Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Развитие алгоритмического мышления школьников на уроках математики посредством решения логических задач
Автор(ы): Дергачева Лариса Михайловна, учитель информатики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Решая логические задачи на уроках математики, учитель создает реальные предпосылки для дальнейшего систематического ознакомления учащихся с различными случаями применения имеющихся у учащихся знаний в ситуациях сходных реальной действительности. 1. Например, таковыми являются задачи, относящиеся к так называемым задачам на переливания. Следует отметить, что и познавательный потенциал рассмотрения таких задач достаточно велик. Рассмотрим в качестве примера следующие задачи. 1.1. В первый сосуд входит 8 л, во второй – 5 л, в третий – 3 л. Первый сосуд наполнен водой, а остальные два пусты. Как с помощью этих сосудов отмерить 1 л воды? Условие данной задачи очень просто по своему содержанию, что делает его доступным ученикам начальной школы. Составим таблицу данных и используем ее в процессе решения. 1-й сосуд (8 л) | 8 | 3 | 3 | 6 | 6 | 1 | 2-й сосуд (5 л) | 0 | 5 | 2 | 2 | 0 | 5 | 3-й сосуд (3 л) | 0 | 0 | 3 | 0 | 2 | 2 | Количество находящейся в них воды | На I этапе | на II этапе | на III этапе | на IV этапе | на V этапе | на VI этапе | На VI этапе получаем необходимое значение в первом сосуде. 1.2. Как, имея лишь два сосуда емкостью 5 л и 7л, отмерить 6 л воды? Решение. 1-й сосуд (7 л) | 7 | 2 | 2 | 7 | 4 | 4 | 0 | 7 | 6 | 2-й сосуд (5 л) | 0 | 5 | 0 | 2 | 5 | 0 | 4 | 4 | 5 | Сосуды | Переливания | 1.3. Каким образом из реки можно принести ровно 6 л воды, если имеется только два ведра: одно емкостью 4 л, другое – 9 л? Решение. 1-й сосуд (9 л) | 9 | 5 | 5 | 1 | 1 | 0 | 9 | 6 | 2-й сосуд (4 л) | 0 | 4 | 0 | 4 | 0 | 1 | 1 | 4 | Сосуды | Переливания | 1.4. Бидон емкостью 10 л заполнен молоком. Требуется перелить из этого бидона 5 л в семилитровый бидон, используя при этом еще один бидон, вмещающий 3 л. Решение. 1-й сосуд (10 л) | 10 | 3 | 3 | 6 | 6 | 9 | 9 | 2 | 2 | 2-й сосуд (7 л) | 0 | 7 | 4 | 4 | 1 | 1 | 0 | 7 | 5 | 3-й сосуд (3 л) | 0 | 0 | 3 | 0 | 3 | 0 | 1 | 1 | 3 | Сосуды | Переливания | 1.5. Имея два бидона емкостью 4 л и 5 л, можно ли налить в ведро 3 л воды, если емкость ведра не менее 3 л? Решение. 1-й сосуд (5 л) | 0 | 4 | 4 | 5 | 5 | 2-й сосуд (4 л) | 4 | 0 | 4 | 3 | 0 | 3-й сосуд (не менее 3 л) | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | Сосуды | Переливания | 2. Сходны с задачами на переливания задачи на затруднительные положения, например, переправы. Решение таких задач возможно путем описания порядка действий или заполнения таблиц. 2.1. Как перевезти в лодке с левого берега на правый волка, козла и капусту, если известно, что волка нельзя оставить без присмотра с козлом, а козел “неравнодушен” к капусте. В лодке только 2 места, поэтому можно брать с собой одновременно или одно животное или капусту. Решение. Опишем организацию перевозки. В первом рейсе перевозчик берет с собой козла, оставляя на левом берегу волка и капусту. Переехав на правый берег, перевозчик оставляет там козла и возвращается на левый берег. Во втором рейсе перевозчик берет с собой волка, оставляя на левом берегу капусту. Переехав на правый берег, перевозчик оставляет там волка, забирает с собой козла и возвращается с ним на левый берег. В третьем рейсе перевозчик берет с собой капусту, оставляя на левом берегу козла. Переехав на правый берег, оставляет там капусту с волком и возвращается на левый берег. И, наконец, в четвертом рейсе он перевозит с левого берега на правый козла. 