Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
10 лет городской олимпиаде для младших школьников - Преподавание в начальной школе - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

10 лет городской олимпиаде для младших школьников


Автор(ы): Чапланова Ирина Николаевна, Директор


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
1. Что это за олимпиада
В 1994 году Международным центром развития ребенка (сейчас это школа «Приоритет») была основана ежегодная Городская олимпиада для младших школьников (учеников 1-5 классов) по русскому языку и по математике. К настоящему времени при поддержке Московского Департамента Образования уже проведено 9 Олимпиад, охвативших широкие круги Москвы, Подмосковья и некоторых городов России. Олимпиада носит открытый характер, ее материалы широко распространяются по учебным округам Москвы, а также публикуются на сайте школы «Приоритет». В 2004 году Олимпиада отмечает свое 10-летие.
Задания Олимпиады ежегодно разрабатываются творческим коллективом педагогов школы «Приоритет» и подбираются таким образом, чтобы выявить детей с высоким интеллектуальным потенциалом, обладающих нестандартным мышлением и способных к рождению новых идей. Наши задания используются рядом школ в работе с одаренными детьми, а также для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Цель проводимой олимпиады:
  • дать возможность как можно большему количеству детей раскрыть свои творческие и интеллектуальные способности;
  • развить интерес к учебе и уверенность в своих силах;
  • привлечь внимание детей к русскому языку и математике;
  • поддержать и активизировать деятельность творческих учителей;
  • создать для одаренных детей атмосферу радости и праздника;
  • привлечь внимание общественности к приоритетности образования.
Традиционно Олимпиада проводится в 2 тура: Школьный тур (проводится самими школами-участниками по предоставляемым нами материалам) и финальный. Финальный тур проводит педагогический коллектив школы «Приоритет» с привлечением учителей из других школ. В последние годы финал олимпиады проводился в 1-й декаде марта в помещении школы №497.
Мы предоставляем возможность участвовать в I-м школьном туре олимпиады всем желающим, для чего организуем раздачу материалов школьного тура у себя в школе, рассылку материалов по школам Москвы, а также выставляем эти материалы на сайте школы. В Финале Олимпиады, традиционно проводимом в марте, участвуют школьники, успешно справившиеся с заданиями отборочного тура.
Финальный тур Олимпиады собирает талантливых ребят школ Москвы и Московской области, которые состязаются в знаниях, смекалке, творчестве. Выполнение конкурсных заданий требует от участников немалых сил, упорства и фантазии. И пусть далеко не все могут справиться со сложными заданиями полностью, зато каждый ощущает себя полноправным участником всеобщего праздника. На Олимпиаде можно показать себя не только знатоком русского языка и математики, но и художником, скульптором, артистом кукольного театра, мастером оригами или плетения из бисера в многочисленных студиях и мастер-классах, организованных преподавателями школы «Приоритет». Многие ведущие мастер-классов представляли свои авторские разработки. (Это «Умные игрушки» Барчан Т.А., «Бумка» Поликарпова Н.В., «Психологический театр» Морозовой М.А. и др.).
Последний важный этап Олимпиады – вручение наград участникам. Обычно он проводится в апреле месяце как отдельное мероприятие, включающее также культурно-развлекательную программу для детей. Так на одном из таких праздников в Доме творчества имени Косарева детям пел известный детский композитор-песенник Григорий Гладков. А вручение наград 9-й Олимпиады проходило в Московском театре клоунады Терезы Дуровой, когда вся программа театра была построена в честь наших победителей.
Всего в Финальных турах прошлых олимпиад принимало участие несколько тысяч учеников более чем из 200 государственных и негосударственных школ Москвы и Подмосковья. Многие школы участвуют в Финале Олимпиады в течение ряда лет. Более 25-ти школ принимали участие в 5-ти и более олимпиадах; более десяти учащихся становились призерами Олимпиады 3 раза и более, а Обухов Женя из Гольяновской гимназии становился призером четыре года подряд, причем дважды ­ в обеих номинациях – как по математике, так и по русскому языку. В последние годы в Финале участвовали также сборные команды школ Ульяновска и Кирова. В честь победителей Олимпиады были заложены 8 именных камней на Арбате.
