Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Неделя математики во 2-м классе
Автор(ы): Василовская Анна Ильинична, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
1 день. В мире цифр и чисел. 1) Рассказ Как люди научились считать? 2) Цифры и числа в стихах и загадках. 3) Пословицы и поговорки с числами. 4) Интересные факты в числах. 2 день. Решаем примеры с увлечением. 1) Примеры с дырками. 2) Магические квадраты. 3) Примеры с зашифрованным словом. 3 день. В мире математических задач. 1) Задачи в стихах. 2) Задачи со сказочным сюжетом. 3) Познавательные задачи. 4 день. Олимпиада. 5 день. Шуточные вопросы, задачи. Подведение итогов. Как люди научились считать? Многие тысячи лет назад наши далекие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивали себе пищу. Питались они листьями, плодами и корнями различных растений, иногда ловили рыбу, собирали ракушки или убивали зверей и птиц. Одевались они в шкуры убитых зверей. Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Они отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться простейшими орудиями труда - палкой, камнем или камнем, привязанным к палке. Позже люди научились пользоваться огнем. Огонь сыграл большую роль в улучшении условий жизни людей. Первые люди, так же как современные маленькие дети, не знали счета. Но теперь и детей учат считать родители, старшие братья и товарищи. А первобытным людям не у кого было учиться счету. Их учителем была сама жизнь. Поэтому и обучение шло медленно. Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела жизнь, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков он выделял отдельного зверя - вожака стаи, из стада оленей - одного оленя, из выводка плавающих уток - одну птицу, из колоса с зернами - одно зерно. Так у древних людей постепенно складывалось представление об одном волке, олене, одной утке, одном зерне. Они научились выделять один предмет из множества других и говорили: один и много. Частые наблюдения множеств, состоящих из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе два. Наш далекий предок, рассказывая, что видел две утки, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил просто: много. Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, затем четыре, пять, шесть и т.д. Учиться считать требовала жизнь. Добывая пищу, людям приходилось охотиться на крупных зверей: лося, медведя, зубра и пр. Охотились наши предки большими группами, иногда всем племенем. Чтобы охота была удачной, нужно было уметь окружить зверя. Распоряжаясь охотой, старший должен был двух охотников поставить за берлогой медведя, четырех с рогатинами поставить против берлоги, трех - с одной стороны и еще трех - с другой стороны берлоги. Этот охотник должен был считать, а если он не знал, как назвать число, то показывал на пальцах. Так пальцы помогали в охоте. Особенно большая потребность в умении считать появилась у людей тогда, когда им приходилось менять предметы своего труда на другие. Желая, например, обменять сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и требовал, чтобы против каждого его пальца лежала шкурка. Так наши предки, используя части своего тела - руки, глаза и главным образом пальцы, учились считать. Еще совсем недавно некоторые племена при счете использовали свои пальцы рук и ног. При этом у них имелись специальные названия чисел только для одного или двух, числа же, больше двух, они называли с помощью сложения: три - это два и один, четыре - два и два, пять - два, два и один и т.д. Названия чисел у многих народов указывают на их происхождение. Так, у индийцев два - глаза, а у тибетцев - крылья, у других народов один - луна, пять - рука и т.