Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок по литературе, математике и технологии на тему Изучение биографии А.С. Пушкина путем интегрирования предметов - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Интегрированный урок по литературе, математике и технологии на тему Изучение биографии А.С. Пушкина путем интегрирования предметов


Автор(ы): Раух Анжелика Ивановна; Бурдина Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Основные дидактические цели и задачи:
  • углубление и расширение знаний по предметам;
  • повышение учебной мотивации и познавательного интереса учащихся через нестандартный подход к обучению;
  • интеллектуальное и творческое развитие учащихся, привитие интереса к литературе, математике и трудовой деятельности;
  • повышение общей языковой и математической культуры как части общечеловеческой культуры;
  • развитие коммуникативных и речевых умений, формирование толерантности и благоприятного психологического микроклимата.
Тип урока: интегрированный урок литературы, математики и технологии в 6 классе.
Вид урока: иллюстративно-объяснительный;
Технология: на диалоговой и практической основах;
Оборудование:
  • таблицы,
  • портреты,
  • плакат,
  • карточки,
  • оборудование к технологической части урока,
  • старинная поваренная книга,
  • необходимые продукты.
Основные этапы урока:
1) Организационный момент:
Приветствие, вступительное слово учителя, сообщение темы и целей урока, психологическая подготовка к восприятию темы.
2) Актуализация, повторение и обобщение ранее изученных знаний :
Эвристическая беседа о А.С. Пушкине, как о знатоке и ценителе русской и зарубежной кухни с элементами изучения его творчества.
3) Рассказ о древнерусских единицах измерения и решение практической задачи перевода этих мер в современные;
4) Практическая работа по кулинарии с использованием рецепта старинной поваренной книги 1859 года.
5) Заключительный этап:
Заключение: после практической части урока организуется дегустация приготовленных блюд.
Подводятся итоги урока, выставляются оценки.
Ход урока
1) Организационный момент
2) Литературная часть урока

Учитель:
У нас с вами, ребята, сегодня очень необычный урок. И тема урока очень необычная. Мы назвали наш урок … “И в час пирушки”… Это слова из произведения нашего великого поэта А.С. Пушкина. У нас с вами сегодня интегрированный урок. Что это значит? Это не просто урок литературы, или урок математики, или урок труда. А все три, казалось бы, такие разные, такие непохожие уроки можно объединить, связав их с именем А.С. Пушкина. Мы с вами достаточно много говорили о Пушкине как о писателе, о поэте, историке. Читали его замечательные стихи, повести, пьесы. Говорили о нем, о его окружении, о его детстве, лицее, о тех людях, которые любили его, и которых любил он. Говорили о нем как о выдающемся явлении, как о гении, о творце. А вот сегодня мы с вами поговорим о Пушкине как о простом человеке. Что такое литература? Это вся наша жизнь. И великий Пушкин прежде всего, конечно же, человек. О чем конкретно будем говорить, подскажет название нашего урока. Так вот, что пили да ели во времена Пушкина? Что любил за столом сам поэт? Какую кухню он предпочитал: богатый, роскошный, затейливый, так называемый, барский стол или более простой, деревенский, крестьянский.
