Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Интегрированный урок по литературе, математике и технологии на тему Изучение биографии А.С. Пушкина путем интегрирования предметов
Автор(ы): Раух Анжелика Ивановна; Бурдина Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Основные дидактические цели и задачи: - углубление и расширение знаний по предметам;
- повышение учебной мотивации и познавательного интереса учащихся через нестандартный подход к обучению;
- интеллектуальное и творческое развитие учащихся, привитие интереса к литературе, математике и трудовой деятельности;
- повышение общей языковой и математической культуры как части общечеловеческой культуры;
- развитие коммуникативных и речевых умений, формирование толерантности и благоприятного психологического микроклимата.
Тип урока: интегрированный урок литературы, математики и технологии в 6 классе. Вид урока: иллюстративно-объяснительный; Технология: на диалоговой и практической основах; Оборудование: - таблицы,
- портреты,
- плакат,
- карточки,
- оборудование к технологической части урока,
- старинная поваренная книга,
- необходимые продукты.
Основные этапы урока: 1) Организационный момент: Приветствие, вступительное слово учителя, сообщение темы и целей урока, психологическая подготовка к восприятию темы. 2) Актуализация, повторение и обобщение ранее изученных знаний : Эвристическая беседа о А.С. Пушкине, как о знатоке и ценителе русской и зарубежной кухни с элементами изучения его творчества. 3) Рассказ о древнерусских единицах измерения и решение практической задачи перевода этих мер в современные; 4) Практическая работа по кулинарии с использованием рецепта старинной поваренной книги 1859 года. 5) Заключительный этап: Заключение: после практической части урока организуется дегустация приготовленных блюд. Подводятся итоги урока, выставляются оценки. Ход урока 1) Организационный момент 2) Литературная часть урока Учитель: У нас с вами, ребята, сегодня очень необычный урок. И тема урока очень необычная. Мы назвали наш урок … “И в час пирушки”… Это слова из произведения нашего великого поэта А.С. Пушкина. У нас с вами сегодня интегрированный урок. Что это значит? Это не просто урок литературы, или урок математики, или урок труда. А все три, казалось бы, такие разные, такие непохожие уроки можно объединить, связав их с именем А.С. Пушкина. Мы с вами достаточно много говорили о Пушкине как о писателе, о поэте, историке. Читали его замечательные стихи, повести, пьесы. Говорили о нем, о его окружении, о его детстве, лицее, о тех людях, которые любили его, и которых любил он. Говорили о нем как о выдающемся явлении, как о гении, о творце. А вот сегодня мы с вами поговорим о Пушкине как о простом человеке. Что такое литература? Это вся наша жизнь. И великий Пушкин прежде всего, конечно же, человек. О чем конкретно будем говорить, подскажет название нашего урока. Так вот, что пили да ели во времена Пушкина? Что любил за столом сам поэт? Какую кухню он предпочитал: богатый, роскошный, затейливый, так называемый, барский стол или более простой, деревенский, крестьянский. Ученик: Только ли праздное любопытство вызывает этот вопрос? Ведь еда – важнейшая часть общей культуры человечества, которая к тому же отражает национальные особенности. Поэтому важно знать и эту сторону наших предков. Старые кулинарные книги говорят о том, что в оные времена у нас на Руси понимали толк в этом деле. Вот как писал неизвестный автор “Ручной книги русской опытной хозяйки” почти 200 лет тому назад, в начале 18 века: “Не порицая ни немецкой, ни французской кухни, я думаю, что для всех нас во всех отношениях здоровее и полезнее все наше родное, русское, то, к чему мы привыкли, что извлечено опытом. В каждом доме должна быть кулинария отечества, кулинария родного края, кулинария своего рода и семьи” Ученик: Для предков А.