Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Тема урока: Решение логических задач средствами алгебры логики - Преподавание информатики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание информатики

Тема урока: Решение логических задач средствами алгебры логики


Автор(ы): Матросова Светлана Николаевна, учитель информатики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: познакомить учащихся с методом решения логических задач средствами алгебры логики.
Задачи урока:
образовательная – знакомство учащихся с понятием решения логических задач средствами алгебры логики;
развивающие – развитие логического мышления учащихся, памяти, внимания, а также интереса к разделу информатики - алгебре логики;
воспитательные – работа над повышением знаний основных понятий и законов алгебры логики, достижение сознательного усвоения материала учащимися с применением полученных знаний на практике.
Тип урока: проверка знаний и изучение нового материала.
Возраст учащихся: 10-11 класс.
Оборудование урока:
  • мультимедийный проектор;
  • презентация, подготовленная в MS Power Point (приложение 2, приложение 4);
  • кроссворд, подготовленный в MS Excel (приложение 1);
  • карточки с индивидуальными заданиями (приложение 3);
  • плакат с законами алгебры логики.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
учащиеся должны знать:
  • основные понятия и определения алгебры логики;
  • основные законы алгебры логики;
учащиеся должны уметь:
  • упрощать логические выражения;
  • строить таблицы истинности;
  • строить логические схемы по логическому выражению и наоборот;
  • записывать составные высказывания в виде логических функций.
Системы оценивания: По ходу урока учащиеся решают задачи в индивидуальных карточках, которые будут оценены учителем по пятибалльной шкале.
План урока:
  1. Организационная часть.
  2. Повторение пройденных тем.
  3. Физкультминутка.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление изученного материала.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационная часть
  • приветствие;
  • проверка отсутствующих;
  • постановка целей урока.
Учитель. Нам известны три способа решения логических задач:
1. с помощью рассуждений;
2. с помощью таблиц;
3. средствами алгебры логики.
Первым способом мы умеем решать логические задачи с первого класса. Вторым способом мы научились решать на предыдущих уроках. А вот третьим способом – средствами алгебры логики – научимся решать сегодня.
2. Повторение пройденных тем.
Учитель.
Прежде чем перейти к изучению новой темы нам будет необходимо вспомнить некоторые пройденные темы, а именно, упрощение логических выражений с помощью законов алгебры логики и запись составных высказываний в виде логических выражений.
(Все задачи на повторение пройденной темы решаются учениками на доске с объяснением применяемых правил и законов).
Первое задание. Упростить логическое выражение. (Демонстрируется слайд).
_______________

F =
Решение (используются законы де Моргана, закон двойного отрицания, распределительный закон):
_______________ _____

F = = A v B & = (A v B) & (B v C) = B v (A & C)
Дальше ученики самостоятельно решают подобную задачу в своих индивидуальных карточках.
Второе задание. Проверить правильность упрощения построением таблиц истинности. (Демонстрируется слайд).
Учитель. Для проверки правильности упрощения мы строим таблицы истинности для исходного и упрощенного логического выражения. Если данные в последних столбцах таблиц истинности совпадают, значит мы правильно упростили логическое выражение.
Решение:
Таблица истинности для исходного логического выражения
А В C A V B B V C F
0 0 0 0 0 1 1 0
0 0 1 0 1 0 1 0
0 1 0 1 1 0 0 1
0 1 1 1 1 0 0 1
1 0 0 1 0 1 1 0
1 0 1 1 1 0 0 1
1 1 0 1 1 0 0 1
1 1 1 1 1 0 0 1
Таблица истинности для упрощенного логического выражения

А
В C A & C B V А & C
0 0 0 0 0
0 0 1 0 0
0 1 0 0 1
0 1 1 0 1
1 0 0 0 0
1 0 1 1 1
1 1 0 0 1
1 1 1 1 1
Из таблиц истинности видно, что упрощение верное.
Дальше ученики самостоятельно решают подобную задачу в своих индивидуальных карточках.
Третье задание. Построить логическую схему полученного упрощенного логического выражения. (Демонстрируется слайд).

(Продемонстрировать и объяснить работу схемы).
Дальше ученики самостоятельно решают подобную задачу в своих индивидуальных карточках.
Четвертое задание. Записать следующее высказывание в виде логического выражения: «Если я хорошо подготовлюсь по русскому языку, математике и физике, то я получу пятерки или четверки».
Решение: выделим в составном высказывании простые и обозначим их логическими переменными:
А – хорошо подготовлюсь по русскому языку;
В – хорошо подготовлюсь по математике;
С – хорошо подготовлюсь по физике;
D – получу пятерки;
Е – получу четверки.
Тогда составное высказывание будет записано следующим образом:
F = (A & B & C) --> (D V E)
Дальше ученики самостоятельно решают подобную задачу в своих индивидуальных карточках.
Пятое задание. Решить логическую задачу с помощью рассуждений. (Демонстрируется слайд).
Принцу необходимо спасти принцессу от злого колдуна. Принцесса находится в одной из комнат с надписями на дверях:
  1. В этой комнате сидит тигр.
  2. Принцесса находится в комнате 1.
  3. Тигр сидит в комнате 2.
Колдун сообщил принцу, что одно из этих утверждений является истинным. И если принц с первого раза отгадает, где находится принцесса, то колдун освободит ее.
Учитель. Сейчас мы узнаем...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.10.16 | Просмотров: 1885

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340