Главная / Методические материалы / Социальная педагогика
Педагогическое сопровождение развития социальной компетентности подростков в образовательном учреждении
Автор(ы): Кондратова Татьяна Сергеевна, социальный педагог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В современном обществе актуализируются проблема сопровождения учащихся образовательной школы. Интерес к проблеме педагогического сопровождения исторически обусловлен и вызван потребностями образовательной практики в сложившихся исторических условиях. Современная открытая социальная среда оказывает противоречивое влияние на процесс становления личности подрастающего поколения. С одной стороны, социокультурная модернизация вызывает необходимость в новом подходе к проблеме социальной самореализации личности, требуется повышенная активность человека как субъекта общественной жизни, принятие им на себя ответственности за свою деятельность и поведение. С другой стороны, нестабильность современного общества во всех сферах его жизнедеятельности увеличивает естественные трудности взросления подрастающего поколения; ситуация неопределенности приводит к деформации личностного развития, дезадаптации подростков в социуме. В данной ситуации особую актуальность приобретает проблема поиска эффективных путей развития социальной компетентности в подростковом возрасте, обеспечивающих успешную социализацию личности, способной и готовой нести ответственность за личное благополучие и благополучие общества. Ведущая роль в решении данной проблемы принадлежит системе образования. Возможность и необходимость педагогического сопровождения развития социальной компетентности личности объективно обусловлена длительным периодом включенности индивида в функционирование образования как социального института, пребыванием в соответствующих воспитательных организациях. В современном обществе модернизация общеобразовательной школы с помощью компетентностного подхода призвана обеспечить разностороннюю подготовленность личности к вступлению во взрослую жизнь, а не только усвоение учащимися определенной суммы знаний, умений. В личностно-ориентированной парадигме социальная компетентность не может быть инициирована иначе как посредством создания условий для ее развития. В научной литературе выделяются следующие факторы, затрудняющие процесс развития социальной компетентности подростков: - ограничение социальной активности подростка;
- недостаточное включение в разные виды полезной практической деятельности;
- наличие ограничений в сфере реализации усвоенных социальных норм и позитивного социального опыта;
- принудительный характер общения со сверстниками при отсутствии навыков, необходимость адаптироваться к большому числу сверстников, что приводит к эмоциональному напряжению, усилению агрессии;
- жесткая регламентация организации жизни подростков, ограничение личностного выбора, подавление самостоятельности и инициативности, невозможность проявлять саморегуляцию и внутренний самоконтроль;
- скудный выбор образцов для подражания, усвоения социального поведения, что приводит к затруднениям в усвоении и воспроизведении опыта ограничение контактов детей, их изолированность, отстраненность от реальной жизни, формирующие иждивенчество и боязнь внешнего мира [1;2].
Мы придерживаемся определения социальной компетентности как “интегративного личностного образования, объединяющего в систему знания человека об обществе и самом себе, умения, навыки поведения в обществе, а также отношения, проявляемые в личностных качествах человека, его мотивациях, ценностных ориентациях, позволяющих интегрировать внутренние и внешние ресурсы для достижения социально значимых целей и решения проблем” [1, с.40]. В процессе сопровождения в нашей школе уровень развития социальной компетентности констатируется на основе диагностики следующих компонентов: Личностный компонент: социальная ответственность, эмоциональная устойчивость, социабельность, личностная активность, адекватная самооценка, волевой контроль, уверенность в себе, толерантность, мотивация достижения. Деятельностный компонент: Умения: - анализировать ситуации взаимодействия людей;
- правильно оценивать вербальную и невербальную экспрессию во взаимодействии с другими людьми;
- предвидеть последствия деятельности и поведения своего и других;
- логика социального взаимодействия.
Навыки: - конструктивного взаимодействия с окружающими;
- коммуникативного контроля;
- общительности;
- организации продуктивной, социально-ориентированной деятельности.
Когнитивный компонент: - знания о сущности, структуре, функциях социальной компетентности, девиантного поведения, о сущности здорового образа жизни;
- знания о качествах личности, позволяющих успешно социализироваться в обществе, наличие и уровень развития их у себя;
- знания о способах взаимодействия людей в обществе.
Нравственно-ценностный компонент: - наличие жизненных ориентаций и целей;
- принятие здорового образа жизни, осознание опасности употребления наркотических средств.
