Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок (литература + экология) по теме Человек и природа по повествованию. в рассказах В.П. Астафьева Царь-рыба - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Интегрированный урок (литература + экология) по теме Человек и природа по повествованию. в рассказах В.П. Астафьева Царь-рыба


Автор(ы): Николаева Наиля Шамильевна; Фирсова Светлана Юрьевна, учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  • Познакомить уч-ся с биографией В.П.Астафьева;
  • Показать нравственные идеалы писателя;
  • Рассмотреть, как раскрываются взаимоотношения человека и природы в повествовании “Царь-рыба”;
  • Проследить взаимосвязь художественного произведения с современными экологическими проблемами.
Ход урока
I. Организационный момент урока.
II. Слово учителя.
- Тема нашего урока “Человек и природа” (по повествованию в рассказах В.П.Астафьева “Царь-рыба”). Мы сегодня будем говорить не только об авторе, о проблемах, затронутых в произведении, но и постараемся рассмотреть современные экологические проблемы, о которых упоминает сам В.П.Астафьев. Мне кажется, что тема урока актуальна, не оставляет равнодушными ни читателей, ни просто обычных людей, живущих в нашем обществе. Эпиграфом к нашему уроку служат слова Халдора Шепли:
“Если мы будем себя вести как следует, то мы, растения и животные, будем существовать в течение миллиардов лет…”
Творчество любого писателя невозможно рассматривать отдельно от его биографии, потому что без жизненных трудностей, без опыта, без встреч и расставаний, без чувств, без радостей и печали, мне думается, не взрастает ни один художник. Та среда, в которой родился и жил человек, несомненно накладывает отпечаток на его характер, мировоззрение, а у творческой личности- и на его произведения. Пожалуй, В.П.Астафьев-один из ярких представителей русской литературы, чья писательская деятельность постоянно соприкасалась с его жизненным путем, с его судьбой.
Сам Астафьев в одной из своих работ писал: “…ни себе, ни читателям не могу толком ответить на простецкий, почти обыденный вопрос: “Как Вы стали писателем?”Все-таки склоняюсь к мысли, что писателями рождаются”.
Те, кому довелось бывать в Сибири (или посчастливится это сделать в будущем), наверное, согласятся, что великая эта земля способна рождать на свет таланты особой мощи.
III. Сообщение учащегося о биографии В.П.Астафьева.
IV. Слово учителя литературы.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о повествовании в рассказах В.П.Астафьева “Царь-рыба”. Сам писатель говорил, что книга “Царь-рыба” давалась ему так тяжело, что подорвала его здоровье, и потому ли, по иной причине автором нелюбима. Невероятно, но именно это его произведение вспоминается читателям в первую очередь.
Слово учителя экологии.
- Когда почти ничего не говорилось об экологии, когда восхвалялись великие стройки, когда истреблялись целые виды животных и растений, Астафьев в этой повести “кричал” о беде. Он заговорил о бережном отношении к природе, о ее беззащитности и вместе с тем о способности ее постоять за себя.
Слово учителя литературы.
- В одном произведении он сумел показать людей, знающих и ценящих природу вокруг себя, умеющих мирно уживаться с ней и брать от нее только самое необходимое, и благодарить за это стократ. Но в нем же он вывел на контрасте тех, кто губит природу, фигуры браконьеров, жирующих за счет всего живого, небрежно, даже по-хамски, обращающихся с рекой и водящейся в ней рыбой. Отсюда же и их отношение к людям, собственным женам и детям.
На сегодняшнем уроке остановимся подробно на 2-ух рассказах этого повествования: “Бойе” и “Царь-рыба”.
V. Анализ главы “Бойе”.
- Давайте вспомним краткое содержание этой главы (кто герои данного рассказа, о каких событиях повествует автор).
- Подробнее остановимся на эпизоде “Охота в тундре”.
Вопросы.
  1. Какова была главная цель этой поездки?
  2. Почему неудачной оказалась охота?
  3. Как ведут себя охотники во время зимовки?
  4. Каким образом окружающая природа предупреждает их об опасности?
  5. Каков финал этой истории?
VI. Слово учителя экологии.
- В.П.Астафьев достаточно эмоционально, ярко с точки зрения художественного произведения изобразил сцену охоты в тундре. Как вы думаете, каким образом такое грубое вмешательство человека (браконьерство) влияет на окружающую природу?
(Учащиеся выступают с докладом по теме “Песцовый промысел”.)
VII. Слово учителя литературы.
- Многочисленны образы браконьеров, губящих все живое.Обратимся еще к одному рассказу, который и дал непосредственно название всему повествованию в целом- “Царь-рыба”.
VIII. Анализ главы “Царь-рыба”.
  1. Краткий пересказ содержания главы.
  2. Подробный анализ эпизода “Игнатьич в плену у рыбы”.
Вопросы.
  1. Как чушанцы относились к Игнатьичу?
  2. Какие чувства испытывает Игнатьич, поняв, что на этот раз попалась крупная рыбина?
  3. Каким образом “реки царь и всей природы царь” оказались “на одной ловушке”?
  4. “Какой облик” Игнатьича “вылупается” в схватке с царь-рыбой?
  5. Каков финал этого поединка?
IX. Слово учителя экологии.
Со времён Ивана Грозного рыбы осетровых пород, наряду с сибирской пушниной и льняным волокном, составляли национальное достояние Руси. Ограничение на вылов Царь-рыбы существовало всегда.
Осетр и ег...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3182

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340