Главная / Методические материалы / Преподавание истории
Гуситское движение в Чехии
Автор(ы): Саломатина Татьяна Сергеевна, учитель истории и обществознания
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - познакомить учащихся с деятельностью чешских патриотов Яна Гуса и Яна Жижки;
- раскрыть идеологические основы религиозных и общественных взглядов Яна Гуса;
- показать причины победы таборитов в ходе гуситских войн;
- раскрыть причины, цели, итоги и значение гуситского движения;
- совершенствовать навыки работы учащихся с текстом учебника, исторических документов, алгоритмами, картой, тестами;
- развивать умения анализировать текст, выделять главное
- на примере чешских героев воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине;
- показать величие гражданского мужества Я. Гуса, готового пойти на смерть ради правды, своих взглядов.
Оборудование: - карта “Европа в XIV – XVI вв”
- мультимедийная установка с презентацией;
- тесты для повторения домашнего задания (Приложение 1);
- индивидуальные (Приложение 2) и групповые (Приложение 3) задания для учащихся;
- сообщение ученика о Яне Жижке;
- учебник - Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков. М., Просвещение, 2005.
Основные понятия: - гуситы;
- табориты,
- умеренные (чашники),
- церковный собор,
- сейм
ХОД УРОКА I. Оргмомент. II.Проверка домашнего задания в форме тестов (Приложение 1) III.Изучение нового материала: ПЛАН. - Чехия в XIV веке.
- Жизнь и смерть Яна Гуса.
- Начало вооруженной борьбы. Гуситы.
- Крестовые походы против гуситов.
- Народное войско. Ян Жижка.
- Конец гуситских войн. Значение. Итоги.
Эпиграф: “Верный христианин ищет правду, слушает правду, изучает правду, говорит правду, защищает правду до смерти” (Ян Гус) 1. Чехия в XIV веке (Слайд 1). К концу Средневековья в Чехии возникло определенное представление о месте своей страны в том огромном мире, в котором после ВГО оказался средневековый человек Европы. Согласно этому представлению центром планеты является, конечно же, Европа, центром Европы – Германская империя, центром империи – Чехия, а центром Чехии – ее столица Прага. Была создана специальная географическая карта, изображавшая Европу в виде знатной женщины, голова которой образовывала Пиренейский полуостров, длинная юбка доходила до Уральских гор, правая рука была Италией, а сердце Дамы Европы представляла собой Чехия. Так что Чехия в представлении самих ее жителей становится центром мира. Недаром, наверное, чехи сами называли свою страну “Богемия”, т.е. избранная богом, а себя – “богемцами”. Что дало жителям этой маленькой страны право так думать о ней? Учебник 4 абзаца С.195 Прочитать и ответить на поставленную проблему. Деятельность Карла IV (слайд 2) Он соединил западноевропейскую династию Люксембургов и местную Пржемысловцев, и в своей политике император и король стремился осуществить внутреннее объединение Империи и Чехии, причем именно Чехия как его наследственное владение становилось “благороднейшей частью” Империи. Поэтому маленькая Чехия не растворялась в огромной империи, а становилась ее центром. Карл IV остался в памяти народа как самый великий чешский государь – “Отец Отечества”. Это был человек с незаурядными способностями: талантливый писатель; самый богатый коллекционер своего времени (собирал церковные реликвии и мощи святых, остатки предметов, связанных с жизнью Христа); основатель первого Университета в Центральной и Восточной Европе (Прага, 1348 г.) покровитель искусства; в то же время, глубокорелигиозный человек. Чехия превратилась в центр архитектуры и изобразительного искусства, равного которому не было во всей Священной Римской империи, приглашались мастера из Франции, Италии, Германии. Экскурсия по Праге: Карлов мост через р. Влтаву (Слайд 3); Замок Карлштейн ( 1348) (Слайд 4) Собор Святого Вита (1344 – 1929) (Слайд 5) Прага сегодня (Слайд 6) Но был ли счастлив чешский народ в своей стране? Учебник, с.196. (Ученики читают, отвечают на вопрос) Доп. В социально- экономической жизни Чехии наступил период материал стабилизации. Закончилось освоение земель местными и пришедшими из Германии крестьянами. В городах, вначале населенными немцами, появляется значительный слой чешского населения, который начинается бороться за свои права. Церковь в Чехии находилась в руках немецкого духовенства. Поведение высшего духовенства вызывало искреннее негодование и возмущение народа. Церковь учила нестяжанию, а алчность духовенства вошла в пословицу. Молва гласила: “Если бы Христос пришел бы в Рим, с ним бы не стал разговаривать без взятки”. В народе говорили, что в Риме продают должности, как свиней на рынке, что папа больше всего любит золотое лекарство – деньги. Церковь была самым крупным феодалом средневековья. В Чехии ей принадлежало до ? земли. Один пражский епископ владел 900 селениями и 14 городами. Высшее духовенство, чуждое чешскому народу по языку и обычаям, угнетавшее его поборами и повинностями, были ненавистны народу. Мелкие дворяне – число увеличивалось за счет раздробления владений – обнищание, попадали в зависимость к крупным дворянам – панам. Основное занятие – война, служба как наемников. В самой Чехии враждебно настроены к панам и церкви, королевской власти. Горожане – стремились участвовать в городском самоуправлении, оттеснить немцев на задний план. Также критиковали дорогие церковные обряды. Крестьяне. Кроме феодальных повинностей платили королевский налог и несли повинности в пользу государства. К нач 15 в. главной повинностью стал денежный оброк, но увеличивалась и барщина. Крестьяне не были лично свободными и целиком зависели от пана. - Какие настроения были у чешского народа?
- Кто был недоволен своим положением? Почему? (Слайды 7, 8, 9, 10)
- Жизнь и смерть Яна Гуса.
(Слайд 11). В начале 15 в. небольшая церковь на одной из улиц Праги привлекала многих людей. Сюда приходили горожане, крестьяне и рыцари послушать пламенные речи профессора Пражского университета Яна Гуса (Слайд 12). Давайте и мы послушаем, о чем говорит он. - “отними у собак кость – они перестанут грызться; отними имущество у церкви – не найдешь для нее попа”.
- “Чехи в королевстве Чешском по закону… и по требованию природы должны быть первыми в должностях, так же как французы во Франции и немцы в своих землях”
- “ Кто были бургомистры и ратманы (члены городских советов) во всех королевствах Богемии (Чехии)?"
- Немцы. - Где произносились проповеди для всех немцев? - В соборах. - А для чехов? - На церковных погостах и домах” - “Духовенство не учит, а портит народ своим …богатством. Так надо отнять у него богатство! Преемники Христа должны быть бедными, как апостолы. А они наоборот только то том и думают, как бы еще увеличить свои богатства, для чего рассылают продавцов индульгенций и хищных монахов, которые устраивают никому неизвестные празднества, выдумывают чудеса и грабят бедный народ” - Почему священники причащаются хлебом и вином, как телом и кровью Христа, а простые люди только хлебом? Разве не все одинаковы перед Богом?” - “Даже последний грошик, который прячет бедная старушка, и тот умеет вытянуть недостойный священнослужитель. Как не казать после этого, что он хитрее и злее вора?” К чему призывал Ян Гус? Кто этот человек? Рассказ о Яне Гусе по плану: - Рождение в 1371 г. в местечке Гусенец – Ян из Гусеница.
- Учеба в университете - ректор Пражского университета – первый среди чехов.
...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2014.02.17 | Просмотров: 1714
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|