С. Пушкина – Ганнибалов и для семьи поэта ритуал приготовления и приема пищи был одним из главных в жизни. Секреты барской кухни передавали по наследству, а поварами служили специально обученные этому важному делу дворовые. Как правило, пища приготовлялась под неусыпным контролем хозяйки имения, иногда в особых случаях приготовлением отдельных блюд или напитков руководил барин. Чтобы удивить гостей каким-нибудь диковинным блюдом, его готовили по различным печатным или рукописным книгам. В доме предков Пушкина таких книг было несколько. Однако в те времена многие господа самых разных рангов с удовольствием сами сочиняли руководства, как готовить сладкое, вкусное, аппетитное из того, что дает человеку природа. Не избежал этой моды и один из сыновей арапа Петра Великого Петр Абрамович Ганнибал. Двоюродный дед А.С. Пушкина тоже сочинил для своего дома подобное руководство. Александр Сергеевич не раз бывал в гостях у двоюродного деда, с удовольствием вкушал яства его кухни. Учитель: И вот сегодня на веселую пирушку нас приглашает сам Александр Сергеевич. Посмотрите: стол украшен высокими канделябрами со свечами, посередине – букеты цветов, солонки, перечницы, уксусницы, братины, хрустальные бокалы, кувшины с напитками, вазы с фруктами. Все сияет, сверкает, благоухает. Во главе стола – сам А.С. Пушкин. Кресла пока пусты. Но Пушкин ждет гостей. Он пригласил к столу тех, кого любил, с кем дружил, с кем когда-то встречался на дружеских пирушках. И наша задача – помочь ему их собрать. Рисунок 1 Рисунок 1а Ученик: Известно, что в семье родителей Пушкина были повара и поварихи из дворовых людей. Их отдавали в обучение к опытным мастерам своего дела, принадлежавшим другим помещикам. Родительский дом Пушкина был неважной школой гастрономии и поварского искусства.В лицее стол Пушкина был очень прост. Ежедневные супы да каши да компоты вызвали к жизни вот такие строки, очень ироничные: Блажен муж, иже Сидит к каше ближе. Лицейскими блюдами Пушкин скорее развивал свой аппетит, чем его удовлетворял. Школьный режим позволял ему больше мечтать, чем пировать. В это время он воспевает “Чашу пунша круговую”. Но эта чаша не так часто пилась, как воспевалась. В мечтах юного поэта рисовались роскошные обеды и пиры. Он мечтал, что … в светлой зале Веселый круглый стол накрыт, Дымятся щи, вино в бокале, И щука в скатерти лежит Ученик:По окончании лицея юный поэт втянулся в светский круговорот. В этой суетной, но заманчивой для молодого человека жизни он узнал толк во многом, ранее ему не доступном, в том числе и в изысках богатого пиршественного стола. Об этом очень ярко он скажет в своем стихотворном романе “Евгений Онегин”. Евгений Онегин – молодой человек, литературный герой Пушкина, который принадлежал к тому же классу, что и сам поэт, поэтому пировать они могли за одним и тем же столом. Итак, Онегин ….в санки он садится. “Пади, пади!” – раздался крик, Морозной пылью серебрится Его бобровый воротник. К Талон помчался: он уверен, Что там уж ждет его Каверин. Вошел: и пробка в потолок, Вина кометы брызнул ток, Пред ним ростбиф окровавленный, И трюфли, роскошь юных лет, Французской кухни лучший цвет, И Страсбурга пирог нетленный Меж сыром лимбургским живым и ананасом золотым. Рисунок 2 Ученик : Но вскоре от “блеска столицы и шумных пиров” поэт был вынужден уехать. Он был сослан в ссылку на юг, в Молдавию, в Одессу. В Кишиневе, где Пушкин жил довольно бедно, он познакомился с блюдами местной, молдавской кулинарии, а в Одессе – с новинками европейской кухни на обедах у местных богатых купцов и у