Ученик: Только ли праздное любопытство вызывает этот вопрос? Ведь еда – важнейшая часть общей культуры человечества, которая к тому же отражает национальные особенности. Поэтому важно знать и эту сторону наших предков. Старые кулинарные книги говорят о том, что в оные времена у нас на Руси понимали толк в этом деле. Вот как писал неизвестный автор “Ручной книги русской опытной хозяйки” почти 200 лет тому назад, в начале 18 века: “Не порицая ни немецкой, ни французской кухни, я думаю, что для всех нас во всех отношениях здоровее и полезнее все наше родное, русское, то, к чему мы привыкли, что извлечено опытом. В каждом доме должна быть кулинария отечества, кулинария родного края, кулинария своего рода и семьи”
Ученик: Для предков А.С. Пушкина – Ганнибалов и для семьи поэта ритуал приготовления и приема пищи был одним из главных в жизни. Секреты барской кухни передавали по наследству, а поварами служили специально обученные этому важному делу дворовые. Как правило, пища приготовлялась под неусыпным контролем хозяйки имения, иногда в особых случаях приготовлением отдельных блюд или напитков руководил барин. Чтобы удивить гостей каким-нибудь диковинным блюдом, его готовили по различным печатным или рукописным книгам. В доме предков Пушкина таких книг было несколько. Однако в те времена многие господа самых разных рангов с удовольствием сами сочиняли руководства, как готовить сладкое, вкусное, аппетитное из того, что дает человеку природа. Не избежал этой моды и один из сыновей арапа Петра Великого Петр Абрамович Ганнибал. Двоюродный дед А.С. Пушкина тоже сочинил для своего дома подобное руководство. Александр Сергеевич не раз бывал в гостях у двоюродного деда, с удовольствием вкушал яства его кухни.
Учитель: И вот сегодня на веселую пирушку нас приглашает сам Александр Сергеевич. Посмотрите: стол украшен высокими канделябрами со свечами, посередине – букеты цветов, солонки, перечницы, уксусницы, братины, хрустальные бокалы, кувшины с напитками, вазы с фруктами. Все сияет, сверкает, благоухает. Во главе стола – сам А.С. Пушкин. Кресла пока пусты. Но Пушкин ждет гостей. Он пригласил к столу тех, кого любил, с кем дружил, с кем когда-то встречался на дружеских пирушках. И наша задача – помочь ему их собрать.
Рисунок 1
Рисунок 1а
Ученик: Известно, что в семье родителей Пушкина были повара и поварихи из дворовых людей. Их отдавали в обучение к опытным мастерам своего дела, принадлежавшим другим помещикам. Родительский дом Пушкина был неважной школой гастрономии и поварского искусства.В лицее стол Пушкина был очень прост. Ежедневные супы да каши да компоты вызвали к жизни вот такие строки, очень ироничные:
Блажен муж, иже
Сидит к каше ближе.
Лицейскими блюдами Пушкин скорее развивал свой аппетит, чем его удовлетворял. Школьный режим позволял ему больше мечтать, чем пировать. В это время он воспевает “Чашу пунша круговую”. Но эта чаша не так часто пилась, как воспевалась. В мечтах юного поэта рисовались роскошные обеды и пиры. Он мечтал, что
… в светлой зале
Веселый круглый стол накрыт,
Дымятся щи, вино в бокале,
И щука в скатерти лежит
Ученик:По окончании лицея юный поэт втянулся в светский круговорот. В этой суетной, но заманчивой для молодого человека жизни он узнал толк во многом, ранее ему не доступном, в том числе и в изысках богатого пиршественного стола. Об этом очень ярко он скажет в своем стихотворном романе “Евгений Онегин”. Евгений Онегин – молодой человек, литературный герой Пушкина, который принадлежал к тому же классу, что и сам поэт, поэтому пировать они могли за одним и тем же столом. Итак, Онегин
….в санки он садится.
“Пади, пади!” – раздался крик,
Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник.
К Талон помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток,
Пред ним ростбиф окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым и ананасом золотым.
Рисунок 2
Ученик : Но вскоре от “блеска столицы и шумных пиров” поэт был вынужден уехать. Он был сослан в ссылку на юг, в Молдавию, в Одессу. В Кишиневе, где Пушкин жил довольно бедно, он познакомился с блюдами местной, молдавской кулинарии, а в Одессе – с новинками европейской кухни на обедах у местных богатых купцов и у генерал-губернатора. Сам Пушкин не особо был привередлив в еде. Конечно, он, как и все богатые люди того времени, любил изысканную пищу, но охотно ел и простое. Любил печеный картофель, клюкву с сахаром, моченые яблоки, бруснику, варенье, простую кашу. Сосланный из Одессы в свое родовое сельцо Михайловское, Пушкин попал в скромную деревенскую обстановку и зажил просто и скромно. Родители не встретили опального сына пирами да пирогами. А покидая вскорости Михайловское, они и вовсе увезли с собою своих поваров. Обязанности хозяйки и поварихи взяла на себя старая няня Арина Родионовна – мастерица на все руки. Ее брашна и пития, ее настойки, пастила и варенье поразили друга Пушкина, Николая Языкова. Он даже воспел в стихах ее кулинарное искусство.
