Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Зачем нужна Всеобщая декларация прав человека - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Зачем нужна Всеобщая декларация прав человека


Автор(ы): Матвеева Светлана Геннадьевна, учитель истории и обществознания


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока:
  • Рассмотреть права человека с точки зрения мировоззренческого подхода: как убеждение, систему ценностей, философскую концепцию, с позиции защиты справедливости и человеческого достоинства.
  • Побудить учащихся задуматься о необходимости соблюдения прав человека каждым человеком.
Задачи:
  • Формирование уважения к основным общечеловеческим ценностям, заключенным во Всеобщей декларации прав человека и необходимости строить свою жизнь в соответствии с этими ценностями.
  • Осознание неразрывной связи прав человека и его обязанности.
  • Воспитание чувства ответственности перед другими людьми за свои поступки.
  • Продолжить формирование умений общаться и работать в группах.
Ожидаемые учебные результаты:
  • Знания - называть основные общечеловеческие ценности, заключенные во Всеобщей декларации прав человека, объяснять значение Декларации, необходимость соблюдения прав человека каждым человеком.
  • Умения (навыки) - Интеллектуальные навыки: самостоятельно работать с текстом учебника, статьями Декларации и Конституции РФ, выделять главное, описывать, сравнивать, составлять схему, синквейн. Деятельностные навыки: составление буклета, коммуникативные навыки: работа в группе, презентация макета буклета.
  • Отношения (ценности, ценностные ориентиры, внутренние установки). Задуматься и выразить свое отношение по поводу необходимости строить свою жизнь в соответствии с основным общечеловеческим ценностям, заключенным во Всеобщей декларации прав человека, соблюдения прав другого человека.
Основные термины и понятия: Право человека, свобода человека, обязанности, ответственность, Всеобщая декларация прав человека, ООН, Вторая Мировая война, фашизм, ядерное оружие, терроризм, гуманизм, толерантность, актуальность, пакт, Конституция.
Материалы и оборудование, подготовка к уроку: Столы и стулья в классе расставлены для работы в малых группах по 6-7 человек. Необходимо приготовить заранее разноцветные бейджики для каждого участника с надписями: “Единство”, “Равенство”, “Братство”, “Справедливость” и соответствующие таблички на столы (способ деления учащихся на группы). На каждом столе разложены: упрощенные варианты Всеобщей декларации прав человека, карточки с полным текстом статьи 29 Декларации и статьи 55 главы 2 Конституции РФ, ситуации-иллюстрации к статье 29, словари урока, афоризмы, заготовки для синквейна (опережающее домашние задание), тетради, учебник: Королькова Е.С.Введение в обществознание. Граждановедение: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Е.С. Королькова, Н.Г. Суворова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Изд. дом “Новый учебник”, 2006, карандаши, ручки, листы бумаги для групповой работы, листы ватмана для создания макета буклета, буклет-шаблон, памятка “Буклет”, фломастеры, маркеры, клей, ножницы, видеоносители: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, слайд-фильм урока, созданный на основе программы Power Point из пакета Microsoft Office. (Приложение1)

