Главная / Методические материалы / Внеклассная работа
Образовательная программа дополнительного образования детей Художественное чтение
Автор(ы): Черняковская Нина Андреевна, педагог дополнительного образования
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка Искусство художественного чтения – творческое воплощение литературного произведения в звучащем слове. Привлечение школьников к многообразной деятельности, обусловленной спецификой художественного чтения, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей. Влияние любого вида искусства, в т. ч. и такого как художественное чтение, на личность ребенка неоспоримо. Формирование нравственных начал происходит через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это в свою очередь способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию. Все это и делает программу актуальной на сегодняшний день. Цели программы – развитие творческих, духовно- нравственных, интеллектуальных качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру искусства. Задачи программы - развитие творческого мышления, развитие художественно-творческих способностей учащихся; развитие навыков общения, создание условий, позволяющих детям найти свое место в творчестве, воспитание любви и интереса к культуре Отечества и мировой культуре, воспитание эстетической культуры учащихся. Вся организация работы в детском объединении должна помощь школьникам осознать, что занятия искусством – это не только удовольствие, но и труд, труд творческий, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения. Одновременно надо воспитывать у юных артистов стремление к творческой отдаче полученных знаний, общественную активность. Данная программа является модифицированной. Она составлена на основе следующих источников: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. М. Просвещение, 1981; Программы общеобразовательных учреждений. Театр I-XI классы. М. Просвещение, 1995. Отличие данной программы от типовых состоит в изменении структуры подачи материала, более глубокого изучения основ актерского мастерства и изменение режима временных параметров осуществления деятельности. Возраст участников 12-15 лет, срок реализации 3 года. Хотя программа разделена на отдельные тематические разделы, но в связи со спецификой занятий в детском объединении границы их несколько сглаживаются: на одном занятии могут изучаться темы из разных разделов. Руководитель строит свою работу таким образом, чтобы не нарушать целостность педагогического и творческого процессов, учитывая репетиционно-постановочные цели, воспитательные задачи и конкретные перспективы коллектива. Теоретические сведения по всем разделам программы даются непосредственно по ходу занятий. В детское объединении принимаются все желающие. Число участников каждой группы 9-10 человек. Группы занимаются по три академических часа, три раза в неделю. Занятия могут проводится со всем составом, с подгруппой и индивидуально. Всего на год отводится 324 часа. Сюда включается и время, затрачиваемое на экскурсии, коллективное посещение театра. Ход занятий предусматривает чередование различных обучающих приемов: беседы, упражнения, игры-этюды, прослушивание звукозаписей, просмотр видео материалов. Ожидаемый конечный результат – участники детского объединения чувствуют себя расковано, свободно. Грамотно применяют знания основ техники речи, этапов работы чтеца над произведением. Умеют анализировать произведения, владеют основами актерского мастерства, элементами актерской выразительности, ориентируются в этических вопросах, стремятся к знаниям и красоте, умеют ценить труд в коллективе. Главным критерием в оценке деятельности участника детского объединения художественного чтения является его творческое проявление в процессе воплощения на сцене конкретного задания: исполнение литературного произведения, участие в литературно-поэтической композиции, или выступление в качестве ведущего концертной программы. Своеобразной формой контроля является участие в различных конкурсах. Высшая оценка для участника – получение призового места. Программа. Учебно-тематический план 1-го года обучения Наименование темы | Количество часов | Всего | В том числе | Теория | Практика | 1. Введение в специальность2. Основы актерского мастерства 3. Основы техники речи 4. Основы художественного чтения Итого: | 3672 108 108 324 | 189 18 15 60 | 1863 90 87 264 | 1. Введение в специальность Теория. 1. Художественное чтение как самостоятельный жанр сценического и театрального искусства. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр – искусство коллективное, спектакль – результат творческого труда многих людей различных профессий. Место театра в жизни общества. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл); театр кукол; радио- и телетеатр. Уважение к труду работников театра, культура поведения в театре 2. Страницы истории театра. Театр Древней Греции. Народные истоки театрального искусства на Руси (обряды, игры, празднества). Скоморохи – первые профессиональные актеры, их популярность в народе. Кукольный скомороший театр о Петрушке. 3. Страницы истории художественного чтения на Руси. Повествователи. Драматизаторы. Первые исполнители в жанре художественного чтения. А. Я. Закушняк, П. П. Гайдебуров Практика. 1. Экскурсия в Дом культуры. Сцена, одежда сцены. 2. Просмотр кукольного спектакля в театре “Кулиска”, просмотр спектакля-сказки в ДК “Дорожник”, просмотр спектакля в ДК “Октябрь” 3. Викторина “Путешествие по театру” Театральный словарь: Актер. Амфитеатр. Антракт. Арлекин. Афиша. Бельэтаж. Бенуар. Билет театральный. Бутафория. Декорация. Диалог. Задник (горизонт). Занавес театральный. Кулиса. Ложа. Марионетка. Монолог. Партер. Премьера. Падуга. Портал. Программка. Репетиция. Рецензия. Роль. Скоморохи. Сцена. Зеркало сцены. Планшет сцены. Театр и зритель. Театр Петрушки. Хронометраж. Фантазия. Фойе. 2. Основы актерского мастерства Теория. Значение поведения в актерском искусстве. Сценическое внимание. Виды внимания. Органы внимания. Объекты внимания. Управление вниманием. Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. Бессловесные элементы действия. Актёрское взаимодействие. Практика. 