Главная / Методические материалы / Социальная педагогика
Открытый урок Эмоции. Управление эмоциями и настроением
Автор(ы): Решетнева Инна Анатольевна, педагог дополнительного образования, руководитель клуба общения Мы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - определение позиции: надо ли подавлять эмоции;
- определение зависимости характера выражения эмоций от интеллигентности;
- показать возможности анализа сложных, противоречивых, дискомфортных чувств как средства самопознания, личностного роста и достижения эмоционального равновесия.
Порядок работы. I блок: - Беседа «Поскольку любое чувство рождает действие (отрицательное, чрезмерное, несвоевременное) как быть, что бы эти действия не навредили?»
- Упражнение «Запрет на эмоции».
- Рефлексия. Вывод.
II блок: - Беседа «Подавлять эмоции нельзя, а как быть?»
- Физкультурная минутка.
- Изложение вопроса о необходимости постановки своих эмоций и настроений себе на службу.
III блок: - Беседа «Почему и как возникают отрицательные эмоции».
- Чтение притчи.
- Рассмотрение схемы: «Как явления жизни преобразуются в эмоции и настроения».
- Вывод о том, что влияет на наши эмоции.
IV блок: - Вступительная беседа «Конкретные способы регулирования своего настроения».
- Физкультурная минутка.
- Способы регулирования эмоций с использованием упражнений:
- «Вычерпывание плюсов».
- «Вверх по эмоциональной октаве».
- «Мимические упражнения».
- «Алгоритм отсрочки».
- Заключительная беседа «Надо ли ждать, пока эмоции не заполнят все наши внутренние «этажи»?
- Список литературы для самостоятельного прочтения.
Ход занятия I блок. Участники занятия должны высказаться по следующим вопросам: 1. Предлагается обсудить проблему: «Поскольку любое чувство рождает действие (отрицательное, чрезмерное, несвоевременное) как быть, чтобы эти действия не навредили?» 2. Участники высказываются по следующим вопросам: а) что делать с отрицательными эмоциями? б) что нас ожидает, если мы сдерживаем эмоции, т.е. запрещаем себе их проявление? 3. Запрет на выражение эмоций можно проиллюстрировать в следующем упражнении: завязать все каналы воспроизведения (рот, глаза, уши, руки, ноги, душу). Подавлять эмоции нельзя, а как быть? II блок. Есть люди, для которых собственные чувства, переживаемые по поводу и без повода являются сверхценностью. Они почти принципиально отказываются регулировать свое настроение и «впадая» в какую-то эмоцию, носятся с ней как с писаной торбой. Они почти принципиально отказываются регулировать свое настроение. А для вас подобное отношение не характерно? Цель сегодняшнего занятия: сделать человека хозяином своего настроения. Физкультурная минутка. Цапля: встать на одну ногу, другую прижать ступней в бедру первой как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты. Как можно дольше продержаться. Аист: ноги вместе, стоять прямо. Руки вытянуть вверх, согнуться в пояснице и наклониться вниз, не меняя положения рук. Грудь прижата к бедрам, руки на полу. Задержитесь так, будто вы ищите лягушку. Змея: вращение головой в горизонтальной плоскости, чтобы ось головы все время оставалась вертикальной. Ворона: встать прямо. Махать руками вверх-вниз. Руки прямые в локтях. Движения энергичные. Отрицательные эмоции – эта душевная боль. Физическая боль является сигналом патологии тела, так и душевное страдание указывает на патологию в области внутреннего мира. Эта – информация, подталкивающая к изменению нашего поведения, пересмотру отношений. Поэтому избегать отрицательные эмоции по сути, отказ от жизненной обратной связи, насколько человек взаимодействует с миром. Однако сильные отрицательные эмоции впрямь негативно влияют на нас: - искажается восприятие;
- дело «валится из рук»;
- пропадает желание чем-либо заниматься;
- портятся отношения с людьми.
Поэтому необходимо поставить свои эмоции и настроения себе на службу. III блок. Разберемся более детально в том, почему возникают отрицательные эмоции? Наиболее распространенная причина – разнообразные мысленные искажения. В целом жизнь представляет собой поток более или менее нейтральных событий. Мы эти события воспринимаем, наши мысли определяют такое значение , какой смысл имеет для нас то или иное событие. И лишь теперь возникают чувства. Проиллюстрировать, как нейтральные по сути обстоятельства превращаются в диаметрально противоположные их оценки, поможет старая притча: У одного старого крестьянина сбежала его единственная лошадь, он ее искал, но найти не мог. «Бедный, какое у тебя горе», - вздыхали односельчане. «О чем вы? У меня нет горя, я просто ищу лошадь, которая убежала». Через некоторое время лошадь сама прибежала к нему, да не одна , а привела с собой сильного паленого коня. «Какая у тебя радость! – охали односельчане. – Не было лошади, а теперь сразу две». «Вы о чем? Что праздновать? Просто в моем стойле стоят теперь две лошади, и я иду их кормить…» Рассматривается схема «Как явления жизни преобразуются в эмоции и настроения на примере из жизни»: МИР Факты: положительные, отрицательные, нейтральные МЫСЛИ Непрерывное осмысление событий (внутренний диалог) НАСТРОЕНИЕ Чувства вызваны не фактами, а мыслями, в которых события классифицировались в соответствии с субъективным смыслом. Например: мы договорились о встрече с другом. Он опаздывает. Мы начинаем сердиться, так как объясняем себе опоздание его наплевательским отношением к нашим чувствам и нуждам. Еще через какое – то время возникает мысль: «Уж не случилось ли с ним чего-нибудь». Возникает другое чувство – тревога за друга. Итак, по мере появления новых объяснений его отсутствия, наше настроение меняется. Итак, подведем итог: именно в блоке осмысления зарождаются наши негативные или позитивные чувства. Здесь, как в комнате кривых зеркал. Отражение в зеркале монстр вызовет появление соответствующих эмоций. Представим себе образно: чувства следуют за мыслями так же обязательно, как утенок за уткой. Но где гарантия того, что утка правильно выбрала путь. Мысленные искажения: низкое содержание в головном мозге определенных веществ «аминов» - химические почтальоны, с помощью которых нервы пересылают сообщения друг другу, от их количества зависит наше настроение, наше здоровье или болезнь, уровень энергетики организма – все это влияет на эмоции человека. IV блок. Переходим к конкретным способам регулирования своего настроения. Плохое настроение можно сопоставить с некачественным звучанием музыки из радиоприемника. Нежные звуки прерываются хрипами. Проблема не в том, приемник «барахлит» или плохая погода, а просто он не точно настроен. Так и при плохом настроении – неточна внутренняя настройка. Надо научится пользоваться этой настройкой. Физкультурная минутка. - Поза дерево.
- Поза лебедь.
- Поза замок.
- Поза перекруты.
Подход первый: рациональное переосмысление. Упражнение «Все относительно». Инструкция: давайте осознаем, что все относительно. Возьмем такие понятия, как «высоко» и «низко».Ответьте на вопрос: «Пятый этаж- это высоко?» Те, кто ответил «высоко», мысленно взгляните на 5-ый этаж Эвереста. Те, кто сказал «низко», проделайте следующий мысленный эксперимент: попробуйте пройти по доске на высоте пятого этажа. Не правда ли, оценка меняется? А ведь высота объективно остается той же. Подход второй:...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2028
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|