Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Автоматизированная психологическая система управления качеством и эффективностью учебно-познавательной деятельностью учащихся - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Автоматизированная психологическая система управления качеством и эффективностью учебно-познавательной деятельностью учащихся


Автор(ы): Леонов Николай Филиппович


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
«…Бездна таланта тратится на
усовершенствование деталей, в то
время как нужно было бы
попытаться переделать всё здание
в целом»
Французский математик А. Лебег
Известно, что для создания высокоэффективного, высококачественного учебного процесса приходится прикладывать колоссальные затраты педагогического труда. Но, тем не менее, использование ряда некоторых психологических приёмов позволяет сравнительно не сложно создать технологию учебного процесса, автоматически поддерживающую учебный процесс на самом высоком уровне эффективности и качества. В традиционной системе учителя и родители как говорится «из кожи лезут» заботясь об успеваемости, о качестве образования своих чад. В нашей автоматизированной психологической системе управления качеством учебно-познавательного процесса «из кожи лезут» сами учащиеся в заботе о качестве своих знаний и умений. По совету Козьмы Пруткова – «Зри в корень» рассмотрим, не очень мудрствуя теоретические основы этой технологии в её корне.
Гносеология познавательной деятельности человека обусловлена тем, что человек, как и любое высокоразвитое существо, обладает инстинктом самосохранения, сопровождаемое чувством тревоги и страха исторически являющиеся главной движущей силой к познанию окружающего мира, общества и самого себя. Самообучающая функция организма человека ответственна за накопление опыта обеспечивающего функционирование этого организма. Используя накопленные знания умения и навыки, человек преобразует окружающую его действительность и тем самым расширяет свои жизнеобеспечивающие возможности необходимые для его существования в природе и в обществе. Все дети с рождения обладают способностью и естественной потребностью учиться - самообучаться. Учение – процесс накопления личностью знаний и опыта. Естественное образование – это самообразование развитие идущее изнутри человека - процесс учения, в котором задействуется непроизвольная память. Современное образование – это процесс идущий извне – обучение - дрессировка представляющий собой процесс преобразования произвольной памяти в непроизвольную, преодоления природных наклонностей и замещения их приобретенными под внешним давлением навыками. Поэтому существующая педагогическая система является авторитарной и деспотической, до сих пор находится в колее средневековой идеологии обучения. Что является одним из факторов отбивающих у школьников и студентов желание учиться. Учебный процесс это процесс, а для того, что бы всякий процесс происходил с определённой эффективностью им надо управлять. Проблема современной системы образования в том, что в ней нет реального управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. Главную роль развития учащегося играет его личностная система управления познавательной деятельностью. Личностная система управления является системой замкнутого типа, ей свойственна цикличность управляющих действий. Последовательность и характер управляющих действий личностной системы управления не отличается от последовательности характера действий любой другой управляющей системы.
В цикл её деятельности входит:
1) Постановка задачи, основанной на мотивации.
2) Выработка критериев достижения цели.
3) Планирование деятельности.
4) Поэтапное выполнение деятельности.
5) Поэтапный контроль достижения цели.
6) Поэтапное корректирование достижения цели.
7) Итоговый контроль достижения цели.
Личностная система управления в процессе осознанного самообразования позволяет учащемуся человеку создать достаточно высокую эффективность его познавательной деятельности в процессе учения. С таким же полным циклом управления должен работать процесс обучения каждого школьника. Но в отличие от самообразования, от процесса учения, современная педагогика не может реализовать на практике полный цикл управления в процессе обучения, поскольку из управленческого цикла выпадают 5-7 этапы системы управления учебно-познавательной деятельностью каждого учащегося. Поэтому в системе управления процессом обучения полностью отсутствует систематическая обратная связь с каждым учащимся - непрерывный или поэтапный контроль обучености каждого учащегося и последующее корректирование знаний и умений, учащихся до требуемого уровня. Фактически в процессе обучения не может быть высоких результатов образования только из-за отсутствия возможности управлять качеством образования каждого учащегося в учебном процессе. Это и обуславливает низкое качество существующего процесса обучения. Чтобы хоть как-то улучшить процесс обучения педагоги вводят всякого рода тестирование, контрольные срезы, опросы но, тем не менее, даже такие интенсивные, затратные формы контроля знаний не дают и не дадут учителю- преподавателю возможность получать своевременную информацию о сформированности конкретных элементов знаний и умений каждого ученика.

