Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный многоуровневый зачет Восхождение на Олимп - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Интегрированный многоуровневый зачет Восхождение на Олимп


Автор(ы): Доржу Лариса Анатольевна, методист


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В результате педагогических наблюдений за студентами, получающими среднее профессиональное образование, преподавателями естественнонаучных дисциплин было выявлено ряд проблем: во-первых, студенты не умеют переносить знания, полученные при изучении одной дисциплины для описания природного явления в целом; во-вторых, студенты не видят взаимосвязи, многомерности природных явлений; в-третьих, студенты не умеют использовать математические методы при описании природных объектов и не видят математической модели в имеющемся объекте. Анализируя требования стандарта программы по дисциплинам естественно-научного цикла, преподаватели выявили, что в реальном процессе точки соприкосновения между химией, биологией, экологией, физикой, математикой, географией лежат только в межпредметных связях. Интеграции на уровне дисциплин не происходит. Одной из попыток решить эту проблему стала идея проведения интегрированного многоуровневого зачета. Интегративный подход способствует восстановлению целостных представлений о мире, картины мира как единого процесса, дает целостное видение любых проблем, ситуаций, явлений изучаемых в разных предметах.
Интегрированный многоуровневый зачет «Восхождение на Олимп» впервые апробирован в образовательном процессе среднего профессионального образовательного учреждения «Омский государственный колледж управления и профессиональных технологий» в 2006-2007 учебном году. Для зачета были использованы итоговые занятия, которые предусмотрены в календарно-тематических планах каждой дисциплины. Организаторы зачетного занятия - преподаватели цикловой методической комиссии естественнонаучных дисциплин. Участники зачета – группы первого курса. Форма проведения – интеллектуальная игра. Такая форма выбрана не случайно. Занятия по игровой методике существенно повышают мотивацию студентов к естественнонаучным знаниям, «раскрепощают» студента, его мышление, ведь игра – активнейшая форма человеческой деятельности. Активная форма контроля позволяет студенту мобилизовать интеллектуальные способности, максимально проявить личные возможности логического мышления.
Зачет представляет собой четыре этапа: 1-й этап – репродуктивный, 2-й этап – применение знаний в знакомой ситуации, 3-й этап – применение знаний в новой ситуации, 4-й этап – олимпиадные задачи интегрированного характера, требующие не просто применения знаний, но и инсайта при выборе пути решения. Стратегия игрока заключается в том, чтобы с наименьшими потерями времени пройти все этапы зачета и достичь вершины Олимпа. Все этапы имеют территориальные разграничения. Первый этап начинается в большой аудитории на первом этаже, соответственно четвертый этап в аудитории четвертого этажа, что символизирует восхождение на Олимп. Главная задача преподавателей разработать многовариантные разноуровневые задания для различных этапов. Все задания должны быть приготовлены и распечатаны заранее. Причем заданий первого уровня сложности должно быть приготовлено в четыре раза больше, чем число участников, заданий второго уровня сложности - в три раза больше, заданий третьего уровня сложности - в два раза больше, заданий четвертого уровня сложности должно быть приготовлено по числу участников. На каждом этапе должны быть заготовлены шаблоны ответов. Ответы первого и второго уровня должны быть однозначными и легкопроверяемыми.
Этапы подготовки и проведения интегрированного многоуровнего зачета:
  1. Предварительная подготовка.
  2. Проведение зачетного занятия.
  3. Подведение итогов.
1-й этап – предварительная подготовка