Рисунок 3
Ученик:
Свет Родионовна, забуду ли тебя?
Когда приветами сердечной доброты
Встречала ты меня, мне здравствовала ты,
Когда чрез длинный ряд полей под зноем лета,
Ходил я навещать изгнанника поэта.
Как сладостно твое святое хлебосольство
Наш баловало вкус и жажды своевольство.
С каким радушием – красою древних лет
Ты набирала нам затейливый обед:
Сама и водку нам, и брашна подавала,
И соты, и плоды, и вина уставляла
На милой тесноте старинного стола
Рисунок 4
Ученик: Другой друг Пушкина, Иван Пущин, также приезжал в Михайловское навестить опального поэта. Эту встречу изобразил художник Николай Ге. Изображены сам поэт, его друг Пущин и любезная нянюшка Арина Родионовна.
Рисунок 5
Чем же угощала нянюшка друзей в этот январский вечер? В романе писателя Ивана Наживина так описывается этот обед: “Обняв своего друга, Пушкин повел его в столовую. Там все было так же скудно, просто и бедно, как и в остальных покоях. Но в то же время все было обжитое. С шутками и смехом приятели уселись за обильно уставленный деревенскими снедями стол, выпили по рюмке водки, закусили маринованными грибками и студнем и с аппетитом взялись за горячие душистые щи с жирной говядиной. После щей лакей подал румяного поросенка с ароматной кашей. Пущин достал запотевшую бутылку золотого вина. Это был подарок Пущина другу. Веселый выстрел – пробка летит в потолок, и золотое, холодное, как лед, вино заиграло в узеньких бокалах
.-За Русь, прежде всего! – оживившись, весело воскликнул Пушкин, поднимая бокал.
- За Русь! – подхватил Пущин”.
Рисунок 6
Ученик: Продуктовые запасы Михайловского были неисчерпаемы. Здесь было все, что требовалось хорошей кухне: куры, утки, гуси, индюшки, овцы, телята, коровы и пчелы. Молока, масла, сметаны, сливок, творогу было преизрядно. Река, озера изобиловали карасями, лещами, раками. О лесных грибах и ягодах: морошке, малине, чернике, смородине и говорить нечего. В памяти людей сохранилось, что поэт с большим удовольствием любил бродить по ближним лесам и собирать грибы. А сколько фруктов каждый год давал большой дедовский сад с его яблонями, сливами, вишнями, грушами!
Ученик: Другой друг А.С. Пушкина Петр Вяземский рассказывает: “Он вовсе не был лакомка. Он даже, думаю, не ценил и не постигал тайн поваренного искусства, но под иные вещи он был ужасный прожора. Помню, как в дороге съел он почти одним духом двадцать персиков, купленных в Торжке. Моченым яблокам тоже доставалось от него нередко”.
Рисунок 7
Ученик: Одним из близких друзей Пушкина был Сергей Александрович Соболевский. Пушкин любил его за тонкий литературный вкус, за веселый нрав, за исключительное остроумие. В своем письме к Сергею Соболевскому Пушкин очень остроумно и оригинально описывает свой путь из Москвы до Новгорода. И по этим очень своеобразным путевым заметкам мы можем представить, чем же угощался Пушкин на всем протяжении пути от Москвы до Новгорода. Он пишет:
Во-первых, запасись вином, ибо порядочного нигде не найдешь. Потом
У Гальяни иль Кольени закажи себе в Твери
С пармезаном макарони да яишницу свари.