В этом плане - контроль знаний учащихся из вне в классно-урочной системе не способен исполнять роль оперативной обратной связи. Эта функция в процессе обучения бесполезна и даже вредна, это доказано такими учеными как Б.Г.Ананьев, В.А.Сухомлинский, Н.П.Аникеева.
Поэтому стремление создать обратную связь ученик – учитель на основе контроля знаний из вне (даже на основе компьютерных технологий) абсолютно безнадёжное дело. От этого давно пора отказаться. А поскольку систематической оперативной обратной связи с каждым конкретным учащимся и корректирования его знаний, умений в существующем учебном процессе нет, следовательно, учебного процесса без пробелов в знаниях и умениях, то есть качественного обучения, также нет, и не может быть. Говорить о качественном образовании без управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с существующей деспотической педагогической идеологией обучения, не имеет ни какого смысла.
Для управления процессами применяется циклическое управление. Поскольку в существующей системе образования ни где не используется циклическое управление, поэтому говорить о создании качественного образования на всех уровнях и видах учебных заведений не представляется возможным. Поддерживать учебный процесс на верхнем уровне качества без реального циклического управления учебно-познавательным процессом невозможно.
Эффективная организация учебного процесса должна быть основана на создании и использовании полноценной системы управления замкнутого типа. Поскольку в учебном процессе присутствуют две системы управления - личностная система управления ученика и система управления его обучением извне. Поэтому оптимальная организация учебного процесса должна быть основана на базе этих двух согласованных контуров систем управления имеющих единую общую цель. Один контур возглавляет учащийся в своей личностной системе управления, получая соответствующие знания и умения и регулируя их качество усвоения в соответствии со своей самооценкой и индивидуальными способностями, другой контур должен возглавлять педагог. Для восполнения недостающего (5) элемента цикла управления процессом обучения (поэтапный контроль достижения цели) необходимо использовать этот элемент из личностной системы управления каждого ученика. Чем является самоконтроль и самооценка своих знаний умений и навыков учащимися. На этой основе легко создаётся как непрерывная, так и дискретная обратная связь с каждым учащимся.

Использование информации обратной связи создаёт возможность практически проводить следующий этап управления - корректирование знаний умений всех учащихся до наивысшего уровня. Согласование работы этих двух контуров обеспечивается взаимовыгодным сотрудничеством учащегося с педагогом, которое позволяет более эффективно достигать свои цели в обоих контурах управления. Поэтому эффективный процесс усвоения знаний всегда сопровождается двухсторонними обратными связями на двух уровнях – информационном и личностном. Таким образом, объединение структур управления процессов учения и обучения есть главный ключ в решении проблемы эффективности и качества образования.И пока педагоги, и чиновники от образования не поймут сути сложившихся педагогических нелепостей никакая компьютеризация и современные модные информационные коммуникационные технологии не помогут улучшить качество образования. Информатизация образования в современном исполнении это бег впереди паровоза. Использование информации обратной связи создаёт возможность практически проводить следующий этап управления - корректирование знаний умений всех учащихся до наивысшего уровня. Согласование работы этих двух контуров обеспечивается взаимовыгодным сотрудничеством учащегося с педагогом, которое позволяет более эффективно достигать свои цели в обоих контурах управления. Если деятельность педагога и деятельность учащегося происходит с взаимосвязанными и взаимообусловленными поступками, то между ними образуются связи на информационном и личностном уровнях взаимно обуславливающих друг друга. Поэтому отсутствие любого из этих уровней делает процесс управления невозможным. Информационные связи могут возникнуть только при волевом усилии, не только со стороны учащегося, но и со стороны педагога. Поэтому эффективный процесс усвоения знаний всегда сопровождается двухсторонними обратными связями на двух уровнях – информационном и личностном. Таким образом, объединение структур управления процессов учения и обучения есть главный ключ в решении проблемы качества образования. И пока педагоги, и чиновники от образования не поймут сути сложившихся педагогических нелепостей никакая компьютеризация и современные модные информационные коммуникационные технологии не помогут улучшить качество образования. Без реального управления учебно-познавательным процессом. Эти технологии бесполезны для повышения качества образования, их применение только усложняет работу учителя-преподавателя. Информатизация образования в современном исполнении это бег впереди паровоза.

