Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Особенности организации занятия в дополнительном образовании детей. Занятие с педагогами в Школе педагогического мастерства - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Особенности организации занятия в дополнительном образовании детей. Занятие с педагогами в Школе педагогического мастерства


Автор(ы): Егорова Лидия Витальевна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель занятия: познакомить с особенностями и принципами организации учебного процесса в дополнительном образовании.
Известно, что любая деятельность протекает более успешно, если она имеет положительный мотив (побуждение к деятельности). Мотив нашей встречи - получить знания. А для чего это нужно? Для правильной организации своей деятельности.
Забота о самочувствии. Удобно ли Вам, готовы ли Вы к работе? Заведующего эколого-биологической станции попросим зажечь свечу знаний.
Итак, начинаем.
При входе в зал Вы получили жетоны разного цвета, и я попросила Вас объединиться в группы по общему цветовому признаку. Группа с жетонами зеленого цвета это группа «Генераторы идей» (в дальнейшем Г.И), с желтого - Практики (в дальнейшем П.), розового- «Аналитики», (в дальнейшем А.)
В совместной работе мы будем генерировать идеи, говорить об их внедрении в практику и анализировать. А в конце нашей встречи вас будет ожидать сюрприз.
Что же такое образовательный процесс в дополнительном образовании, чем он отличается от образовательного процесса в общеобразовательной школе? Ваше мнение Г, П, А. (Ответы представителей от групп.)
Обобщая выдвинутые гипотезы, можно сказать:
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности
.
Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой, не имеет жестких рамок.
Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.
По словам выдающегося педагога-новатора В.Ф. ШАТАЛИНА “Основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться”.
Выполняя функцию консультанта, педагог дополнительного образования чаще всего оказывает на детей сильное личностное влияние. Отсюда – повышенные требования к его личностным качествам.
Образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования, должен отвечать следующим требованиям:
  • иметь развивающий характер, т.е. должен быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов;
  • быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию;
  • основываться на многообразии дополнительных образовательных программ – модифицированных, авторских, адаптированных, все они должны проходить психолого-педагогическую экспертизу до включения в образовательный процесс и психолого- педагогический мониторинг в ходе их реализации, чтобы не навредить физическому и психическому здоровью учащихся;
  • базироваться на развивающих методах обучения детей;
  • для педагога дополнительного образования уже недостаточно знания лишь той предметной области, которую он преподает, он должен обладать психолого-педагогическими знаниями;
  • использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе;
  • основываться на социальном заказе общества;
  • отражать региональные особенности и традиции.
Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие.
Слово рабочим группам.(ГИ П. А.) Ваше определение учебного занятия. Исходя из Ваших определений, резюмируем:
Учебное занятие
- это промежуток времени, в течение которого учащиеся занимаются определенным учебным предметом.
Учебное занятие это сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляется ряд различных требований.
Для того, чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать.
Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия.
Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:
  • изучение нового материала;
  • применение знаний на практике, формирование практических умений;
  • контроль знаний.
В соответствии с этим различаются типы учебных занятий.
Работа с группами
какие же? Итог работы групп - определение типов занятий:
  • изучение и усвоение нового материала (лекции, объяснение, демонстрация и т.д.);
  • закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач, лабораторные работы и др.);
  • самостоятельное применение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.).
К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но существуют и общие требования. Работа в группах. Какие требования Вы считаете необходимо предъявлять к занятиям в дополнительном образовании?
Общие требования к занятиям в учреждении дополнительного образования.
- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;
- целесообразное расходование времени занятия;
- применение разнообразных методов и средств обучения;
- высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;
- практическая значимость полученных знаний и умений.
В соответствии с дидактическими задачами рассматриваются
основные этапы современного занятия.
Работа с группами Какие этапы?

1. Организация начала занятия
, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.
2. Проверка имеющихся у детей знаний, умений, их готовность к изучению новой темы.
3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями.
Упражнения на освоение и закрепление знаний,
умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях, использование упражнений творческого характера.
Подведение итогов занятия, формулирование выводов.
Для многих педагогов проблемным является определение цели занятия.
Работа с группами высказывания
Необходимо исходить из самого понятия Цель - это предполагаемый результат действий или деятельности человека, на осуществление которых они направлены. Как правило, определяется не более 1-2 целей занятия. Они должны быть достаточно конкретны и достижимы за одно занятие. Одна из традиционных ошибок педагога при формулировании целей занятий становится абстрактность или излишняя масштабность: например, не может быть за одно занятие достигнута цель воспитания у детей любви к предмету, природе или формирование комплекса ЗУНов. Цели достигают через решение задач. Задачи должны раскрывать цели, конкретизировать их.
Вопрос к группам.
Какие задачи ставим мы при планировании занятия.
При планировании задач занятия.
Необходимо ставить задачи с учетом возрастных особенностей обучающихся данной группы, их учебной подготовленности, воспитанности, развития.
Коллеги, Вам розданы листы с определениями задач без заголовков, поработав, определите, какие из них обозначены на листах. Подпишите.
Планирование образовательно – воспитательно -развивающих задач занятия.
1
. Образовательные задачи
(какие знания, умения и навыки возможно развивать на учебном материале занятия?):
  1. проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих занятиях____________________________________________________;
  2. обеспечить усвоение следующих основных задач, входящих в содержание темы занятия_____________________________________;
  3. сформировать, продолжить формирование, закрепить следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу_____;
2. Воспитательные задачи:
(к какому мировоззренческому выводу возможно подвести учащихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале занятия):
1 – содействовать в ходе занятия формированию следующих мировоззренческих понятий (причинно- следственных связей, познаваемость мира и природы, развитие природы и др.)____________;
2 – в целях решения задач трудового обучения и воспитания__________;
3 – осуществлять нравственное воспитание, обеспечить изучение вопросов: патриотизма, гуманизма, товарищества, этических норм поведения_____________________________________________________;
4 – для решения задач эстетического воспитания_____________________;
для решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, работоспособности, профилактики утомления;
5 - формировать правильное отношение к природе.
3. Задачи развития обучающихся
(какие познавательные способности обучающихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов):
1 – для решения задач развития у детей умений выделять главное в изучаемом материале (обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или контрольных вопросов), формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия______________;
2- для решения задачи развития у детей самостоятельности мышления обеспечить в ходе занятия_____________________;
3 – обеспечивая развитие речи обучающихся________________________;
4 – формировать у учащихся умения преодолевать трудности в учении, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний__________________;
5 – для развития у детей познавательного интереса____________________;
6 – в целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуации___________________.
Педагог должен умело выбирать в зависимости от возраста, степени имеющихся знаний у детей, сложности учебного материала применять многообразный арсенал методов.
Работа в группах
Какие методы Вы знаете?
Имеется многообразный арсенал методов мотивации и стимулирования познавательного интереса, методов обучения, контроля и коррекции.
(Демонстрация схемы методов по Бабанскому Ю.К.).
С точки зрения принципа саморазвития методы обучения характеризуются постоянным смещением акцентов с репродуктивных на проблемно-поисковые, развивающие.
Разнообразию содержания и методов обучения дополнительного образования отвечает живое разнообразие организационных форм учебного процесса.
Работа в группах.
Какие формы организации учебного процесса Вы знаете?

В дополнительном образовании в зависимости от решаемых задач с обучающимися педагог работает фронтально, в малых группах, индивидуально.
Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе.

Лекция Устное изложение какой-либо темы, развивающее творче...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2013.12.25 | Просмотров: 1271

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340