Ход урока

Эпиграф: “Человек превратился в сверхчеловека... Но сверхчеловек, наделенный сверхчеловеческой силой, еще не поднялся до уровня сверхчеловеческого разума... Наша совесть должна пробудиться от сознания того, что чем больше мы превращаемся в сверхлюдей, тем бесчеловечнее мы становимся”. Альберт Швейцер.
"Быть человеком — это чувствовать свою ответственность". А.Сент-Экзюпери
  1. Мотивация
Цель: сфокусировать внимание на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме.
Есть ли здесь противоречие? Слайд 2,3,4,5.
Декларация — это рекомендация; международный договор, не имеющий обязательной силы. Декларация не закон, она не является юридически обязательным для исполнения документом, не содержит в себе каких либо санкций за нарушения указанных прав и свобод. Это скорее заявление о добрых намерениях человечества, провозглашение “общих достижений всех народов и наций”. Она содержит в себе самые общие нормы и правила, которые как бы предлагают, советуют нам всем соблюдать. Но, тем не менее…
Около 90 национальных конституций, выработанных после 1948 года, содержат в себе формулировки основных прав человека на основе положений Декларации.
В декабре 1993 года была принята Конституция Российской Федерации. Это самый главный, основной закон нашей страны. Во второй статье Конституции говорится: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства”.
На основании декларации построены два обязательных для участников ООН договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
На Декларацию прав человека можно ссылаться при защите своих прав, её положения часто используются в международных судах при рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека.
В1950 году ООН было решено отмечать день принятия Декларации как День прав человека.
В 1993 г. участники всемирной конференции, представлявшие 171 страну, в которых проживает 99% всего населения мира, вновь подтвердили свою приверженность защите прав человека.
С10 декабря 2007 года по 10 декабря 2008 года проходила всемирная кампания по случаю 60-летия Всеобщей Декларации прав человека. Тема кампании: “Человеческое достоинство и справедливость для всех нас”.
Вопрос: Почему документу, не имеющему юридической силы, придают такое огромное значение? Зачем нужна Всеобщая декларация прав человека? Вот над этими и другими вопросами, ребята, мы и задумаемся всерьез сегодня на уроке.
  1. Объявление темы, ожидаемых учебных результатов, хода занятия.
Цель: обеспечить понимание учащимися смысла их деятельности, т.е. того, чего они должны достичь в результате занятия и что от них ожидает преподаватель.
О чем мы с вами будем говорить? Слайд 6
  • Что такое Всеобщая декларация прав человека?
  • Когда была принята Всеобщая декларация прав человека?
  • Почему принципы Декларации сохраняют свою актуальность и в современных условиях?
  • Чем декларация может помочь человечеству?
  • Как сделать так, чтобы Декларация смогла нам всем помочь?
  • Как связаны между собой права и обязанности человека?
  • Нужна ли человечеству Всеобщая декларация обязанностей?
Как мы с вами будем работать? Слайд 7,8,9.
Урок сегодня будет состоять из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части урока мы узнаем, зачем нужна Всеобщая декларация прав человека, а в практической части оформим полученные знания в виде буклета с таким же названием. БУКЛЕТ [фр. bouclette – колечко] — непериодическое издание на одном печатном листе, сложенном параллельными сгибами, так, что его читают или рассматривают, раскрывая как ширму; в виде буклетов выпускаются путеводители, проспекты, рекламные и информационные листки, некоторые детские издания и т. п. Наш буклет будет информационно-просветительский. Его главная задача: привлечь внимание людей к проблеме соблюдения прав человека каждым человеком, заинтересовать ею, заставить задуматься. Составлять сегодня мы будем не сам буклет, а его макет на листе ватмана. Работать мы будем в группах, поэтому к окончанию урока у нас будет сразу четыре макета буклета. Зачем они нужны? Мы должны понять, какую именно информацию нам следует размещать на панелях буклета. На уроке литературы вам расскажут о том, в какой форме можно преподнести материал. Возможно, это будет сказка, притча, короткое эссе, стихотворение. На уроке ИЗО вам объяснят, что такое дизайн и как красиво оформить буклет. И, наконец, на уроке информатики вам помогут создать публикацию и издать ее. И вот тогда только мы все по достоинству сможем оценить вашу работу. Лучшие буклеты будут представлены, на научно-практической конференции лицея, как творческие проекты.
У кого какие вопросы по организации работы? Всем все понятно? Тогда давайте, начнем работать.
  1. Введение в новый материал (предоставление необходимой информации)
