Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Формирование глубокого интереса в процессе кружковой и поисково-исследовательской деятельности учащихся по математике - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Формирование глубокого интереса в процессе кружковой и поисково-исследовательской деятельности учащихся по математике


Автор(ы): Громут Ираида Николаевна, учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
1. Организация кружковой работы в школе.
Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями самого предмета, методикой его преподавания.
По отношению к математике всегда имеются различные категории учащихся: проявляющие повышенный интерес к ней; занимающиеся ею по мере необходимости и особого интереса к предмету не проявляющие; ученики, считающие математику скучным, сухим и вообще не любимым предметом.
С целью приближения всех учащихся к первой категории уже в 5 классе организую интересную и внеклассную работу по предмету.
Наиболее доступной и популярной формой работы вне урока является организация деятельности кружка. А для того, чтобы работа кружка по математике для учащихся 5 класса проходила интересно выполняю следующие требования:
  1. Систематичность в работе;
  2. Приобщение учащихся к чтению дополнительной литературы по предмету;
  3. Организация соревнования в процессе кружковых занятий;
  4. Изготовление учащимися различных форм пособий;
  5. Применение разнообразных игровых форм работы, пробуждающих интерес ребят.
Цели работы кружка
  1. Повышение уровня математического мышления;
  2. Углубление теоретических знаний, закрепление практических умений и навыков по предмету;
  3. Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся
  4. Формирование познавательного интереса
  5. Организация досуга учащихся
Игровые формы проведения кружковых занятий
Внеклассная работа по предмету должна быть познавательной, активной и творческой. А.С. Макаренко писал: “Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив, не играющий, не будет настоящим детским коллективом. В детском возрасте игра это норма и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело”.
Многие занятия математического кружка провожу с использованием элементов игры или вообще все занятия в игровой форме. Например: “Найди клад”, “Астрономия на координатной плоскости”, “Математические гонки”, Математический турнир.
Очень любят ребята интеллектуальные игры в виде командных состязаний, которые включают в себя самые разнообразные конкурсы. Их провожу без специальной подготовки и тем интереснее и “острее” они проходят. А чтобы игра прошла успешнее, четко заранее продумываю все этапы организации.
Виды деятельности на занятиях кружка
- Дети решают много задач повышенной сложности, олимпиадные задачи. Эти задачи развивают логическое мышление “тренируют ум”.
Итогом работы по решению задач повышенной сложности является школьная олимпиада, участие в международном конкурсе “Кенгуру – математика для всех” (2007 год, Вильгельм Э. 6 класс 67 баллов, 1 место в школе, 1 место в районе, 159 место в регионе; 93,99%).
– Средний школьный возраст – самый творческий. Ребята любят резать, рисовать клеить. Их руками изготовлено математическое лото “десятичные дроби”, наглядные пособия по теме “симметрия”, изделия из бумаги (оригами). Все поделки хранятся в кабинете до отчета кружка.
- Каждое занятие кружка начинается с устного счета, где ребята учатся новым приемам рационального вычисления. Практика показала, что велика эффективность использования исторических сведений. Это вызывает у учащихся большой интерес. Ребята готовят биографические миниатюры великих математиков, узнают об их вклады в развитие математики. Итогом является викторина “Знаешь ли ты математиков”.
- Ежегодно члены кружка принимают активное участие в конкурсах: “Лучший кроссвордист”, плакатов “Занимательная математика”, в интеллектуальном марафоне. Все эти мероприятия входят в Фестиваль школьных наук.
- Такие страницы как “Стихотворная”, “Занимательная”, “Юмористическая”, “Поэтическая” придают занятию окраску и занимательность.
В конце года члены кружка готовят отчет на который приглашают учителей и родителей.
Отчет проходит в виде праздника. Оформление кабинета: на доске плакат “Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий”. На стене – газета “Юный математик”. На столах – выставки творческих работ учащихся за год по темам: “Симметрия”, “Координатная плоскость”, “Оригами”, а также кроссворды, задачи – схемы.
Под звуки музыки члены кружка открывают праздник, ребята рассказывают в стихотворной форме кратко о том, что они узнали на занятиях в течении года. Звучат авторские стихи, выдержки из сочинений “За что я люблю математику”, “Математика в жизни человека”. Идет демонстрация складывания фигур из бумаги – результат изучения темы “Оригами”, все присутствующие слушают исторические легенды о созвездиях, демонстрируются практические работы по теме “Астрономия на координатной плоскости”.
Вторая часть вечера это КВН между командами “Радиус” и “Фигура”. Очень интересно и увлекательно проходят домашние задания – инсценирование сказки “Истина всегда торжествует, пьеса среднее арифметическое. В заключение праздника – подведение итогов, награждение, и, конечно же, сладкий приз – всеми любимый торт к чаю.
2. Поисково-исследовательская деятельность по математике.
Сотрудничество учителя и учащихся предполагает не только работу кружка, организацию и проведение интеллектуальных игр по развитию познавательных интересов и творческих способностей учащихся, но и индивидуальную и групповую работу.
Уже к 7 классу выявляю, у учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью. Исследовательская работа предполагает индивидуальный темп и способ продвижения, обеспечивая при этом достаточно высокий уровень. Таких детей немного и все они становятся членами школьного научного общества “эврика”.
Цели поиско-исследовательской деятельности:
  1. Выявление и поддержка учащихся склонных к занятию исследовательской деятельностью
  2. Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся
  3. Развитие личности, способной к самоактуализации, самореализации, самоутверждению в постоянно изменяющихся социокультурных условиях.
  4. Формирование и развитие, у учащихся, навыков исследовательской работы.
  5. Развитие компетенций у учащихся, имеющих интерес к исследовательской деятельности.
Работаю с учащимися поэтапно. Самым трудным этапом является выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской деятельностью, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, анализ полученных результатов, рефлексия.
Цель первого этапа – это ориентация ребенка на успех. Соблюдения принципа добровольности выбора области и темы исследования позволяют выйти на индивидуальную траекторию развития ученика. Уровень субъект- субъектных отношений помогает мне уйти от традиционной схемы, в которую ученик и учитель разведены по разные стороны – обучающий и обучаемый, говорящий и слушающий, запоминающий, проверяющий и проверяемый.
Возникают иные связи: “коллега” – “коллега”, “наставник” – “младший товарищ”, основанные на личностном общении педагога и ученика. Самая интересная работа, по словам моих “юных исследователей” – это сбор материала, работа в архивах, библиотеках, общение с людьми, практические опыты.
Уровень сотрудничества учитель-ученик – это одно из условий успеха в поисково-исследовательской работе с учащимися.
Оформление выполненных иссл...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2486

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340