1. Простейшие упражнения и игры, помогающие сосредоточить и организовать активное, заинтересованное отношение к объектам внимания. 2. Игры и упражнения, показывающие необходимость подлинности и целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах. 3. Упражнения на практическое знакомство с действием в условиях вымысла, т. е. в предлагаемых обстоятельствах: а) действия с реальными предметами в вымышленных обстоятельствах; б) действия с воображаемыми предметами. Упражнения и этюды проводятся с включением элемента игры Пример: шарады. в) упражнение на развитие образных представлений. г) упражнения и этюды, развивающие способность отвечать на изменения условий вымысла. 4. Практическое знакомство с элементами общения, взаимодействия. Сюжетные игры, прививающие детям хорошие манеры, нормы поведения; “Приветствие”, “Знакомство”, “Парад хороших манер”. 3. Основы техники речи Теория. 1. Введение. Рождение звука. Краткие сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата. Отделы речевого аппарата. Система дыхания. Гигиена речевого аппарата. Дыхание и голос. Дыхание и звук. 2. Дикция. Артикуляционная гимнастика и ее значение. Гласные звуки. Согласные звуки. Классификация согласных. 3. Орфоэпия. Литературная норма произношения. Роль ударения в орфоэпии. Практика. 1. Упражнения на выработку умения управлять выдохом. Упражнения для тренировки мышц участвующих в дыхании. 2. Упражнения артикуляционной гимнастики. Комплекс упражнений по дикции. Отработка произношений гласных звуков, согласных звуков. Упражнение на сочетание тренируемого звука с гласными. Упражнения с текстами скороговорок, чистоговорок. 3. Работа со словарем. Проверка ударения. Произношение звукосочетаний в словах. 4. Творческая игра “Калейдоскоп талантов”. 4. Основы художественного чтения Теория. Вводная беседа. Живое слово и его значение. Идейно-тематический анализ произведения. Многообразие форм выступления. Логика речи. Практика. 1. Идейно-тематический разбор произведения. Основные сведения об авторе произведения. Основная мысль произведения; художественные образы; последовательность развития сюжета; определение характеров взаимоотношений, мотивов поведения и намерений героев; представление в воображении описываемых автором картин природы, людей, окружающей их обстановки, фактов и событий; определение к ним своего отношения и их оценка; определение исполнительской задачи (сверхзадачи, обусловленной основной мыслью (идеей) произведения) 2. Логика речи. Выполнение исполнительских задач 3. Многообразие форм выступления. Прослушивание и просмотр записей выступлений профессиональных артистов. 4. Конферанс. Значение конферанса в концерте. Принципы композиционного построения концерта. Работа с ведущими концертов. Работа над произведениями. Конкурс исполнителей стихов и сказок. Подготовка к участию в городском конкурсе художественной декламации. Учебно-тематический план 2-го года обучения Наименование темы | Количество часов | Всего | В том числе | Теория | Практика | 1. Введение в специальность2. Основы актерского мастерства 3. Основы техники речи 4. Основы художественного чтения Итого: | 3672 90 126 324 | 1512 18 18 63 | 2160 72 108 261 | 1. Введение в специальность Теория. 1. Общественное назначение художественного чтения как самостоятельного жанра сценического искусства. 2. Знакомство с общими структурными элементами сценического произведения (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Конфликт – движущая сила драматического произведения. 3. Опера, балет, оперетта, мюзикл. Общее и специфическое в каждом жанре. Основные компоненты спектакля и их выразительное значение (декорации, костюм, свет и др. ). Особенности творческого труда актера, режиссера, художника театра, композитора. 4. Страницы истории художественного чтения. Театр воображения. Д. Н. Журавлев. Практика. 1. Экскурсия в КСЦ “Газодобытчик”. Механизмы сцены. Просмотр спектакля в театре “Кулиска”, просмотр спектакля в театре танца, просмотр спектаклей профессиональных театров. Просмотр конкурса спортивного бального танца “Уренгойский вальс” 2. Участие в городской “Театральной неделе” для школьников. Театральный словарь: Авансцена. Анонс. Бутафория. Декорация. Драматург. Жест. Импровизация. Комедия. Конфликт. Маска. Мизансцена. Музыка в театре. Пантомима. Перевоплощение. Пластичность. Режиссер. Реквизит. Ремарка. Сценография. Сценическое действие. Сюжет. Текст. Трагедия. Художник в театре. 2. Основы актерского мастерства. Теория. 1. Бессловесные элементы действия (повторение). Целенаправленность, целесообразность, логика и последовательность, подлинность – важнейшие признаки сценического действия. 2. Законы зрительского восприятия. Мизансценирование. Ракурс. Геометрия. 3. Наблюдательность, умение сосредоточить внимание на конкретном объекте. Связь словесных действий с бессловесными элементами действия. Практика. Освоение принципов сценического поведения. Повторение материала первого года обучения. 1. Упражнения, игры, помогающие развитию отмеченных качеств и умений (см. примеры в соответствующем разделе программы первого года обучения). 2. Сценическое действие в предлагаемых обстоятельствах. 3. Этюды на умение оправдывать свое поведение. Особенности сценического воображения. Этюды на изменение характера действия в связи с изменением предлагаемых обстоятельств. Этюды на изменение ритма действия в зависимости от изменения обстоятельств. 3. Основы техники речи. Теория. 1. Дыхание. Голос. Дикция. Междометия, виды междометий, их функции. Знаки препинания. Понятие “диапазон”, “регистр”, “тональное выражение знаков препинания”. 2. Законы интонации в речевом общении. Простые и сложные предложения. Темп речи. Ритм речи. Логика речи. 3. Орфоэпия. Виды словарей. Практика. 1. Упражнения на расширение диапазона дыхания. 2. Выполнение тренировочных упражнений на интонирование междометий, на плавность и медленность, слитность речи. 3. Образовательная работа со словарем. 4. Основы художественного чтения Теория. 1. Стихотворное произведение и осо...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2547
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|