Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок геометрия + черчение по теме: Построение правильных многоугольников - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Интегрированный урок геометрия + черчение по теме: Построение правильных многоугольников


Автор(ы): Гурьева Валентина Михайловна, учитель ИЗО, МХК и черчения.; Стругова Нина Павловна, учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
1) Повторить способы построения многоугольников с уроков черчения и познакомить с новыми способами.
2) Воспитывать у учащихся аккуратность, чувство взаимопомощи.
3) Способствовать развитию познавательного интереса к учебным предметам геометрии и черчению.
4) Развивать мышление учащихся при решении задач, выходящих за рамки школьного курса.
5) Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
6) Развивать память учащихся.
Оборудование:
для учителя - образцы практического применения; таблица погрешностей.
для учащихся - формат А4; чертежные инструменты.
Организационный момент.
Сегодня на уроке рассмотрим построение правильных многоугольников. Эта задача замечательна тем, что возникла в глубокой древности из практических потребностей людей в архитектуре и строительной технике.
Основная часть урока
.
Учитель геометрии:
-Что надо знать для того, чтобы построить правильный многоугольник?
Ученик: Сторону и угол.
-Какую из величин можно задать произвольно?
Ученик: Сторону.
-Что можно сказать о величине угла?
Ученик: Его можно вычислить, применив теорему о сумме углов выпуклого многоугольника.
-Найдём величину угла для правильного пятиугольника.
Ученик:
S=180(n-2) n=5
S=180(5-2)=540
Т.к. углы равны, то 540/5=108
-Какой инструмент необходим для построения?
Ученик: Транспортир.
(Учащиеся строят правильный пятиугольник на доске и в тетрадях.) Рисунок 1.
-Рассмотрим построение правильного пятиугольника через центральный угол a=360/n n=5 a=360/5=72 (Учащиеся строят правильный пятиугольник на доске и в тетрадях.) Рисунок 2.
В ходе беседы учащиеся приходят к выводу, что транспортир-это инструмент небольших размеров, поэтому не обеспечивает достаточной точности и удобств в работе.
-С чем связан последний способ?
Ученик: С окружностью.
Решая эту задачу, учёные пришли к выводу, что правильные многоугольники можно построить с помощью циркуля и линейки. Хотя решения будут приближёнными (что вы и заметите), но с достаточно большой точностью. Значит, построение правильных многоугольников будет связано с окружностью.
-Следовательно какой многоугольник легче всего построить?
Ученик: Квадрат.
(У доски ученик объясняет построение квадрата. Рисунок 3.)
Ученик: Строим окружность произвольного радиуса. Проводим два перпендикулярных диаметра, затем последовательно соединяем их концы.
-Какая связь окружности и построенного правильного четырёхугольника?
Ученик: Квадрат вписан в окружность. Окружность разделили на четыре равные части.
Вывод: построить правильный многоугольник, значит разделить окружность на n равных частей.
Ученики предлагают построение правильного шестиугольника. Так как а6=R, то разделим окружность на шесть равных частей. Рисунок 4.
В Вавилоне считали, что окружность ровно в шесть раз длиннее радиуса L=6R.Точнее L=6 2/7R.
- Нельзя ли, используя этот рисунок, построить ещё какой-нибудь правильный n – угольник?
Ученик: Треугольник соединяя через вершину.
Используя этот рисунок, ученики строят правильный треугольник. Рисунок 5.
- Существует ещё один способ построения треугольника известный вам с уроков черчения.
Учитель черчения:
Если ученики не смогли вспомнить способ построения правильного треугольника BDC, учитель напоминает им. Рисунок 6.
Для построения треугольника проводят дугу ВС из точки А. Соединяем точки В и С хордой. А точки В и C с точкой Д.
Попутно решилась другая задача – деление окружности на 7 равных частей. Соединяя точки В и С хордой и беря ее половину GC, получают длину стороны правильного семиугольника.
Если радиусом GH сделать засечку на вертикальном диаметре в точке К, то хорда КН даст величину стороны правильного пятиугольника, а катет ОК определит длину стороны правильного десятиугольника.(Рисунок 7).
Учитель геометрии: Нельзя ли использовать построение многоугольника правильных n – угольников с большим числом сторон? (Если ученики не смогут ответить, то познакомить их с примером в учебнике геометрии на стр. 207. рисунок 286).
Ученики самостоятельно выполняют построение 12- угольника.(Рисунок 8)
Вывод: если в окружность вписать правильный n - угольник, то легко построить правильный вписанный 2n – угольник.
Учитель геометрии: Способы построения различны, хотя есть общее в построении 3- угольника, 5- угольника, 7- угольника. Практику нужен способ достаточно простой и общий для деления окружности на любое число равных дуг.
Рассмотрим общий способ построения на примере построения 9- угольника.
Возьмем R = 45 мм., треугольник АВС - равносторонний, разделим диаметр АВ точкой Д в отношении АД:АВ = 2:9 ( в общем случае АД:АВ=2:n).
Проведем СД, получим точку Е. Дуга АЕ=1:9L окружности. Отрезок АЕ- сторона правильного 9- угольника. Разделим окружность на 9 равных частей. Рисунок 9.
Посмотрим какова точность построения
n 3 4 5 6 7 8 9 10 20 60
360°/n 120° 90° 72° 60° 51°26’ 45° 40° 36° 18° 6°
Угол АОE 120° 90° 71°57’ 60° 51°31’ 45°11’ 39°41’ 36°21’ 18°38’ 6°26’
Погрешносность,% 0 0 0,07 0 0,17 0,41 0,8 0,97

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2530

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340