Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Обобщающие уроки по русскому языку в 5-м классе(фонетика) Учимся, играя, Фонетический марафон
Автор(ы): Штефан Жанна Александровна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: обобщить и закрепить знания обучающихся по фонетике. Задачи урока: закрепить навык нахождения в слове орфограмм, определяемых фонетическими законами языка, добиваться осознанного применения правил орфографии, успешного распознавания сильных и слабых позиций для фонем, добиваться знания таблицы «Ошибкоопасные места в слове», применения ее на практике, закрепить навык фонетического разбора слова. Форма урока: урок-соревнование, класс делится на три команды (по желанию, по рядам и т.п.). Заранее нужно выбрать капитана команды, придумать название, связанное с темой урока. Задания выполняются в тетрадях для контрольных работ, для работы требуются ручки, карандаши, линейки. Столы в классе расставляются таким образом, чтобы было удобно работать в группе. Ход урока Слово учителя: Сегодня у нас с вами не простой урок, урок-соревнование. Мы должны повторить все, что изучили в разделе «Фонетика». Задания подобраны непростые, требуют от вас смекалки и умения работать вместе. В конце второго урока нужно будет выйти к доске двум представителям каждой команды и капитану, чтобы отчитаться о проделанной работе, а также коротко дать ответы на задания. Победившей считается та команда, которая выполнит большее количество заданий правильно. Каждый участник марафона получит оценку за работу на уроке, за работу в тетради. За шум в классе, за нарушение дисциплины и некорректное отношение к соперникам начисляются штрафные баллы. За 15 штрафных баллов дается дополнительное задание команде. Задания для команды № 1. 1. Вслушайтесь в звучание стихотворения. Определите, сочетанием каких звуков передает автор грохот грома, стук дождевых капель. Запишите звуки в тетради. По небу голубому Проехал грохот грома. И снова все молчит. А миг спустя мы слышим, Как весело и быстро По всем зеленым листьям, По всем железным крышам, По цветникам, скамейкам, По ведрам и по лейкам Веселый дождь стучит. 2. Прочитайте слова, запишите их звуковой облик, а потом запишите звуки в обратном порядке. Какие слова получились? Образец: лед – [л,от] – [тол,] – толь – материал, которым покрывают крыши. Сделайте: - из слова ЛЁН – цифру,
- из слова ЛЕЙ – дерево,
- из слова ЛОБ – название настила в доме.
3. Какими звуками различаются слова? Охарактеризуйте эти звуки, указав их признаки. Дал – даль, лук – люк, флаги – фляги? 4. Расставьте ударения, указывая, где это возможно, случаи различения слов с помощью ударения: Атлас, квартал, гусеница, хлопок, компас, свекла, пироги. 5. В названии какой птицы 40 гласных? В каких словах 100 согласных? 6. Составьте слово из звуков: 1-й – глухая пара [з], 2-й – глухая пара [д], 3-й – гласный [о] под ударением, 4-й – глухая пара [г]. 7. Исправьте ошибки: Сестра любит браца за любую работу. Ей сегодня не спица. Выходной переносица на пятницу. 8. Разделите слова на три группы: - те, в которых только глухие согласные,
- те, в которых только звонкие согласные,
- те, в которых есть и звонкие, и глухие согласные.
Петушок, гребешок, травинка, бровинка, голова, борода, грива, катушка, кадушка, лягушка, пятка, ириска, сосиска, домовой, огороды, колокольчики. 9. Запишите фонетическую транскрипцию этих слов: Бить, белый, бровь, ад, яд, фильм, редька, арка, ярко, километр. 10. Составьте схему одного предложения, сделайте фонетический разбор. Язык – это история народа, это путь цивилизации1 и культуры… Поэтому-то сбережение русского языка является не праздным1 занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. Задание для команды № 2. 1. Что должно стоять на месте ? знака? Б/П = Д/?; Я/А = Ю/У= Ё/?=?/Э 2. Найдите, какие слова в этих группах лишние. (Обратите внимание на звуковой состав.) - Конечно,нарочно, игрушечный.
- Что,чтобы, нечто.
- Чувствовать,баловство, да здравствует.
- Безмолвствовать,сочувствие, нравственный.
3. Найдите загаданный звук, запишите его характеристики: Я – в озерах и в реках, но в воде меня нет. Я – в арбузах и огурцах, но в дыне меня нет. 4. Составьте как можно больше слов из звуков, входящих в слово ПАЛИТРА. 5. Решите примеры: [ж] – голос = ? [г] – голос = ? [д] – голос = ? [п] + голос = ? [з] + голос = ? 6. Определите, сколько звуков [о] и сколько букв О в этом предложении: Звонят во все колокола. 7. Прочитайте слова, запишите их звуковой облик, а потом запишите звуки в обратном порядке. Какие слова получились? Образец: лед – [л,от] – [тол,] – толь – материал, которым покрывают крыши. Сделайте: - из слова ЛЮК – мешок
- из слова ТОК – домашнее животное
- из слова ШЁЛ – неправду.
8. Запишите фонетическую транскрипцию следующих слов: Сесть, съесть, угол, уголь, ранка, нянька, мыльный, сад, сядь, мать, мять, эхо, ехать, нить. 9. Расставьте ударения в приводимых попарно словах: - Вычитать (производить математическое действие) – ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.11.10 | Просмотров: 1636
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|