Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Обобщающие уроки по русскому языку в 5-м классе(фонетика) Учимся, играя, Фонетический марафон - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Обобщающие уроки по русскому языку в 5-м классе(фонетика) Учимся, играя, Фонетический марафон


Автор(ы): Штефан Жанна Александровна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: обобщить и закрепить знания обучающихся по фонетике.
Задачи урока: закрепить навык нахождения в слове орфограмм, определяемых фонетическими законами языка, добиваться осознанного применения правил орфографии, успешного распознавания сильных и слабых позиций для фонем, добиваться знания таблицы «Ошибкоопасные места в слове», применения ее на практике, закрепить навык фонетического разбора слова.
Форма урока: урок-соревнование, класс делится на три команды (по желанию, по рядам и т.п.). Заранее нужно выбрать капитана команды, придумать название, связанное с темой урока. Задания выполняются в тетрадях для контрольных работ, для работы требуются ручки, карандаши, линейки. Столы в классе расставляются таким образом, чтобы было удобно работать в группе.
Ход урока
Слово учителя: Сегодня у нас с вами не простой урок, урок-соревнование. Мы должны повторить все, что изучили в разделе «Фонетика». Задания подобраны непростые, требуют от вас смекалки и умения работать вместе. В конце второго урока нужно будет выйти к доске двум представителям каждой команды и капитану, чтобы отчитаться о проделанной работе, а также коротко дать ответы на задания. Победившей считается та команда, которая выполнит большее количество заданий правильно. Каждый участник марафона получит оценку за работу на уроке, за работу в тетради. За шум в классе, за нарушение дисциплины и некорректное отношение к соперникам начисляются штрафные баллы. За 15 штрафных баллов дается дополнительное задание команде.
Задания для команды № 1.
1. Вслушайтесь в звучание стихотворения. Определите, сочетанием каких звуков передает автор грохот грома, стук дождевых капель. Запишите звуки в тетради.
По небу голубому
Проехал грохот грома.
И снова все молчит.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Веселый дождь стучит.
2. Прочитайте слова, запишите их звуковой облик, а потом запишите звуки в обратном порядке. Какие слова получились?
Образец: лед – [л,от] – [тол,] – толь – материал, которым покрывают крыши.
Сделайте:
  • из слова ЛЁН – цифру,
  • из слова ЛЕЙ – дерево,
  • из слова ЛОБ – название настила в доме.
3. Какими звуками различаются слова? Охарактеризуйте эти звуки, указав их признаки.
Дал – даль, лук – люк, флаги – фляги?
4. Расставьте ударения, указывая, где это возможно, случаи различения слов с помощью ударения:
Атлас, квартал, гусеница, хлопок, компас, свекла, пироги.
5. В названии какой птицы 40 гласных? В каких словах 100 согласных?
6. Составьте слово из звуков:
1-й – глухая пара [з],
2-й – глухая пара [д],
3-й – гласный [о] под ударением,
4-й – глухая пара [г].
7. Исправьте ошибки:
Сестра любит браца за любую работу.
Ей сегодня не спица.
Выходной переносица на пятницу.
8. Разделите слова на три группы:
  1. те, в которых только глухие согласные,
  2. те, в которых только звонкие согласные,
  3. те, в которых есть и звонкие, и глухие согласные.
Петушок, гребешок, травинка, бровинка, голова, борода, грива, катушка, кадушка, лягушка, пятка, ириска, сосиска, домовой, огороды, колокольчики.
9. Запишите фонетическую транскрипцию этих слов: Бить, белый, бровь, ад, яд, фильм, редька, арка, ярко, километр.
10. Составьте схему одного предложения, сделайте фонетический разбор.
Язык – это история народа, это путь цивилизации1 и культуры… Поэтому-то сбережение русского языка является не праздным1 занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
Задание для команды № 2.
1. Что должно стоять на месте ? знака?
Б/П = Д/?; Я/А = Ю/У= Ё/?=?/Э
2. Найдите, какие слова в этих группах лишние. (Обратите внимание на звуковой состав.)
  1. Конечно,нарочно, игрушечный.
  2. Что,чтобы, нечто.
  3. Чувствовать,баловство, да здравствует.
  4. Безмолвствовать,сочувствие, нравственный.
3. Найдите загаданный звук, запишите его характеристики:
Я – в озерах и в реках, но в воде меня нет.
Я – в арбузах и огурцах, но в дыне меня нет.
4. Составьте как можно больше слов из звуков, входящих в слово ПАЛИТРА.
5. Решите примеры:
[ж] – голос = ?
[г] – голос = ?
[д] – голос = ?
[п] + голос = ?
[з] + голос = ?
6. Определите, сколько звуков [о] и сколько букв О в этом предложении: Звонят во все колокола.
7. Прочитайте слова, запишите их звуковой облик, а потом запишите звуки в обратном порядке. Какие слова получились?
Образец: лед – [л,от] – [тол,] – толь – материал, которым покрывают крыши.
Сделайте:
  • из слова ЛЮК – мешок
  • из слова ТОК – домашнее животное
  • из слова ШЁЛ – неправду.
8. Запишите фонетическую транскрипцию следующих слов:
Сесть, съесть, угол, уголь, ранка, нянька, мыльный, сад, сядь, мать, мять, эхо, ехать, нить.
9. Расставьте ударения в приводимых попарно словах:
  • Вычитать (производить математическое действие) – ...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.11.10 | Просмотров: 1636

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340