Исследуя динамику развития оценочных свойств личности школьников, представляется возможным спрогнозировать создание обратной связи ученик – учитель на основе самооценок знаний и умений учащихся. С этой целью, проведя анкетирование учащихся 1- 11классов предложив учащимся расставить по важности для них оценку учителя, оценку одноклассниками, и самооценку. В результате получили график (рис 1).
Анализируя график, можно пронаблюдать социальную важность самооценки учащихся по отношению к окружающим, из которого видно, что до 5-го класса для всех учащихся самой важной оценкой учащиеся считают оценку учителя. После 5-го класса самой важной оценкой для учащихся является самооценка. Оценка учителя для учащихся в этот период уходит на второе место. Начиная с 3-го класса, неуклонно поднимается значимость оценки одноклассниками, а после 9-го класса её значимость выходит на 2-е место. Поэтому с 3-го класса любой ученик стремится приобрести уважение коллектива класса. Это один из психологических факторов который будет способствовать поддержанию самооценки на достоверном уровне. Следует заметить, что оценка знаний учащихся учителем стимулирующе действует только на младших школьников. В старшем школьном возрасте, когда у учащихся появляется свой многократный опыт в деятельности и поведении у них вырабатывается собственная устойчивая оценка своих знаний и возможностей, поэтому в старшем возрасте самооценка доминирует над оценкой учителя. Самооценочная деятельность учащихся достаточно чётко прослеживается, начиная со 2-го класса. После 5-го класса, для учащегося главной оценкой является его самооценка. Но в то же время по данным сравнительного анализа оценок учителя и самооценок учащихся 6-10 классов по физике А.В. Усовой, В.Г. Гуровой и А.Н. Косовичевой самооценка учащегося ниже оценки учителя в 6 классах на 1%, в 7 классах на 3,3%, в 8 классах на 5,9%, в 9 классах на 11%, в 10 классах на 8,7% говорит о прогрессирующим от класса к классу занижением величины самооценок учащимися по сравнению с оценками учителей.
Данные психологические исследования обосновывают возможность создания интенсивной обратной связи ученик-учитель на основе получаемых достоверных самооценок учащихся. Анализируя график самооценки (рис 1) можно утверждать, что создание обратной связи, на основе самооценок возможно начиная со второго класса школы. Результаты этого исследования позволяют вполне благосклонно отнестись к использованию самооценок учащихся в создании системы обратной связи ученик-учитель. И в самом деле, обратная связь, необходимая для оперативного управления процессом познавательной деятельностью учащихся создаётся весьма просто легко и быстро при переходе на новую идеологию и организацию образования. В которой ученик является одновременно субъектом личностной системы управления по формированию своих знаний умений и навыков оценивающим и корректирующим их из до наивысшего качества посредством управления деятельностью учителя. В тоже время ученик является объектом в системе управления обучением. Учитель в личностной системе управления ученика является объектом управления, обеспечивающим доступную высоконаучную подачу учащемуся учебного материала и способствующего выработке учащимся соответствующих умений и на основе информации обратной связи от ученика, обязан сформировать знания и умения этого и каждого ученика до наивысшего уровня соответствующего Государственному стандарту. В тоже время в системе управления обучением учитель является субъектом, управляющим выработкой учащимся соответствующих знаний и умений на основе информации обратной связи от ученика.
Для создания высокоэффективного учебного процесса необходимо непрерывно или дискретно интенсивно получать информацию от каждого ученика о степени усвоения им знаний и формирования умений на каждом занятии. Учитывая информацию о степени усвоения материала каждым учащимся, обучающий может осуществлять педагогически обоснованные воздействия на процесс учения, обеспечивать ему развивающий характер. Чем интенсивнее и качественнее обратная связь, тем больше условий и возможностей имеет педагог для осуществления разумного управления познавательным процессом.
Автоматизация управления эффективностью и качеством учебно-познавательной деятельностью учащихся. В начале учебного процесса по каждому конкретному предмету учащимся либо студентам даётся программа этого предмета с конкретным перечнем знаний и умений который они должны усвоить, сформировать и в конце изучения отчитаться – продемонстрировать то чему они научились и защитить ту свою итоговую самооценку знаний и умений, на которую они претендуют.
Для этого на всех занятиях регулярно осуществляется обратная связь с каждым учащимся и если это необходимо производится корректирование его знаний до необходимого уровня.
Ранее автором в [«Система рационального обучения» «Открытый урок» М. «Чистые пруды» 2007] было раскрыто решение главной проблемы существующего процесса обучения - создание систематической обратной связи ученик-учитель (как непрерывной так и дискретной обратной связи) не требующей ни материальных, ни временных, ни трудовых затрат для получения этой информации. Где раскрывается как педагог до начала урока получает систематизированную информацию о результатах усвоения каждой конкретной порции учебного материала или выполнения домашнего задания каждым учащимися. Это просто мечта любого учителя-преподавателя, в действительности желающего создать учебный процесс с очень высоким качеством обучения. Для воплощения этой мечты, далее требуется лишь провести корректирование знаний и умений по данной теме занятия до нужного уровня.
Но для того чтобы у учащихся не было пробелов в знаниях и умениях, для этого у каждого учащегося на каждом занятии в журнале должна стоять его опосредованная самооценка за конкретное понятие. Если в какой то клетке жур­нала оценки нет, или стоит весьма низкая оценка то это является сигналом педагогу и учащемуся о конкретных пробелах в знаниях ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1839

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340