Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Зарубежный опыт оказания педагогической поддержки - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Зарубежный опыт оказания педагогической поддержки


Автор(ы): Беляева Ольга Васильевна, методист


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В нашей стране педагогическая поддержка используется недостаточно широко по сравнению с европейскими государствами и США. Анализ используемых за рубежом методик и технологий оказания педагогической поддержки подросткам поможет выявить наиболее эффективные средства педагогической поддержки, которая включает в себя весь комплекс педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи детям, и активно использовать их в отечественной практике.
В первую очередь необходимо рассмотреть термины, которые используются в разных странах для обозначения педагогической поддержки. Анохина Т.В. называет термин “school-counselling and guidance”, который более известен и широко употребляется в образовательных системах различных стран, но в отечественной педагогической литературе чаще используется термин “guidance”[1]. Сравнив оба термина, Анохина Т.В. приходит к выводу о том, что термин “guidance” имеет более широкое значение: “помощь в любых затруднительных ситуациях выбора, принятия решения или адаптации к новым условиям”, а также “процесс оказания помощи личности в самопознании и познании ею окружающего мира с целью применения для успешной учебы, выбора профессии и развития своих способностей” [1. С. 72-73]. Для обозначения данного понятия в США употребляют термин “classroom environment”, что непосредственно связано с созданием благоприятной атмосферы в классе. В Англии педагогическая поддержка представлена терминами “pastoral care” (пасторская забота), “tutoring” (опекунство) и “personal and social education” (личностное и социальное образование). Многообразие терминов не снимает всей сущности педагогической поддержки, которая заключается в оказании “превентивной и оперативной помощи детям (подросткам) в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, деловой и межличностной коммуникацией, с успешным продвижением в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением” [2. С. 115].
В США социально-педагогическая поддержка детей и подростков осуществляется через систему детских учреждений (общего и специального типа). Помимо государственных служб, существуют частные, которые оказывают разностороннюю поддержку программам по защите прав и интересов детей, например: “Детское Бюро”, “Служба защиты детей” и т.д. [5. С. 147]. Процесс оказания социально-педагогической помощи привел к необходимости подготовки специалистов в данной сфере деятельности. Таким образом, в настоящее время в США существуют различные модели деятельности социальных работников в системе поддержки: “tutor” – тьютор, куратор (индивидуальный, групповой, классный), психолог, “adviser” – советник, “counsellor” – советник, консультант, “career-counsellor” – консультант по выбору профессионального пути, “remedial teacher” – учитель компенсирующего обучения, “child protection co-ordinator” – координатор по защите прав ребенка и другие [1. С. 74]. В системе образования США практически в каждой школе работает социальный работник. Как подчеркивает Л.Я. Олиференко, данное направление социально-педагогической помощи стало рассматриваться как “отдельная специальность в социальной работе, которая сосредоточивает свое внимание на успешном приспособлении к школе, на координации действий семьи и общины и влиянии на них для достижения цели” [5. С. 149]. В связи с этим разработаны следующие формы поддержки такие, как “school-counsellor” - школьный советник, “school-psychologist” – школьный психолог, “school social worker” – школьный социальный работник. Кроме образовательных учреждений деятельность социальных работников, особенно советников / консультантов (counsellor), широко представлена в летних американских лагерях: “all-round / general counsellor” – консультант по общим вопросам, “arts and crafts counsellor” - консультант по ручной работе (ремеслам), “land sports counsellor” - консультант по наземному спорту, “outdoor skills counsellor” - консультант по мероприятиям на открытом воздухе и другие [6].
Особый интерес представляет опыт Великобритании по организации педагогической поддержки детям. К. Маклафин разработал развивающую модель, которая включает в себя четыре элемента [3].
1ый элемент – элемент благополучия:
  • оказание помощи школьникам в принятии решения и разрешения проблемы;
  • поддержка учащихся в то время, когда им трудно;
  • выявление и контроль тех учащихся, которые находятся в ситуации риска или испытывают чье-либо давление;
  • координация работы с детьми внутри и вне школы.
2ой элемент – программный. Учащиеся получают от взрослых новые психологические знания для развития личностной и социальной сферы детей. В процессе таких занятий учащиеся получают необходимые консультации, методы научения и учения, открыто высказывают свое мнение по поводу программ.
3ий элемент – контроль, или сообщество. На данном этапе учащиеся участвуют в выполнении правил и решений школьного сообщества.
4ый элемент – элемент управления, который заключается в том, что в каждой школе должен работать координатор, следящий за выполнением трех первых элементов.
Отличительной особенностью системы поддержки в Финляндии является то, что она рассчитана преимущественно на старшеклассников и тех, кто оканчивает образовательное учреждение. Для оказания педагогической поддержки подросткам в школах реализуется проект “Город как школа”, который предназначен для учащихся, имеющих некоторые проблемы в обучении. Они могут учиться непосредственно на рабочих местах, познавая процесс учения в реальной жизни. Данный проект предоставляет разнообразные ресурсы и возможности для обучения, охватывающего шесть направлений в разных сферах бизнеса, управления, социальной и культурной деятельности, процесс занимает половину учебного времени [3. С. 183-184].
В Нидерландах на ряду с детскими домами и приютами для детей и подростков в последнее время появились такие формы социально-педагогической помощи, как помещение ребенка в другую семью, проживающую в том же месте, или дневная помощь. Эти формы социально-педагогической помощи обусловлены тем, что удаление подростка из привычного ему окружения имеет много недостатков. Преимуществом данной программы является то, что одновременно можно работать и с подростком, и с его семьей. Программа дневной помощи рассчитана на подростков (от 12 до 21 года), бросивших учебное заведение и находящихся в сложной жизненной ситуации. Целью данной программы является приобретение подростками положительного жизненного опыта, улучшения представления о себе и окружающем мире. Необходимо отметить, что особенностями данной программы является то, что, во-первых, подросток должен быть согласен участвовать в проекте, и, во-вторых, в процессе реализации данной формы поддержки учение отодвигается на второй план. Помимо вышеупомянутых программ в Нидерландах на сегодняшний день осуществляются такие формы социально-педагогической поддержки, как “Гаагские учебные мастерские” и “Зейзихт”, пансион, созданный по частной инициативе, для работы с подростками, не имеющими жилья [5. С. 150-151].
На западе ребенок воспитывается в “культуре обращенности” за ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1405

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340