Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Элективный курс Самоактуализация личности старших школьников в современном обществе - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Элективный курс Самоактуализация личности старших школьников в современном обществе


Автор(ы): Кадочигова Алла Рафаиловна, учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Основное содержание курса. Организационно-методические данные дисциплины.
3. Тематический план изучения дисциплины.
4. Содержание программы дисциплины.
5. Перечень и содержание контрольных заданий (текущая аттестация).
6. Вопросы контроля качества усвоения дисциплины (итоговая аттестация).
7. Рекомендуемая литература.
8. Приложения
Пояснительная записка
Цель преподавания дисциплины: обучающиеся 11-го класса повышают степень стремления к самоактуализации; строят жизненные планы в соответствии с осознаваемыми потребностями; анализируют свои психические свойства, процессы, состояния и на основе этого строят свою деятельность и общение.
Достигнуть данной цели можно, если в процессе изучения курса совместно будут решаться следующие задачи изучения дисциплины:
Обучающиеся должны:
Иметь представление о: содержании различных авторских точек зрения на процесс самоактуализации.
Знать: понятия "самоактуализация", "самоменеджмент", "креативность", "уверенность в себе" и т.д.; структуры личности, уверенности в себе; Уметь: анализировать литературу, рефлексировать, принимать участие в дискуссии, приводить примеры на основе анализа собственной личности и личностей окружающих людей.
Иметь опыт: коллективной работы, работы в группах с целью совершенствования собственной личности и других личностей; самостоятельной проработки авторской литературы; выделения тезисов из прочитанных статей; тренинговой деятельности.
Предполагается, что старшеклассники уже владеют основным теоретическим материалом общей, возрастной и педагогической психологии.
Курс направлен на повышение стремления к самоактуализации, на развитие уверенности в себе, рефлексии, стереоскопического психологического видения.
Сначала раскрывается понятие "самоактуализация" в психологических концепциях, дается характеристика самоактуализирующихся людей; проводится тестирование с целью выявления уровня стремления к самоактуализации у обучающихся.
На основе данных исследования связи самоактуализации и личностных черт, говорящих о том, что самоактуализации личности способствует наличие таких личностных черт, как: собранность, высокое чувство порядка, нефрустрируемость, социальная смелость, предприимчивость, общительность, отзывчивость, уверенность в себе, введены темы, посвященные самоменеджменту и уверенности личности в себе, которые подкрепляются тренинговыми занятиями.
Проводится тренинговое занятие, посвященное развитию таких качеств, присущих самоактуализирующимся личностям, как гибкость, более эффективное восприятие реальности и чувство юмора.
Завершают курс занятия, посвященные проблеме креативности.
Формы организации обучения представлены фронтальной, групповой и индивидуальной. Основные теоретические положения раскрываются в лекционной форме. Практические (тестирование) и тренинговые занятия направлены на применение полученных теоретических знаний для анализа своей личности с целью повышения уровня стремления к самоактуализации. После изучения курса обучающиеся сдают зачёт.
Основными принципами отбора содержания являются следующие:
  • принцип научности;
  • принцип практикоориентированности;
  • принцип целостности (предполагает обеспечение единства отдельных частей курса, преемственности его идей, взаимосвязи основных понятий);
  • принцип дополнительности (предполагает взаимодействие различных форм педагогического знания).
Основное содержание курса
1. Организационно-методические данные дисциплины:
Работа Общая трудоёмкость
Классная: Лекции
Семинары
Практические занятия
Итого:

6
2
12
20
Внеклассная:Рефераты
Самоподготовка
Другие виды внеклассной работы
Итоговый контроль (зачет)
Общая трудоёмкость дисциплины:

