязанностей, растет бездельником и черствым эгоистом.
Ведущий: А в дворянских семьях, хотя многие дети учились дома, день их был строго расписан с неизменно ранним подъемом, уроками и занятиями: иностранными языками, фехтованием, танцами, катаньем на коньках и лыжах, разными физическими упражнениями.
Ведущий: Отношение к детям в дворянской семье с сегодняшних позиций может показаться строгим, даже жестким. Но это не недостаток любви. Это высокий уровень требовательности, определяемой нормой дворянского кодекса чести, правил хорошего тона.
Ведущий: Тому яркий пример Александра Сергеевича Грибоедова – образованнейший человек своего времени, а в возрасте 11лет поступил в Московский университет и в итоге закончил 3 факультета, в совершенстве овладел европейскими, древними, восточными языками.
– А на персидском даже писал стихи,
– блестящий дипломат,
– и, наконец, музыкант, автор знаменитого вальса.
– Очень большое, важное значение придавал Грибоедов образованию, воспитанию, культуре. Ум виделся Грибоедову как сила высокая и внутренняя, он призирал невежество. И поэтому в его знаменитой комедии “Горе от ума” многое “стоит” на уме.
(Эпизод из комедии):
Фамусов: Софья спит?
Лиза: Сейчас започивала.
Фамусов: Сейчас! А ночь?
Лиза: Ночь целую читала.
Фамусов: Вишь, прихоти какие завелись!
Лиза: Все по-французски, вслух, читает запершись.
Фамусов: Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,
И в чтении прок-то невелик.
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.
Лиза: Что встанет, доложусь.
Извольте же идти; разбудите, боюсь.
Фамусов: Ужасный век. Не знаешь, что начать.
Все умудрились не по летам,
А пуще дочери, да сами добряки.
Дались нам эти языки.
Берем же побродяг, и в дом и по билетам,
Чтоб наших дочерей всем учить, всему-
И танцам и пенью! И нежностям! И вздохам!
Как будто в жены их готовим скоморохам.
Ведущий: Главный герой комедии Чацкий, умный человек, вихрем врывается в чужую и чуждую ему среду .
Чацкий: Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря,
Верст больше седьмисот пронесся,-
Ветер, буря;
И растерялся весь, и падал сколько раз-
И вот за подвиги награда!
София: Ах! Чацкий, я вам очень рада.
Чацкий: Вы рады? В добрый час.
София: Что значит видеть свет!
Где же лучше?
Чацкий: Где нас нет.
…Ну что ваш батюшка? Все Английского клоба
Старинный, верный член до гроба?
Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?..
А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,
В ученый комитет который поселился
И с криком требовал присяг,
Чтоб грамоте никто не знал и не учился?..
А тетушка? Все девушкой, Минервой?
Все фрейлиной Екатерины первой?
Воспитанниц и мосек полон дом?
Ах! К воспитанью перейдем.
Что нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки,
Числом поболе, ценою подешевле?
Не то, чтобы в науке далеки;
В России, под великим штрафом,
Нам каждого признать велят
Историком и географом !
Софья: Не человек, змея!
Чацкий: Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным…
Ведущий: Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, “вперить ум” в науки или посвятить себя “искусствам творческим , высоким и прекрасным”. В ответ на это Фамусов объявляет Чацкого опасным человеком, не признающим властей. А причину сумасшествия Чацкого Фамусов видит в науке, в просвещении:
Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел и мнений.
Ведущий: Такого же мнения все фамусовское общество: сами они – враги просвещения, люди невежественные, хотя берутся судить обо всем, причем считают, что их мнение непререкаемы. Именно так отзывается об образовании и Хлестова:
И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних
От пансионов, школ, лицеев.
Ведущий: Так, во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, в отношении к людям, в понимании цели и смысла жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Ум и здесь по-просветительски объединяет собой высокую степень просвещенности, свободолюбие и вольномыслие, пылкость, силу и верность чувств.
Ведущий: “У каждого возраста свой Пушкин”, – сказал как-то С. Я. Маршак. Это очень верно. Сегодня нам хочется поговорить и о Пушкине, когда ему было столько, сколько нам, может, чуть больше. Александр Сергеевич, вам слово.
Пушкин: В начале жизни школу помню я.
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья…
Конечно же, детство – самая отрадная, беззаботная пора. Она полна шумных игр, веселых забав и больших, на детский взгляд, радостей. Но во все времена большую часть детства занимало и занимает воспитание и учение ребенка. Обычно это школа. Школы существовали всегда, и несколько в ином виде, чем у вас.
Наше учебное заведение должно было носить название древнего ликея – загородного афинского портика, где Аристотель учил и воспитывал своих учеников. Екатерине 11 и тем, кто по ее поручению ведал школьными делами, казалось, что можно создать “новую породу людей”. С этой целью брались дети из разных сословий не старше 5-6 лет, пока они еще не испорчены дурным влиянием и неправильным воспитанием. Мы составляли одно общество, без всяких различий в столе и одежде. Открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года. В числе первых воспитанников были Корф, Вольховский, Горчаков, Яковлев, Матюшкин, Малиновский, Илличевский, Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, Данзас, Броглио и др. Преподавание велось на русском языке. В программе лицея соединялось среднее и высшее образование. Выделялось время для “гимнастических упражнений” – верховой езде, плаванию, гребле. Прибавим к этому подъем в 7 утра, прогулки в любую погоду и простую пищу.
Ведущий: А были ли у вас телесные наказания?
Пушкин: Нет. И не ради вольностей дворянских, а потому что это унизительно, обидно и на всю жизнь запоминается. Но для “отчаянных” существовали легкие наказания. Один лицеист, например, был одет на сутки в свой старый детский сюртук, в котором прибыл в Лицей. Сюртук был до того узок, беден и дурно сшит, что вызвал смех и произвел необходимое воспитательное воздействие.
Ведущий: А какие предметы вам больше нравились?
Пушкин: История, литература, языки, я неохотно занимался только математикой. Я продолжал, как и дома, очень много читать. Вообще в лицее господствовала атмосфера интереса к литературе, к поэзии. Мы издавали рукописные журналы “Неопытное перо”, “Юные пловцы”, “Лицейский мудрец”, и. т. Появилась даже целая группа лицейских поэтов и литераторов. Шли литературные споры. Было очень интересно. Наш лицей ведь был закрытым учебным заведением, нас не отпускали домой даже на каникулы – и все это нас так сблизило – мы были как одна семья.
(На фоне арии Баха звучит запись):
1-ый голос:
Из воспоминаний А. Пушкина: “это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам. Все мы взволновались. Дельвиг вышел на лестницу, чтобы дождаться его и поцеловать ему руку, руку, написавшую “Водопад”.
Державин был стар. Он очень устал и чувствовал, что совсем напрасно приехал в Царское Село.
Его усадили в кресло. Он вздремнул, но слышал все отчетливо. Вдруг раздался звонкий голос. И этот голос сказал ему, и никому другому:
“Воспоминания в Царском Селе”.

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1943

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340