Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Урок Окружающий мир по теме Веретено, прялка, ткацкий станок
Автор(ы): Долгополова Светлана Киндябаевна, учитель начальныхклассов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: Познакомить детей с тем, как возникло и развивалось прядение в России, с назначением веретена, прялки, ткацкого станка. Развивать поисково – исследовательскую деятельность через формирование умений: анализировать, сравнивать, делать выводы. Воспитывать коммуникативные умения. Оборудование: увеличительный прибор- лупа, линейка, хлопок, шерсть, синтетическое волокно, прялка и веретено из национального музея п. Лемпино, слайды, аудио кассета с записью русских народных наигрышей. приложение Ход урока - Организационный момент.
Мотивация. - Сейчас у нас урок окружающего мира. Продолжим знакомство с ремеслами. «В избушке, распевая, дева Прядет, и, зимних друг ночей, Трещит лучина перед ней». Показ слайда 1. - Проверка домашнего задания.
( Дифференцированно: 1ученик – разгадывает кроссворд, 2 – пересказывает, 3- соотносит ремесло с ремесленником.) - Проверим домашнее задание. ( Оценивание с комментированием) - Игра.
- А сейчас поиграем в игру. - Кто знает ответ, делай как я (поднимите руку, учитель вместе с ними) - Кто знает, какой сегодня день недели? - Кто знает, имя своего учителя? - Кто знает свою фамилию? - Кто знает, как назвать одним словом « обработка шерсти», « обработка металла», « обработка дерева»? - Кто знает значение слова исследовать? - Актуализация знаний.
Исследовать – значит осмотреть и выявить свойства. - А как вы понимаете слово свойство? Свойство - качество, признак, составляющий отличительную особенность. - А для того, чтобы мы могли найти отличия можно использовать знания ранее полученные, жизненный опыт. - Чтобы у предметов найти отличительную особенность мы, что должны сделать? Сравнить. - Как вы понимаете слово сравнить? Сравнить – значит установить черты сходства или различия, сопоставить. Сравнить, значит исследовать. - Сообщение темы урока, целей.
- Задача урока: « Исследование волокна и орудий труда». Будем развивать наблюдательность, речь, умения: анализировать, сравнивать, делать выводы. - А перед началом работы я бы хотела вас познакомить с одной мудростью народа ханты, т.к. живем мы Ханты-Мансийском округе. Она звучит так: « Облака собираются, появляются тучи, а когда люди собираются вместе - это сила». -Как вы ее понимаете? - Поэтому я предлагаю работу в группах и общими силами мы выполним работу очень хорошо. - У вас на партах необычные предметы (лупы, линейки, таблицы), а это потому, что вы не класс, а исследовательские лаборатории №1, №2, №3. И вы - юные исследователи. Техника безопасности. Давайте вспомним технику безопасности при работе с приборами. ( Осторожно обращаться с лупой, не брать в рот) - Дифференцированная работа в группах.
- Представьте, что мы с вами настоящие исследователи, юные ученые. Каждый ученый ведет записи в тетради, таблице, где записывают свои результаты. - Рассмотрим ваши таблицы, в которых вы запишите результаты исследований. 1 группа - работает самостоятельно; 2,3 группы - с помощью карточки- помощницы. 1группа –исследует волокно синтетического происхождения; 2группа – исследует натуральное волокно (хлопок); 3группа - исследует овечью шерсть. Учащиеся каждой подгруппы работают с образцами волокон, исследуют волокна и результаты заносят в таблицу. - Посмотрите в таблицу, все ли вам понятно? ТАБЛИЦА. 1.Происхождение волокон. | | 2. Состав | | 3. Прочность нитей | | 4. Длина нитей | | 5. Название волокна. | | 6. Какова на ощупь? | | - Что такое волокно? Волокно - это клетка животной или растительной ткани, имеющая нитевидную форму. Слайд 2 Проверка: 1гр. 2гр. 3гр. Вывод: все образцы состоят из волокон. Волокна непрочные, рвутся, длина волокон короткая. Физ.минутка. - Знакомство с веретеном.
Проблема. - Можно ли из таких коротких, тонких нитей получить длинную, толстую нить? ( Выдвижение гипотез) - Попробуйте сделать нить. Когда будете делать, отметьте в таблице, какие действия вы совершаете? - Измерьте по линейке длину и толщину. - Посмотрите, а можно ли использовать вашу нить, почему? - Потяните, что вы можете сказать? ( Нить непрочная, неровная, рвется). - Удобно было делать нить таким способом? ( Нет, она рвалась, нужно было скручивать). - Поэтому придумали специальное орудие труда по изготовлению нити, а какое вы ответите, отгадав загадку. «Чем больше я верчусь, Тем больше я толстею» (Веретено) Слайд 3 - Правильно, веретено - Почему с ним было удобнее работать? ( Нить не наматывалась, удобнее) Показ веретена. -А данное веретено из национального п. Лемпино. Вывод: тяжело было работать с веретеном. Ухудшалось здоровье. Появилась необходимость улучшить орудия труда. Люди изобрели прялку. - Знакомство с прялкой.
- Прялка была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни. Показ прялки из национального п. Лемпино. - Ребята, как изготовлена прялка? ( Две доски скреплены между собой) ( Инсценирование пряхи). - К верхней части прялки привязывалось волокно- кудель (ше...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.11.05 | Просмотров: 2269
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|