8
48

4
16
2. Тематический план изучения дисциплины:
Наименование разделов темы; перечень лабораторных работ, курсовых проектов, другие виды занятий; Всего Количество часов
Классная работа Внеклассная работа
Лек. Сем. Прак. Виды внеклассной работы
1 Проблема самоактуализации в психологических теориях личности. 4 2 2 Проработка лекционного материала. Выполнение задания "Анализ "пик-переживания"". Анализ одной из предложенных статей.
2 Самоменеджмент. 2 2 Проработка лекционного материала. Написание синквейна по данной теме.
3 Тренинг "Жизненные цели" 4 4
4 Психологические особенности уверенной в себе личности. 2 2 Проработка лекционного материала. Выполнение задания "Уверенная в себе личность".
5 Тренинг уверенности в себе. 4 4
6 Элементы реориентационного тренинга 2 2
7 Творческая личность. 2 2 Самостоятельная проработка материала
3. Содержание программы дисциплины ПРИЛОЖЕНИЕ:
Лекционные занятия
1. Проблема самоактуализации в психологических теориях личности.
Понятие актуализации (К. Роджерс). Иерархия потребностей (А.Маслоу). Понятие самоактуализации как уровень развития, мотив, процесс развития, как кратких эпизодов в жизни человека; теория метамотивации и ценностей бытия (А.Маслоу). Исследование самоактуализирующихся личностей, их сущностные характеристики (А.Маслоу).
2. Самоменеджмент.
Понятие "самоменеджмент". Функции самоменеджмента. Техника самоменеджмента. Важнейшие правила и принципы самоменеджмента.
3. Психологические особенности уверенной в себе личности.
Основы неуверенности в себе (А.Сальтер, Д.Вольпе, Р.Зигмунд). Понятие и компоненты уверенности в себе. "Поведенческая" основа уверенности в себе. (А.Лазурус). Уверенность в себе и агрессивность. Сравнительная характеристика уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Причины возникновения неуверенности в себе: теории "обучения на моделях" (А.Бандура), "выученной беспомощности" (М.Селигман). Диагностика и коррекция неуверенности в себе.
Глоссарий курса: гениальность, личность, метамотивация, мотив, мотивация, потребность, базовые потребности, мышление, одаренность, общение, развитие, рефлексия, самоактуализация, самоменеджмент, смысл жизни, способность, талант, творчество, уверенность в себе, цель.
Практические занятия
1. Проблема самоактуализации в психологических теориях личности.
Понятие самоактуализации. Диагностика уровня стремления к самоактуализации.
2. Тренинг "Жизненные цели".
Цели:
- cтаршеклассники знают понятия цели, смысла жизни;
- cтаршеклассники осознают свои жизненные цели, упорядочивают их.
Упражнения: "Смысл жизни", "Радуга", "Волшебная лавка", "Ожидания",
"Превращаем проблемы в цели".
3. Элементы реориентационного тренинга.
Цели:
- cтаршеклассники способны видеть одновременно множество путей решения объяснения проблемы и ее решения;
- обучающиеся способны быстро переключаться с одной реакции на другую, умеют переходить с одного языка мышления и общения на другой.
Упражнения: "Пум-пум-пум", "Перефразирование стихов", "Юмор классиков".
4. Тренинг уверенности в себе.
- старшеклассники знают понятие уверенности. Источники уверенности неуверенности. Права личности на уверенность;
- обучающиеся повышают свой уровень уверенности.
Упражнения "Воспитание самоуважения", "Избавление от багажа",
"Идеальная роль", "Использование "ключей".
Планы семинарских занятий
Тема: Творческая личность.
Цель: Обучающиеся 11-го класса знают понятия "творчество", "творческие способности", "творческое мышление"; анализируют и интерпретируют теоретический материал, приводят примеры.
Старшеклассники убеждены в необходимости развития творческих способностей.
Вопросы для обсуждения:
1. Предрасположенность к творчеству. Способность. Одарённость. Талантливость. Гениальность.
2. Творческие способности. Творческое мышление. Этапы творческого мышления.
Практические вопросы и задания:
1. Какие существуют методы и способы развития творческих способностей?
2. Подберите упражнения, направленные на развитие творческих способностей, творческого мышления.
Литература:
1) Айян Д. Эврика!: 10 способов освободить ваш творческий гений. Спб, 1997.
2) Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
3) Баррет С. Тайны мозга. Питер, 1997.
4) Дружинин Д. Е. Психология общих способностей. М., 1998.
5) Немов Р.С.Практическая психология. М., 2001.
Творческие задания
Рефераты (примерная тематика):
1. Психология творческого мышления.
2. Сознавание и искусство жить в настоящем.
3. Ваши межличностные отношения в ваших руках.
4. Жизненная стратегия личности.
5. Человек-организатор своего времени.
6. Психология уверенной в себе личности.
Вопросы для самостоятельного изучения дисциплины
1. Предрасположенность к творчеству. Способность. Одарённость. Талантливость. Гениальность.
2. Творческие способности. Творческое мышление. Этапы творческого мышления.
3. Психология уверенного поведения личности.
4. Манипулятивное общение и личность манипулятора.
5. Транзактный анализ Э.Берна.
6. Гештальт-терапевтический подход Ф.Перлза.
Методические указания к изучению дисциплины
Активное участие в тренингах, обязательное условие для всех, в целях эффективного влияния данного вида работы на личность. Особая заинтересованность и активная работа требуется от тех обучающихся, у которых были выявлены низкие показатели в ходе предшествующего тренингу тестирования.
Тренинг, как особая форма занятия требует соблюдения конфиденциальности и проявления искренности.
При самостоятельном изучении литературы необходимо опираться на информацию, полученную на лекциях, отталкиваться от них при поиске нужных книг, а прочитанное в одном источнике сопоставлять с информацией из других источников, дополнять и уточнять полученные знания, которые, в свою очередь, сверять с жизненными фактами реальными психическими явлениями, наблюдаемыми у себя и других людей.
Во...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1876

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340