Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Интегрированный урок (литература + экология) по теме Человек и природа по повествованию. в рассказах В.П. Астафьева Царь-рыба
Автор(ы): Николаева Наиля Шамильевна; Фирсова Светлана Юрьевна, учитель биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: - Познакомить уч-ся с биографией В.П.Астафьева;
- Показать нравственные идеалы писателя;
- Рассмотреть, как раскрываются взаимоотношения человека и природы в повествовании “Царь-рыба”;
- Проследить взаимосвязь художественного произведения с современными экологическими проблемами.
Ход урока I. Организационный момент урока. II. Слово учителя. - Тема нашего урока “Человек и природа” (по повествованию в рассказах В.П.Астафьева “Царь-рыба”). Мы сегодня будем говорить не только об авторе, о проблемах, затронутых в произведении, но и постараемся рассмотреть современные экологические проблемы, о которых упоминает сам В.П.Астафьев. Мне кажется, что тема урока актуальна, не оставляет равнодушными ни читателей, ни просто обычных людей, живущих в нашем обществе. Эпиграфом к нашему уроку служат слова Халдора Шепли: “Если мы будем себя вести как следует, то мы, растения и животные, будем существовать в течение миллиардов лет…” Творчество любого писателя невозможно рассматривать отдельно от его биографии, потому что без жизненных трудностей, без опыта, без встреч и расставаний, без чувств, без радостей и печали, мне думается, не взрастает ни один художник. Та среда, в которой родился и жил человек, несомненно накладывает отпечаток на его характер, мировоззрение, а у творческой личности- и на его произведения. Пожалуй, В.П.Астафьев-один из ярких представителей русской литературы, чья писательская деятельность постоянно соприкасалась с его жизненным путем, с его судьбой. Сам Астафьев в одной из своих работ писал: “…ни себе, ни читателям не могу толком ответить на простецкий, почти обыденный вопрос: “Как Вы стали писателем?”Все-таки склоняюсь к мысли, что писателями рождаются”. Те, кому довелось бывать в Сибири (или посчастливится это сделать в будущем), наверное, согласятся, что великая эта земля способна рождать на свет таланты особой мощи. III. Сообщение учащегося о биографии В.П.Астафьева. IV. Слово учителя литературы. - Сегодня на уроке мы будем говорить о повествовании в рассказах В.П.Астафьева “Царь-рыба”. Сам писатель говорил, что книга “Царь-рыба” давалась ему так тяжело, что подорвала его здоровье, и потому ли, по иной причине автором нелюбима. Невероятно, но именно это его произведение вспоминается читателям в первую очередь. Слово учителя экологии. - Когда почти ничего не говорилось об экологии, когда восхвалялись великие стройки, когда истреблялись целые виды животных и растений, Астафьев в этой повести “кричал” о беде. Он заговорил о бережном отношении к природе, о ее беззащитности и вместе с тем о способности ее постоять за себя. Слово учителя литературы. - В одном произведении он сумел показать людей, знающих и ценящих природу вокруг себя, умеющих мирно уживаться с ней и брать от нее только самое необходимое, и благодарить за это стократ. Но в нем же он вывел на контрасте тех, кто губит природу, фигуры браконьеров, жирующих за счет всего живого, небрежно, даже по-хамски, обращающихся с рекой и водящейся в ней рыбой. Отсюда же и их отношение к людям, собственным женам и детям. На сегодняшнем уроке остановимся подробно на 2-ух рассказах этого повествования: “Бойе” и “Царь-рыба”. V. Анализ главы “Бойе”. - Давайте вспомним краткое содержание этой главы (кто герои данного рассказа, о каких событиях повествует автор). - Подробнее остановимся на эпизоде “Охота в тундре”. Вопросы. - Какова была главная цель этой поездки?
- Почему неудачной оказалась охота?
- Как ведут себя охотники во время зимовки?
- Каким образом окружающая природа предупреждает их об опасности?
- Каков финал этой истории?
VI. Слово учителя экологии. - В.П.Астафьев достаточно эмоционально, ярко с точки зрения художественного произведения изобразил сцену охоты в тундре. Как вы думаете, каким образом такое грубое вмешательство человека (браконьерство) влияет на окружающую природу? (Учащиеся выступают с докладом по теме “Песцовый промысел”.) VII. Слово учителя литературы. - Многочисленны образы браконьеров, губящих все живое.Обратимся еще к одному рассказу, который и дал непосредственно название всему повествованию в целом- “Царь-рыба”. VIII. Анализ главы “Царь-рыба”. - Краткий пересказ содержания главы.
- Подробный анализ эпизода “Игнатьич в плену у рыбы”.
Вопросы. - Как чушанцы относились к Игнатьичу?
- Какие чувства испытывает Игнатьич, поняв, что на этот раз попалась крупная рыбина?
- Каким образом “реки царь и всей природы царь” оказались “на одной ловушке”?
- “Какой облик” Игнатьича “вылупается” в схватке с царь-рыбой?
- Каков финал этого поединка?
IX. Слово учителя экологии. Со времён Ивана Грозного рыбы осетровых пород, наряду с сибирской пушниной и льняным волокном, составляли национальное достояние Руси. Ограничение на вылов Царь-рыбы существовало всегда. Осетр и ег...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3182
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|