Цель: дать учащимся достаточно информации для того, чтобы на ее основе выполнять практическую задачу. Работа в группах с различными источниками информации. Способ изучения нового материала: самостоятельное чтение учениками текста учебника (Королькова, Е. С.Введение в обществознание. Граждановедение: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Е.С. Королькова, Н.Г. Суворова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Изд. дом “Новый учебник”, 2006.§2;17) и Всеобщей декларации прав человека с обязательным выполнением заданий (ответить на вопросы, записать основные положения, составить схему).
  • Что такое Всеобщая декларация прав человека?
  • Когда была принята Всеобщая декларация прав человека? Зачем она нужна?
Следует вспомнить историю создания документа, когда и почему возникло международное сотрудничество в защиту прав человека, и что представляет собой ООН. Почему первым международным актом деятельности ООН в области утверждения всеобщего уважения к правам человека и основным свободам стала Декларация. Необходимо подчеркнуть, что Декларация была протестом против ужасов Второй мировой войны.
Декларация была принята Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. В ней излагается перечень основных прав, которыми обладают люди во всем мире, независимо от их расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. В Декларации провозглашается, что правительства дают обет отстаивать права не только своих собственных граждан, но также и граждан других стран. Впервые в истории человечества были сформулированы и рекомендованы для осуществления во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов (например, разделов конституций о правах граждан).
  • Почему принципы Декларации сохраняют свою актуальность и в современных условиях?
Задание: прочитать в учебнике §17 пункты “Чем XXI век отличается от предыдущих столетий”, “Кто такие соседи” и ответить на вопрос. Ответ: Причины актуализации принципов Декларации в современном мире связаны с угрозами международного терроризма, кризисом норм международного права, с незрелостью гражданского общества во многих странах, проблемами социально-экономического развития.
Что говорят факты? Слайд 10
В одном из номеров газеты “На грани невозможного” журналист С.Анина приводит потрясающие данные, которые позволяют оценить положение практически каждого жителя нашей страны в общей картине мира.
Если бы мы сократили все население планеты до размеров одной деревни, в которой проживает 100 человек, и применили бы к этой деревне все те соотношения, какие характерны для нашей планеты в настоящее время, то получилась бы следующая потрясающая картина:
57 человек в деревне — азиаты, 21 — европейцы, 14 — из западного полушария, 8 — из Африки;
52 человека было бы женского пола, 48 — мужского;
70 по расовой принадлежности — цветные, 30 — представляли бы белую расу;
70 — нехристианской веры, 30 — христиане;
80 проживали бы в условиях, не соответствующих минимальным человеческим нормам;
70 были бы не способны читать;
50 страдали бы от постоянного голода;
1 был бы при смерти;
1 имел бы образование на уровне колледжа и выше;
1 имел бы компьютер.
  • Чем Декларация может помочь?
  • Как сделать так, чтобы Декларация смогла помочь?
Учитель предлагает школьникам прочитать §2 пункт “Чем Декларация может помочь в преодолении войны”, найти в нем ответ на обсуждаемые вопросы, выделить главное, записать в виде плана.
Декларация – это эталон человеческого отношения к человеку. Это, то к чему мы все должны стремиться. Очень важно, чтобы из сердец исчезла ненависть, чтобы люди научились уважать друг друга, чтобы каждый человек жил в окружении добра и справедливости. Однако такое станет возможным, если все люди Земли и правительства всех стран будут стремиться к тому, чтобы правила, записанные в Декларации, стали нормой, важнейшей ценностью в жизни. Причем как на бытовом, межличностном, так и на государственном уровне.
В последние десятилетия государства, идущие по пути демократии, сделали права человека важной частью своих конституций. И в Конституции Российской Федерации вторая глава целиком посвящена правам человека. Но чтобы эти права стали ценностью для каждого жителя планеты, нужно обязательно познакомить с ними всех граждан, начиная со школьников. Ведь люди, которые еще в детстве поняли, как важно ценить достоинство человека, став взрослыми, никогда не возьмут в руки оружие, чтобы решить какую-то спорную проблему. Те же из них, кто станут руководителями страны, будут свято соблюдать права и свободы своих граждан.
Итак, необходимо:
  1. ввести положения Декларации в конституцию, т. е. сделать права человека основным законом страны;
  2. начать знакомить жителей всех стран с правилами, записанными в Декларации;
  3. учить людей договариваться, решать возникающие вопросы путем их обсуждения.
  • Как связаны между собой права и обязанности человека?
Работа с текстом Декларации (статья 29) и Конст...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3521

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340