д. Развитие счета у древних людей вызывалось требованиями жизни в борьбе за существование и шло на протяжении многих тысячелетий. Цифры - условные значки для обозначения чисел. Они появились сравнительно недавно. Первые же записи чисел представляли собой сначала зарубки на деревянных бирках или костях, а позднее - черточки. Следы такого первобытного приема записи чисел дошли до наших дней в виде первых римских цифр: в письменной нумерации древних римлян первые три числа изображаются черточками или палочками: 1 - I, 2 - II, 3 - III. Цифры и числа в стихах и загадках. Вот на нашей строчке Встали в строй сыночки. Их, дружок, могу назвать: Два и три, четыре, пять. Что же за сыночки Выстроились в строчке? (Цифры) 1. Доскажи словечко. Как вязальный он крючок, Как обломанный сучок. Носик тонкий, словно спица, А зовется - : (единица) | Что стоит в конце страницы, Украшая всю тетрадь? Чем вы можете годиться? Ну, конечно, цифрой : (пять) | Вот шея гибкая. Вот - тело. К воде склонилась голова. Ты птицу нарисуй умело, И это будет цифра - (два) | Рогалик к бублику приклей. Да только есть его не смей. Не крендель это, чтобы есть. А просто - цифра :(шесть) | Что за заклинатель змей Вышел с дудочкой своей. Перед ним танцует змейка - Хвост крючком, дугою шейка. Ты на змейку посмотри - Да ведь это цифра :(три) | Ты ведь знаешь дни недели? Посчитай-ка их живей! Если в счете не собьешься - То получишь ровно :(семь) | Вот, поставленные в ряд, Сестры-куколки стоят. - Сколько вас? - У них мы спросим. И ответят куклы :(восемь) | Делал Егорка С мамой уборку. Опрокинул стул В квартире, Стал похож он на : (четыре). | Цифра шесть вниз головой Стала цифрою другой. Можете поверить - Уже не шесть, а :(девять) | Руки вверх поднимай, Пальцы быстро считай. Слева 5 и справа 5. Сколько всех? Как сказать?(десять) 2. Загадки. Числа от1 до 10, двузначные числа, многозначные числа. Числа от 1 до 10. Танцует крошка, А всего одна ножка. (юла) | Четыре ушка, Два брюшка. (подушка) | Один говорит, Двое смотрят, Двое слушают. (язык, глаза, уши) | Чтоб не мерзнуть, Пять ребят В печке вязанной сидят. (пять пальцев в варежке) | Черненькая, хвостатенькая. Не лает, не кусает. А из класса в класс не пускает. (двойка) | Четыре четырки, Две растопырки, Седьмой вертун. (корова) | Двузначные числа. Говорит она беззвучно, А понятно и нескучно. Ты беседуй чаще с ней - Станешь в 10 раз умней. (книга) | Тридцать три родных сестрицы - Писаных красавицы, На одной живут странице, А повсюду славятся! (буквы) | Тридцать два молотят. Один поворачивает. (язык и зубы) | Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Сто вагонов я тащу. (паровоз) | Многозначные числа. На поляне возле елок Дом построен из иголок. За травой не виден он, А жильцов в нем - миллион. (муравейник) | Не живой я, но шагаю, Землю рыть я помогаю, Вместо тысячи лопат. Я один работать рад. (экскаватор) | Что за птицы пролетают? По семерке в каждой стае. Вереницею летят, Не воротятся назад. (дни недели) | Выходило 12 молодцов, Выносили 52 сокола, Выпускали 365 лебедей. (месяцы, недели, дни) | Пословицы и поговорки, крылатые выражения с числами. - Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Один в поле не воин.
- Одна пчела много меду не таскает.
- Одна голова - хорошо, а две - лучше.
- Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
- Трус умирает сто раз, а герой - один.
- Два сапога - пара.
- За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
- Лентяй дважды работает.
- Двум смертям не бывать, а одной - не миновать.
- Семь бед - один ответ.
- За одного битого двух небитых дают.
- Из двух зол выбирают меньшее.
- Старый друг лучше новых двух.
- Ум - хорошо, а два - лучше.
- Обещанного - три года ждут.
- Без четырех углов изба не рубится.
- Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.
- Знать, как свои пять пальцев.
- С пятое на десятое.
- Пятое колесо в телеге.
- Семеро одного не ждут.
- Семеро с ложкой - один с сошкой.
- Лук от семи недуг.
- За семью печатями.
- Семи пядей во лбу.
- На седьмом небе.
- До седьмого пота.
- У семи нянек дитя без глаза.
- Восьмое чудо света.
- Весна да осень - на дне погод восемь.
- За тридевять земель в тридевятом царстве.
- Не из трусливого десятка.