Подготовительная работа начинается с того, что преподаватели анализируют требования стандарта программы по дисциплинам. Определяют цели зачетного занятия, составляют вопросы и задания, учитывая уровни усложнения и интеграции заданий. В ходе предварительной подготовки преподаватели сообщают дату проведения зачетного занятия, его место и значение в изучении каждой дисциплины; знакомят с требованиями, которые будут предъявлены на зачете, с примерными заданиями и вопросами разных уровней.
В каждой учебной группе формируются подгруппы (команды) из трех человек. Каждая команда имеет свое название.
1-й уровень сложности - понимание, запоминание, воспроизведение материала.
По каждому предмету разрабатываются тестовые задания, в которых каждый вопрос имеет 4 варианта ответа. Из этих заданий формируются комбинированные варианты билетов первого уровня сложности, включающие 6 вопросов (по одному вопросу каждой дисциплины). Все варианты идентичны по содержанию.
«Восхождение на Олимп». Уровень сложности - 1.
Вариант 1.
№ вопроса Содержание вопроса Код Варианты ответов
Б-1 ДНК хромосомы – это уровень организации живой природы – А клеточный
Б организменный
В молекулярный
Г биоценотический
Э-2 Экология - это: А наука о жизни
Б наука о биоценозах
В наука о взаимоотношениях живых организмов со средой их обитания
Г нет правильного ответа
Г-3 Политически независимыми государствами называются А колонии
Б суверенные
В метрополии
Г «ключевые» страны
М-4 Уравнение вида 2х = 4 называется А степенным
Б логарифмическим
В показательным
Г квадратным
Ф-5 В каких единицах следует измерять скорость при использовании Международной системы (СИ)? А В м/с
Б В км/с
В В м/мин
Г В км/ч
Х-6 Сумма коэффициентов в уравнении С + S = CS2 А 3
Б 4
В 5
Г 6
2-й уровень сложности - применение знаний и умений в знакомой ситуации.
По каждому предмету разрабатываются тестовые задания, в которых каждый вопрос имеет 4 варианта ответа. Из этих заданий формируются комбинированные варианты билетов второго уровня сложности, включающие 4 вопроса (по одному вопросу из 4 дисциплин). Все варианты идентичны по содержанию
«Восхождение на Олимп». Уровень сложности - 2.
Вариант 1.
№ вопроса Содержание вопроса Код Варианты ответов
1 Что общего у изотопов одного и того же элемента? А одинаковая масса
Б одинаковый заряд ядра
В одинаковое количество нейтронов
Г одинаковые ядерные свойства
2 Найдите область определения функции: А x3
Б x3
В x3
Г x3
3 Какие условия необходимы для абиогенного образования органических соединений А Живые организмы, солнечный свет, вода
Б Электрический разряд, тепло, CO2, H2O, NH3 и другие неорганические вещества
В Живые организмы, смена дня и ночи, тепло
Г Электрический разряд, тепло, O2, H2O и другие неорганические вещества
4 Определите страну по ее краткому описанию «Территория этой европейской страны преимущественно горная. Почти на 2/5 ее площади покрыты лесами. Большая часть населения относится к германской языковой группе. Столица является крупнейшим городом, экономическим и культурным центром страны. Город расположен на обоих берегах Дуная. Великолепные резиденции, дворцы, парки и церкви делают его одним из самых величественных городов мира» А Германия
Б Австрия
В Венгрия
Г Румыния
3-й уровень сложности - применение знаний и умений в новой ситуации.
По каждому предмету разрабатываются задания. Из этих заданий формируются комбинированные варианты билетов третьего уровня сложности, включающие 2 вопроса (по одному вопросу из 2 дисциплин). Все варианты идентичны по содержанию
«Восхождение на Олимп». Уровень 3.
Вариант 1.
Дисциплина: Математика-биология.
Решите уравнение:
Некоторые формы катаракты и глухонемоты наследуются как аутосомно-рецессивные. Какова вероятность рождения ребенка с двумя этими аномалиями, если один родитель глухонемой, а другой болен катарактой?
«Восхождение на Олимп». Уровень 3.
Вариант 3.
Дисциплина: физика- география.
  1. Какое выражение верно: 1. Всякое звучащее тело колеблется 2. Всякое колеблющееся тело звучит.
  2. Назовите европейское государство, большая часть территории которого расположена на полуострове, а столица на острове?
4-й уровень ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1232

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340