Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Программа элективного курса Решение текстовых задач по алгебре. 9-й класс
Автор(ы): Новожилова Елена Николаевна, учитель математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Если хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их. Д. Пойа 1. Пояснительная записка. Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства. В настоящее время ГИА по математике в 9-ых классах, ЕГЭ - в 11-ых классах, вступительные экзамены в вузы содержат разнообразные текстовые задачи. Часто уровень сложности этих задач выходит за пределы школьного учебника. В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении элективного курса “Решение текстовых задач по алгебре”, который предполагает формирование умения решать разнообразные текстовые задачи алгебраическим методом. Работая над материалом курса, обучающиеся должны научиться такому подходу к задаче, при котором задача выступает как объект тщательного изучения, а ее решение – как объект конструирования и изобретения. Программа курса имеет практическую направленность. Задачи, используемые на уроках, подобраны с учетом нарастания уровня сложности, их количество не создает учебных перегрузок для школьников. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников; предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, развитие и выявление математических способностей, ориентацию на профессии, связанные с математикой, выбор профиля дальнейшего обучения. Большое внимание уделяется самостоятельной работе школьников. Программа предполагает использование нестандартных форм проведения уроков: лекций, практикумов, семинаров (теоретических, практических), что соответствует возрастным особенностям обучающихся. Система семинарских занятий, предусмотренная курсом, стимулирует самостоятельную работу школьников, позволяет изучать теоретический материал, методы решения задач с последующим обсуждением на уроке результатов деятельности . Обучающийся, активно выступавший на семинарских занятиях, сдавший зачет, считается успешно окончившим данный элективный курс. Цели курса. - Сформировать у обучающихся умение решать разнообразные текстовые задачи алгебраическим методом.
- Развивать исследовательскую и познавательную деятельность школьников.
- Познакомить обучающихся с материалами ГИА (9 кл.), ЕГЭ (11 кл.), вступительных экзаменов в вузы.
- Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.
- Помочь школьникам осознать степень интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы (выбор профиля обучения).
Курс рассчитан на 1 час в неделю, всего 17 часов. Программа дополнена Приложением. Приложение программы состоит из двух частей: - задач для активного обучения;
- задач для самостоятельной работы.
Раздел “Задачи для активного обучения” содержит материал для организации учителем лекций-практикумов, теоретических семинаров. Упражнения раздела “Задачи для самостоятельной работы” предназначены для проведения практикумов, практических семинаров, итоговых зачетных уроков. 2. Содержание обучения. - Методы решения текстовых задач: арифметический, алгебраический.
- Задачи на проценты (обобщение знаний).
- Задачи на движение (по прямой, по реке, по окружности).
- Задачи на работу и наполнение резервуара.
- Задачи на смеси и сплавы.
- Задачи на многократные переливания.
Используемые задачи имеют повышенный уровень сложности, существенно превышающий обязательный. 3. Требования к математической подготовке обучающихся. В результате изучения курса обучающиеся должны уметь: 1. Опорные знания: - решать линейные, квадратные уравнения, системы различными методами: подстановкой, сложением, введением новой переменной;
- знать определения понятий: %, концентрация, производительность.
2. Решать текстовые задачи повышенного уровня сложности, существенно превышающего обязательный: - на движение (по прямой, по реке, по окружности);
- на работу и наполнение резервуара;
- на смеси и сплавы;
- на многократные переливания;
- на проценты.
3. Работать с алгебраической моделью: - работать с алгебраической моделью (уравнением), в которой содержится несколько переменных;
- работать с алгебраической моделью (системой), в которой число переменных превосходит число уравнений.
4. Учебно-тематический план (17 часов) № занятия | Тема занятия | Форма занятия | 1 | Введение. Задачи на движение по прямой | Лекция-практикум | 2 | Решение задач на движение по прямой | Семинар | 3 | Задачи на движение по реке | Лекция-практикум | 4 | Решение задач на движение по реке | Семинар | 5 | Задачи на движение по окружности | Лекция-практикум | 6 | Решение задач на движение по окружности | Семинар | 7 | Задачи на работу, наполнение резервуара | Лекция-пра...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2465
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|