Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Элективный курс Я выбираю профессию
Автор(ы): Бугакова Татьяна Борисовна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка Выбор профессии стал серьезной жизненной проблемой для большинства учащихся общеобразовательной школы. Профессиональная ориентация в школе приобретает новое качество. Она является не только важнейшим компонентом образования, но и его приоритетной целью. Для учащихся 9-х классов выбор профиля обучения и будущей сферы профессиональной деятельности – самый главный вопрос их образовательного развития. Данная программа призвана обеспечить социальное развитие учащихся школы путём усиления их личностного потенциала и подготовки к будущей профессии. Представленная программа насыщена не только теоретическим, но и практическим активизирующим профориентационным материалом. Цели курса: - Актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся.
- Выявление определенного общего интереса как индивидуально-типологической особенности учащихся.
- Оказать помощь учащимся в приобретении теоретического опыта работы по конкретной профессии и на основании этого определить путь дальнейшего профессионального обучения.
Задачи: - Повысить уровень психологической компетентности учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании.
- Развивать рефлексивные умения, умения самопознания и самооценки учащихся.
- Расширить знания о мире профессий, о новых формах организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров, взаимодействия человека и профессии.
- Формировать осознанное профнамерение на пути продолжения образования.
- Познакомить со способами получения профессионального образования и препятствиями, которые могут осложнить задачу.
- Обозначить основные пути к достижению успеха в профессиональной деятельности, которые могут быть реализованы уже в юношеском возрасте.
Содержание курса составляют знания психологической и профориентологической науки. Курс рассчитан на 8 часов. Методы: - лекционный метод передачи знаний;
- психодиагностические методы исследования личности;
- методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.
Продолжительность: занятия 45 мин. Проведение занятий: один раз в неделю. Количество человек: 12–15 человек. Схема занятий: Информационный блок. Психологическое, профориентологическое просвещение. Практический блок. Упражнения, задания, игровые микроситуации и т.д. Рефлексивный блок и ритуал-завершение. Завершением курса является творческий проект “Моя профессиональная карьера”. <Рисунок 1> Примерный перечень формируемых знаний и умений Учащиеся должны знать: - значение профессионального самоопределения, требования к составлению личностного, профессионального плана;
- понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
- правила выбора профессии;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.
Учащиеся должны уметь: - соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенного поведения;
- анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка;
- классифицировать профессии, разделять понятия, относящиеся к профориентологической науке (“профессия”, “специальность” и др.);
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Результатом обучения является составление личного профессионального плана, который поможет учащимся самоопределиться в будущей профессиональной деятельности. Образовательные результаты изучения данного элективного курса могут быть выявлены в рамках следующих форм: - текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, тестирование), посещаемость, активность работы на занятиях;
- итоговый контроль в форме презентации личных достижений, полученных в результате образовательной деятельности (индивидуальный творческий проект “Моя профессиональная карьера”).
Тематическое планирование № | Тема занятия | Формы занятий | Кол-во часов | 1 | Занятие 1. Знакомство. | Тренинговые упражнения | 1 ч. | Раздел 1. Профессии и их классификация | 2 | Занятие 2. Понятие о профессии и специальности. | Лекция, дискуссия, решение практических задач, игровые микроситуации, психодиагностические методы исследования личности, рефлексия | 1 ч. | 3 | Занятие 3. Общий обзор классификации профессий. | 1 ч. | 4 | Занятие 4. Типы, классы, отделы и группы профессий. Формула профессии. | 1 ч. | Раздел 2. Человек и профессия | 5 | Занятие 5. Активизирующая профориентационная методика “За и против”. | Практическая работа по выявлению учащимися предпочтительных групп профессий для себя | 1 ч. | 6 | Занятие 6. Требования профессии к человеку. Интересы и склонности. Активизирующая профориентационная методика “5 шагов”. | Лекция, игровые микроситуации. Игровая ситуация, дискуссия, решение практических задач, рефлексия. | 1 ч. | Раздел 3. Навыки самопрезентации | 7 | Занятие 7. Как добиться успеха при устройстве на работу. Интервью при приеме на работу. | Лекция, дискуссия, решение практических задач, игровые микроситуации, психодиагностические методы исследования личности, рефлексия | 1 ч. | 8 | Занятие 8. Защита творческого проекта “Моя профессиональная карьера” (оценка сформированности личного профессионального плана). | Подведение итогов, защита творческих проектов, рефлексия | 1 ч. | Всего часов: | 8 ч. | Содержание курса Занятие ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2483
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|