2.2. Как перевезти в лодке с левого берега на правый козла, капусту, двух волков и собаку, если известно, что волка нельзя оставлять без присмотра с козлом и собакой, собака в “ссоре” с козлом, а козел “неравнодушен” к капусте? В лодке только три места, поэтому можно брать с собой не более двух животных или одно животное и капусту. Решение. В первом рейсе перевозчик берет с собой козла и собаку, оставляя на левом берегу двух волков и капусту. Переехав на правый берег, перевозчик оставляет там козла и с собакой возвращается на левый берег. Во втором рейсе перевозчик берет с собой собаку и капусту, оставляя на левом берегу только волков. Переехав на правый берег, перевозчик оставляет там собаку и капусту, а с козлом возвращается на левый берег. В третьем рейсе перевозчик берет с собой двух волков, оставляя на левом берегу козла. Переехав на правый берег, он оставляет там двух волков и капусту, берет с собой собаку и возвращается на левый берег. В четвертом рейсе перевозчик забирает с собой собаку и козла и переезжает на правый берег. На этом перевоз закончен. 2.3. Двое мальчиков катались на лодке. К берегу подошел отряд солдат. Лодка так мала, что на ней могли переправиться двое мальчиков или только один солдат. Как солдаты смогли переправиться через реку? Решение. Мальчики на лодке плывут к другому берегу. Один из них остается там, а другой возвращается. Один солдат переправляется, вылезает, а мальчик возвращает лодку. Таким образом, чтобы переправить одного солдата, лодка 4 раза плывет от берега до берега. Аналогично переправляются остальные. 3. Одним из способов решения последующих задач является последовательное заполнение соответствующих таблиц в соответствии с алгоритмом разрабатываемым самими учащимися. 3.1. Беседуют трое: Белокуров, Чернов и Рыжов. Брюнет сказал Белокурову: “Любопытно, что один из нас русый, другой – брюнет, а третий – рыжий, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии”. Какой цвет волос имеет каждый из беседующих? Решение. Для решения задачи воспользуемся таблицей. Фамилия | Цвет волос | Рыжий | Брюнет | Русый | Белокуров | | | | Чернов | | | | Рыжов | | | | По условию задачи Белокуров не русый, Чернов не брюнет, и Рыжов не рыжий. Это позволяет поставить знак “–” в соответствующих клетках. Кроме того, по условию задачи Белокуров не брюнет, и, значит, в клетке на пересечении строки “Белокуров” и столбца “Брюнет” также нужно поставить знак “–”. Фамилия | Цвет волос | Рыжий | Брюнет | Русый | Белокуров | | – | – | Чернов | | – | | Рыжов | – | | | Из таблицы следует, что Белокуров может быть только рыжим. Поставим знак плюс в соответствующей клетке. Отсюда видно, что Чернов не рыжий. Обозначим это знаком минус в таблице. Теперь ясно, что Чернов может быть только русым, а Рыжов – брюнетом. Фамилия | Цвет волос | Рыжий | Брюнет | Русый | Белокуров | + | – | – | Чернов | – | – | + | Рыжов | – | + | – | 3.2. В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что: - вода и молоко не в бутылке;
- сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом;
- в банке не лимонад и не вода;
- стакан стоит около банки и сосуда с молоком.
Куда налита каждая жидкость? Решение. Воспользуемся следующей таблицей. Жидкость | Сосуд | Бутылка | Стакан | Кувшин | Банка | Молоко | | | | | Квас | | | | | Лимонад | | | | | Вода | | | | | Из условия 1 задачи следует, что в бутылке не вода и не молоко, и поэтому в соответствующих клетках нужно поставить знак минус. Из условия 2 следует, что в кувшине не лимонад и не квас. Отметим это в таблице. Из условия 3 известно, что в банке не лимонад и не вода. На пересечении столбца “Банка” и строк “Лимонад” и “Вода” ставим минусы. Из условия 4 следует, что молоко не в банке и не в стакане. Для молока остается кувшин. Эти данные заносим в таблицу. Жидкость | Сосуд | Бутылка | Стакан | Кувшин | Банка | Молоко | – | – | | – | Квас | | | – | | Лимонад | | | – | – | Вода | – | | | – | Теперь, когда все условия задачи использованы, видно, что молоко в кувшине, а квас в банке. Поэтому квас не может быть в бутылке и стакане, а вода не в кувшине. Поставим знак минус в этих клетках. При этом становится ясно, что лимонад в бутылке, а вода в стакане. Жидкость | Сосуд | Бутылка | Стакан | Кувшин | Банка | Молоко | – | – | + | – | Квас | – | – | – | + | Лимонад | + | – | – | – | Вода | – | + | – | – | 3.3. Три подруги...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2013.11.21 | Просмотров: 1442
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|