Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Обобщение по теме Местоимение
Автор(ы): Хадаханова Инна Владимировна, учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока: урок обобщения изученного по теме “Местоимение”. Форма урока: путешествие – зачёт. Цели урока: Обобщение изученного материала по теме “Местоимение”, в занимательной игровой форме выявить знание учащимися темы. Развитие речевых навыков, навыков правильного (в речевом плане) употребления местоимения. Нравственное воспитание учащихся, привитие интереса к изучению языка. Оборудование урока: карта лингвистических просторов “Вселенная русского языка”; силуэты деревьев с корнями; бумажные изображения ромашек из 9 лепестков; чемоданчик с содержимым (пословицами и поговорками) Ход урока: I. Организационный момент. II. Вступительное слово учителя. Сегодня нам предстоит отправиться в Морфологическую галактику. Полёт нам поможет осуществить межпланетный корабль “Логос – Текстум”. Для успешного выполнения всех заданий в этом путешествии предлагаю вам разделиться на три команды и выбрать капитанов ваших космических команд. Мы летим на ближайшую соседку именных планет – планету Местоимений, которая вращается по заместительной орбите. - Почему орбита называется заместительной? (Ответы учащихся) Жители планеты Местоимений тесно контактируют с планетами именной группы. - Какие это планеты? (Ответы учащихся) Верно, планеты Существительных, Прилагандия, Числяндия. Так вот, местоимения научились вслед за существительными указывать на предмет, вслед за прилагательными указывать на признаки, вслед за числительными – на количество и порядок предметов. Местоимения, одни из которых способны заменить в тексте существительные, другие – прилагательные, третьи – числительные, считают необходимым тщательно изучать свои особенности, поэтому они запустили 9 спутников – лабораторий. - Какие это спутники? Почему именно 9? (Ответы учащихся) С некоторых спутников прибыли сказочники, которые приглашают вас к себе в гости. Ваша задача: прослушать инсценировку, подготовленную сказочниками, записать местоимения, ответить, с каких спутников прибыли сказочники? III. Инсценировка. (Из “Занимательной грамматики” Александровича Н.Ф.) 1-ый сказочник: В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Пошёл он однажды по некоей дороге, нашёл нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть найденного. Осталось у него… 2-ой сказочник: Нет, не так. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил кто-то. Пошёл он по какой-то дороге, нашёл что-то. Встретил кого-то и отдал ему кое-что. Осталось у него… 3-ый сказочник. Да не так! Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил, никто не шёл, никого не встретил, никому ничего не давал. Нечего тут спрашивать, не о ком и не о чем спорить… Странный человек: Да совсем не так было. Шёл по дороге странник, нашёл вещь. Пусть берёт её себе, собой надо заниматься, себя жалеет, только о себе думать. Учитель: - С каких спутников сказочники и странный человек? (1-й и 2-й сказочники – с неопределенного спутника, а 3-й – с отрицательного, странный же человек – с возвратного) - Вы записали местоимения. Проверим, кто как справился. Идет проверка, в ходе которой ребята называют записанные ими местоимения, определяя их разряд. Повторим их правописание (предлоги с местоимениями, приставки не- и ни-). - А какие местоимения произнёс странный человек? (Ответы учащихся) Хороший или плохой это человек? Как мы называем таких людей? Стоит ли брать с них пример? IV. Викторина “Узнаете ли Вы нас?” - У вопросительных местоимений есть родственники на другом спутнике. Как вы думаете, на каком? (относительный спутник) - Что у них общего? Чем они различаются (вопросительное и относительное местоимение) (В значении; вопросительные местоимения служат для выражения вопроса, относительные местоимения для связи простых предложений в составе сложного) Жители вопросительного и относительного спутников подготовили для Вас, ребята, викторину под названием “Узнаете ли Вы нас?”. Ваша задача – определить разряд местоимений, включенных в предложения: - Кто из Вас не мечтал о далёких галактиках? (кто – относит., вас – личн.)
- Пожалуй, нет ребят, кто бы не мечтал побывать на других планетах.(кто – относит.)
- Планета, которую мы увидели, - настоящее чудо.(которую – относит., мы – личное)
- О каких открытиях Вы мечтаете? (каких – вопросит., вы – личное)
- Что Вы хотели бы увидеть на других планетах? (что – вопросит., вы – личное)
- Хочешь ли знать, насколько совершенны существа иных планет? (насколько – относит., иных – опред.)
- Чьим именем дорожишь? (чьим – вопросит.)
V. Соревнование. Наше путешествие продолжается. Навстречу спешит один из знакомых спутников. Он побывал на многих спутниках планеты Местоимений и в свой чудесный чемоданчик собрал пословицы и поговорки с местоимениями. Чтобы чудесный чемоданчик раскрылся, вам надо поделиться своими знаниями. - Какие вы знаете пословицы и поговорки, включающие в себя местоимения? Выигрывает та команда, которая привела наибольшее количество поговорок и пословиц. VI. “Речевой модуль” Мы побывали на разных спутниках планеты Местоимений. А сейчас мы находимся на межпланетной станции “Логос – Текстум” в речевом модуле. Здесь недавно были Незнайка и Робот. Они попытались беседовать, но разговор у них не получился. Поможем им разобраться. Незнайка. В котором году ты родился? Робот. В котором году ты родился? Незнайка. Какие твои планы на будущее? Робот. В к...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.10.17 | Просмотров: 1811
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|