Изучение составляющих социальной компетентности подростков (эксперимент 2006-2008 г.г.) выявило: - недостаточный уровень развития личностного компонента у 37% подростков;
- деятельностный компонент не достаточно сформирован у 44,6%;
- недостаточный уровень развития когнитивного компонента у 35,7%;
- нравственно-ценностный компонент не достаточно сформирован у 42,4%.
Данные результаты свидетельствуют о необходимости организации деятельности по развитию социальной компетентности подростков в образовательном учреждении, направленную на развитие всех ее компонентов. Одним из условий эффективности развития социальной компетентности как средства профилактики девиантного поведения подростков мы считаем, использование в образовательной школе технологии педагогического сопровождения. Педагогическое сопровождение развития социальной компетентности подростков – это профессиональное взаимодействие педагогических работников и других специалистов, направленное на совместное с учащимся, повышение личностных ресурсов, включающих знания, умения, навыки, необходимые для социальной деятельности, личностные качества, ценностно-мировоззренческие установки, позволяющие адекватно выполнять нормы и правила жизнедеятельности в обществе, способствующие самореализации и саморазвитию личности. Основная задача педагогического сопровождения развития социальной компетентности подростков – предоставление возможности получения опыта социального взаимодействия при сопровождении профессионалов. Сопровождение в педагогике понимают как деятельность, обеспечивающую создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора (Е.И., Казакова, А.П. Тряпицына). Любая программа сопровождения в педагогике представляет собой технологию разрешения проблем развития. Процесс педагогического сопровождения представлен в виде следующих этапов: проведение диагностики сути проблемы; информационный поиск методов, служб и специалистов, которые могут помочь решить проблему; обсуждение вариантов решения проблемы и выбор наиболее целесообразного пути решения; оказание сопровождаемым первичной помощи на начальных этапах реализации плана (М.Е. Битянова, Е.И. Казакова, М.М. Семаго и др.) В нашей школе педагогическое сопровождение развития социальной компетентности в образовательной среде основано на концепции “развивающего образования” (В.П. Лебедева, В.А. Орлов, В.И. Панов, 1996). Развитие здесь – активный созидательный процесс, который ребенок осуществляет в сотрудничестве с взрослыми [3]. Педагогическое сопровождение развития социальной компетентности подростков общеобразовательной школы ориентированно на личностно- деятельностный и диалогический подходы. Личностно-деятельностный подход, по сути, характеризуется необходимостью приобретения самой личностью знания в социальном контексте. Социальная компетентность предполагает усвоение знания, основанного на опыте социального взаимодействия. Реализация данного подхода при сопровождении развития социальной компетентности подростка предполагает: - культивирование специалистами системы сопровождения собственной позиции ребенка в различных ситуациях социального взаимодействия;
- постановка ребенка в ситуации выбора;
- обращение педагогов к личностным смыслам подростков в социальной деятельности;
- активное использование групповой работы, организованной в соответствии с правилами социального взаимодействия;
- ориентация на задачи возрастного развития личности подростка в процессе сопровождения.
Основой диалогического подхода является смещение авторитарного и манипулятивного воздействий в сторону диалогического, стимулирующего собственную позицию учащегося. Диалогическое взаимодействие определяется отношением равноправия субъектов и взаимное личностное признание. Диалогическое взаимодействие является признаком социально-компетентного поведения, и в то же время является условием его формирования путем включения подростка в диалог. Педагогическое сопровождение развития социальной компетентности подростков как средства профилактики девиантного поведения в общеобразовательном учреждении выполняет ряд функций: информационную (информирование участников образовательного процесса по вопросам сущности социальной компетентности, ее компонентах, факторах и условиях формирования); диагностическую (выявление исходного уровня развития социальной компетентности подростков на основе диагностики показателей развития социальной компетентности с целью его повышения и коррекции, повторная его диагностика с целью фиксации изменений); личностно-развивающую (развитие основных компонентов социальной компетентности, повышение личностных ресурсов, социальной ответственности, активности с использованием различных методов, форм); социально-обучающую (обучение основам социально-компетентного поведения, навыкам конструктивного социального взаимодействия личности с окружающей действительностью). Основа педагогического сопровождения развития социальной компетентности подростков – создание развивающей среды образовательного учреждения. Это предполагает: создание такого взаимодействия участников сопровождения, где каждый будет иметь возможность обсуждать свои мысли, проблемы, возможности, личностные особенности в атмосфере уважительности, открытости, честности и поддержки; их интересы, мнения и решения уважаются, но обсуждаются с точки зрения профессионалов; возможность опро...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2490
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|