Интересные факты в числах. -Самое большое море России - Берингово - его площадь 2 315 км2 -На земном шаре суша занимает 149, вода - 361 млн км2 , а всего 510 млн км2 . -Самая большая длина дуги меридиана земного шара - 111,7 км , а параллели - 111,3 км. -Самая длинная горная цепь - Кордильеры - более 18 000км. -Самая высокая горная вершина на Земле - Джомолунгма (Эверест) в Гималаях - 8 848 м. -Самый высокий действующий вулкан в мире - Льюльяйльяко (6 723 м) в чилийско-аргентинских Андах. -Жизнь на Земле появилась около 2 млрд 700 млн лет назад. -Самая большая из малых планет Солнечной системы - Церера - ее диаметр 770 км. -Самый большой из спутников планет Солнечной системы - спутник Сатурна Ганимед - его диаметр около 5 280 км. -Самая яркая звезда нашего неба - Сириус (созвездие Большого Пса), расстояние до него 8,7 св.года. -Самое распространенное дерево в наших лесах - лиственница, лиственные леса занимают площадь 274 млн га. -Гигантозавр - самый крупный хищник на Земле. Он жил примерно 110 млн лет назад. Длина его тела была 12,5 м, а весил он 8 тонн. -Больше всего зубов во рту было у травоядного утконосого гадрозавра. На его челюстях располагалось до 960 острых зубов. -Самое крупное яйцо принадлежит гипселозавру. Рост этого динозавра достигал 12 м. Жили они 80 млн лет назад. А их яйца длиной 30 см и диаметром 25 см (почти с мяч регби) нашли во Франции в 1961 году. -280 млн лет назад на Земле жили стрекозы под названием меганевры. Они были размером с ворону, и размах крыльев у них составлял 70 см. -В Волгограде в 1967 году был возведен огромный памятник Родина-мать зовет!. Здесь во время Великой Отечественной войны погибло более 30 тыс.человек. Высота статуи 52 м, длина меча - 29 м. Вместе с фундаментом получается 86 м. Почти как пятнадцатиэтажный дом. -Когда папа - лев, а мама - тигр, их детенышем будет лигр. Он весит около 450кг, а в длину вырастает до 4м. Взрослый лигр в 2 раза больше льва. У него полоски, как у тигра, и грива, как у льва. Лигры умеют плавать, как тигры и рычать, как львы. -В Китае живет кот огромных размеров. Его вес 15 кг. Объем талии толстопуза - 80 см. За раз обжора съедает 3 кг мяса или целого цыпленка. -Собаки обладают прекрасным нюхом. Они различают около 8 млн запахов, причем каждый запах собака ощущает отдельно и запоминает. -Белый медведь может учуять добычу, например, тюленя, за 30 км, даже под толстым слоем льда. Решаем примеры с увлечением. Примеры с дырками. Жили-были мышки, Мышки-шалунишки, На страницу сели, В примерах цифры съели. Как пример восстановить, Нужно вмиг сообразить. Магические квадраты. Рамки занимательные Очень увлекательные. Тот кто любит устный счет, Быстро числа подберет. 13 | 20 | 15 | 18 | 16 | 14 | 17 | 12 | 19 | Примеры с зашифрованным словом. Узнайте имя сказочного героя. Назовите сказку и ее автора. 50 | 70 | 73 | 71 | 81 | 73 | 62 | | 33 | 73 | 40 | 72 | 42 | 50 | 73 | | | | | | | | | | | | | | | | Ш 22 + 11 Н 42 +39 Р 32 + 38 С 34 + 37 А 57 + 16 О 57 + 15 Я 48 + 14 Ч 26 + 16 П 27 + 13 К 32 + 18 73 | 97 | 83 | 80 | 73 | | 55 | 97 | 44 | 62 | 77 | 83 | 97 | 73 | | | | | | | | | | | | | | | Р 15 + 29 Н 45 + 38 Г 37 + 18 К 59 + 14 О 19 + 78 Б 33 + 29 У 28 + 49 Ё 31 + 49 14 | 36 | 43 | 67 | 70 | 35 | 36 | | 50 | 38 | 29 | 45 | 64 | 90 | 36 | | | | | | | | | | | | | | | | Ц 4 + 10 Р 30 + 13 Ш 70 - 6 Н 20 + 15 В 50 + 20 К 45 + 45 У 60 - 15 ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 4499
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|