Олимпиада, как в содержательной, так и в организационной части высоко оценивается ее участниками, а также взрослыми. За ее проведение школа награждена Благодарственными письмами Московского Департамента Образования в 2000 и 2002 годах, а также Почетной грамотой Министерства образования РФ в 2001 году.
Городская Олимпиада для младших школьников прочно заняла свое место в московском образовательном пространстве. Многие школы используют ее материалы в учебном процессе.
2.Основные принципы разработки заданий олимпиады.
Задания олимпиады подбираются таким образом, чтобы для их выполнения хватало базовых школьных знаний соответствующего уровня. В то же время большинство заданий для своего решения требуют определенной гибкости ума и сообразительности. В каждом варианте дается одна легкая задача, с которой могут справиться большинство участников. Также дается одна задача, с которой заведомо могут справиться единицы. В целом задания подбираются максимально разнообразно, так, чтобы охватить различные разделы математики (русского языка). Общий объем варианта подбирается так, чтобы только наиболее подготовленные дети могли решить все задания. Время для выполнения детьми заданий не ограничивается, что позволяет быть успешными также детям, которые медленно работают. В ходе проверки выполненных заданий проводится статистический анализ, позволяющий произвести нормировку их сложности. Это дает возможность объективизировать систему оценивания. С другой стороны, статистический анализ решаемости детьми тех или иных заданий позволяет судить об эффективности школьного образования для формирования различных компонент мышления учащихся.
Исходя из целей Олимпиады, ее задания состоят из двух частей: собственно предметной (математической или языковой) и творческой. Если в Олимпиаду по русскому языку творческие задания вводятся естественно, то в математике они могут показаться несколько чужеродными. Но это только на первый взгляд! В финале мы даем по одной открытой творческой задаче. Под открытой понимается задача, которая не имеет, строго говоря, окончательного решения. Основная цель, которую мы достигаем введением таких задач – развитие способности переноса понятий математики в другие области и наоборот, то есть анализ математических понятий с точки зрения здравого смысла. Нам представляется жизненно необходимым, чтобы у детей формировалось целостное представление о мире, чтобы они воспринимали учебные предметы, и особенно математику, не изолированно друг от друга, но во взаимосвязи их между собой и с жизнью человека.
Математическая олимпиада
Задания по математике, в основном, подбираются по следующим направлениям:
1. числовые ряды, закономерности, ребусы;
2. «текстовые» задачи (классические арифметические задачи);
3. логика (в том числе алгоритмизация);
4. геометрия (задачи на наглядно-образное мышление: «разрезалки», «складывалки», развертки и т.д.);
5. комбинаторика (задачи на перебор вариантов);
6. творческое задание.
Как уже отмечалось, одним из главных наших стремлений является создание атмосферы праздника во время, вообще говоря, весьма сложной работы. Поэтому мы большое значение придаем оформлению листа с заданиями, возлагая на него несколько функций. Лист должен быть красивым, с ним должно быть приятно работать; его оформление должно привлекать внимание к задаче, заинтересовывать ученика в ее решении, уменьшать объем рутины, акцентируя творческую, созидательную работу. Приведем в качестве примера несколько заданий.
Первая задача, предложенная ученикам первого класса в математической олимпиаде 2002 года, выглядела так:

Техническая часть работы в этом задании заключается всего лишь в написании 8-ми букв с черточками, основное его назначение – обучающее. Особенностью этого задания является интеграция математики с историей и с русским языком. При его решении ученик знакомится со старославянским языком, получает историческую справку, в том числе и графическую, и узнает о том, что арабская цифирь не является единственным способом записи числа, тренирует психическую функцию «переноса понятий», крайне важную для ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1889

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340