На досуге отобедай у Пожарского в Торжке,
Жареных котлет отведай (именно котлет)
И отправься налегке.
Как до Яжельбиц дотащит колымагу мужичок,
То-то друг мой растаращит сладастрастный свой глазок.
Поднесут тебе форели – тотчас их варить вели.
Как увидишь – посинели – влей в уху стакан “Шабли”.
Чтоб уха была по сердцу, можно будет в кипяток
Положить немного перцу, луку маленький кусок.
Яжельбицы – первая станция после Валдая. В Валдае спроси, есть ли свежие сельди? Если же нет,
У податливых крестьянок,
(Чем и славится Валдай)
К чаю накупи баранок
И скорее поезжай”
Вот такое письмо, по которому мы можем предположить, чем же угощался великий поэт на почтовых станциях и в городских трактирах.
Рисунок 8
Ученик: За свой стол А.С. Пушкин обязательно пригласил бы одного из самых своих близких и любимых друзей Антона Дельвига, своего лицейского товарища. Дельвиг часто навещал Пушкина в родительском доме, но обедать у родителей поэта он не любил. Родительский дом Пушкиных был неважной школой поварского искусства. А Дельвиг любил и хорошее вино и вкусный стол. Он с детства привык к хорошей кухне: эта слабость вошла у него в привычку. А у стариков Пушкиных никогда не было роскошного стола. Вот по случаю одного такого обеда, Антон Дельвиг сочинил Пушкину пророческие, насмешливые стихи:
Друг Пушкин, хочешь ли отведать
Дурного масла и яиц гнилых?
Так приходи со мной обедать
Сегодня у своих родных
Ученик:А с прекрасной барской кухней псковской деревни Тригорское Пушкин познакомился в доме своих друзей и соседей по Михайловскому Осиповых-Вульф. Здесь свято соблюдали старинные трапезные традиции. На масленицу жарили жирные блины, на Рождество- варили кутью, тушили гуся. На Святое Воскресение готовили куличи и пасхи, на именины- разные торты, бланманже, пироги. Особенно славился этот дом яблочными пирогами. В своих письмах к Осиповым Пушкин стал даже подписываться: “Ваш яблочный пирог”.
Рисунок 9
Хозяйкой села Тригорское, соседнего с имением Пушкина Михайловским, была Прасковья Александровна Осипова. Без нее тоже не обойдется пушкинский стол. Прасковья Александровна тепло и сердечно относилась к Пушкину. В ее доме он находил тот уют, которого ему так недоставало.
Учитель: Вот как описывает Иван Наживин в романе “Во дни Пушкина” праздничный обед на Масленицу, которым угощали его в Тригорском Прасковья Александровна Осипова с дочерьми:
- А-а, Александр Сергеевич!... – радушно встретила его от дверей в большой зал Прасковья Александровна, хозяйка, уже пожилая женщина с простым и ясным лицом. – А я утром гляжу в окно, сорока по двору скачет, и думаю: кого-то она мне сегодня пророчит?.. А вы тут как тут… Очень рада… Ну, идите… Сейчас будут блины…
И как только в большом доме стало известно, что приехал Пушкин, он весь зазвенел девичьими голосами и засиял улыбками. Женской молодежи в доме всегда было много. Тут были не только четыре дочери Прасковьи Александровны, но и их родственницы и подруги из соседних дворянских гнезд. И Пушкин терзался выбором, влюблялся то в одну, то в другую, а то и в нескольких сразу.
По дому уже шла веселая перекличка, слышался топот молодых ног, шуршанье юбок, смех, и когда Пушкин с хозяйкой, Зиной и Аней вошли в зал, там уже был целый букет молодежи.
На большом столе уже дымились и благоухали стопки румян...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1920

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340