Главная / Методические материалы / Преподавание информатики
Тема урока: Решение логических задач средствами алгебры логики
Автор(ы): Матросова Светлана Николаевна, учитель информатики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: познакомить учащихся с методом решения логических задач средствами алгебры логики. Задачи урока: образовательная – знакомство учащихся с понятием решения логических задач средствами алгебры логики; развивающие – развитие логического мышления учащихся, памяти, внимания, а также интереса к разделу информатики - алгебре логики; воспитательные – работа над повышением знаний основных понятий и законов алгебры логики, достижение сознательного усвоения материала учащимися с применением полученных знаний на практике. Тип урока: проверка знаний и изучение нового материала. Возраст учащихся: 10-11 класс. Оборудование урока: - мультимедийный проектор;
- презентация, подготовленная в MS Power Point (приложение 2, приложение 4);
- кроссворд, подготовленный в MS Excel (приложение 1);
- карточки с индивидуальными заданиями (приложение 3);
- плакат с законами алгебры логики.
Требования к знаниям и умениям учащихся: учащиеся должны знать: - основные понятия и определения алгебры логики;
- основные законы алгебры логики;
учащиеся должны уметь: - упрощать логические выражения;
- строить таблицы истинности;
- строить логические схемы по логическому выражению и наоборот;
- записывать составные высказывания в виде логических функций.
Системы оценивания: По ходу урока учащиеся решают задачи в индивидуальных карточках, которые будут оценены учителем по пятибалльной шкале. План урока: Организационная часть. Повторение пройденных тем. Физкультминутка. Изучение нового материала. Закрепление изученного материала. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Ход урока 1. Организационная часть - приветствие;
- проверка отсутствующих;
- постановка целей урока.
Учитель. Нам известны три способа решения логических задач: 1. с помощью рассуждений; 2. с помощью таблиц; 3. средствами алгебры логики. Первым способом мы умеем решать логические задачи с первого класса. Вторым способом мы научились решать на предыдущих уроках. А вот третьим способом – средствами алгебры логики – научимся решать сегодня. 2. Повторение пройденных тем. Учитель. Прежде чем перейти к изучению новой темы нам будет необходимо вспомнить некоторые пройденные темы, а именно, упрощение логических выражений с помощью законов алгебры логики и запись составных высказываний в виде логических выражений. (Все задачи на повторение пройденной темы решаются учениками на доске с объяснением применяемых правил и законов). Первое задание. Упростить логическое выражение. (Демонстрируется слайд). _______________ F = Решение (используются законы де Моргана, закон двойного отрицания, распределительный закон): _______________ _____ F = = A v B & = (A v B) & (B v C) = B v (A & C) Дальше ученики самостоятельно решают подобную задачу в своих индивидуальных карточках. Второе задание. Проверить правильность упрощения построением таблиц истинности. (Демонстрируется слайд). Учитель. Для проверки правильности упрощения мы строим таблицы истинности для исходного и упрощенного логического выражения. Если данные в последних столбцах таблиц истинности совпадают, значит мы правильно упростили логическое выражение. Решение: Таблица истинности для исходного логического выражения А | В | C | A V B | B V C | | | F | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | Таблица истинности для упрощенного логического выражения А | В | C | A & C | B V А & C | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | Из таблиц истинности видно, что упрощение верное. Дальше ученики самостоятельно решают подобную задачу в своих индивидуальных карточках. Третье задание. Построить логическую схему полученного упрощенного логического выражения. (Демонстрируется слайд). (Продемонстрировать и объяснить работу схемы). Дальше ученики самостоятельно решают подобную задачу в своих индивидуальных карточках. Четвертое задание. Записать следующее высказывание в виде логического выражения: «Если я хорошо подготовлюсь по русскому языку, математике и физике, то я получу пятерки или четверки». Решение: выделим в составном высказывании простые и обозначим их логическими переменными: А – хорошо подготовлюсь по русскому языку; В – хорошо подготовлюсь по математике; С – хорошо подготовлюсь по физике; D – получу пятерки; Е – получу четверки. Тогда составное высказывание будет записано следующим образом: F = (A & B & C) --> (D V E) Дальше ученики самостоятельно решают подобную задачу в своих индивидуальных карточках. Пятое задание. Решить логическую задачу с помощью рассуждений. (Демонстрируется слайд). Принцу необходимо спасти принцессу от злого колдуна. Принцесса находится в одной из комнат с надписями на дверях: - В этой комнате сидит тигр.
- Принцесса находится в комнате 1.
- Тигр сидит в комнате 2.
Колдун сообщил принцу, что одно из этих утверждений является истинным. И если принц с первого раза отгадает, где находится принцесса, то колдун освободит ее. Учитель. Сейчас мы узнаем...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.10.16 | Просмотров: 1885
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|