генерал-губернатора. Сам Пушкин не особо был привередлив в еде. Конечно, он, как и все богатые люди того времени, любил изысканную пищу, но охотно ел и простое. Любил печеный картофель, клюкву с сахаром, моченые яблоки, бруснику, варенье, простую кашу. Сосланный из Одессы в свое родовое сельцо Михайловское, Пушкин попал в скромную деревенскую обстановку и зажил просто и скромно. Родители не встретили опального сына пирами да пирогами. А покидая вскорости Михайловское, они и вовсе увезли с собою своих поваров. Обязанности хозяйки и поварихи взяла на себя старая няня Арина Родионовна – мастерица на все руки. Ее брашна и пития, ее настойки, пастила и варенье поразили друга Пушкина, Николая Языкова. Он даже воспел в стихах ее кулинарное искусство. Рисунок 3 Ученик: Свет Родионовна, забуду ли тебя? Когда приветами сердечной доброты Встречала ты меня, мне здравствовала ты, Когда чрез длинный ряд полей под зноем лета, Ходил я навещать изгнанника поэта. Как сладостно твое святое хлебосольство Наш баловало вкус и жажды своевольство. С каким радушием – красою древних лет Ты набирала нам затейливый обед: Сама и водку нам, и брашна подавала, И соты, и плоды, и вина уставляла На милой тесноте старинного стола Рисунок 4 Ученик: Другой друг Пушкина, Иван Пущин, также приезжал в Михайловское навестить опального поэта. Эту встречу изобразил художник Николай Ге. Изображены сам поэт, его друг Пущин и любезная нянюшка Арина Родионовна. Рисунок 5 Чем же угощала нянюшка друзей в этот январский вечер? В романе писателя Ивана Наживина так описывается этот обед: “Обняв своего друга, Пушкин повел его в столовую. Там все было так же скудно, просто и бедно, как и в остальных покоях. Но в то же время все было обжитое. С шутками и смехом приятели уселись за обильно уставленный деревенскими снедями стол, выпили по рюмке водки, закусили маринованными грибками и студнем и с аппетитом взялись за горячие душистые щи с жирной говядиной. После щей лакей подал румяного поросенка с ароматной кашей. Пущин достал запотевшую бутылку золотого вина. Это был подарок Пущина другу. Веселый выстрел – пробка летит в потолок, и золотое, холодное, как лед, вино заиграло в узеньких бокалах .-За Русь, прежде всего! – оживившись, весело воскликнул Пушкин, поднимая бокал. - За Русь! – подхватил Пущин”. Рисунок 6 Ученик: Продуктовые запасы Михайловского были неисчерпаемы. Здесь было все, что требовалось хорошей кухне: куры, утки, гуси, индюшки, овцы, телята, коровы и пчелы. Молока, масла, сметаны, сливок, творогу было преизрядно. Река, озера изобиловали карасями, лещами, раками. О лесных грибах и ягодах: морошке, малине, чернике, смородине и говорить нечего. В памяти людей сохранилось, что поэт с большим удовольствием любил бродить по ближним лесам и собирать грибы. А сколько фруктов каждый год давал большой дедовский сад с его яблонями, сливами, вишнями, грушами! Ученик: Другой друг А.С. Пушкина Петр Вяземский рассказывает: “Он вовсе не был лакомка. Он даже, думаю, не ценил и не постигал тайн поваренного искусства, но под иные вещи он был ужасный прожора. Помню, как в дороге съел он почти одним духом двадцать персиков, купленных в Торжке. Моченым яблокам тоже доставалось от него нередко”. Рисунок 7 Ученик: Одним из близких друзей Пушкина был Сергей Александрович Соболевский. Пушкин любил его за тонкий литературный вкус, за веселый нрав, за исключительное остроумие. В своем письме к Сергею Соболевскому Пушкин очень остроумно и оригинально описывает свой путь из Москвы до Новгорода. И по этим очень своеобразным путевым заметкам мы можем представить, чем же угощался Пушкин на всем протяжении пути от Москвы до Новгорода. Он пишет: Во-первых, запасись вином, ибо порядочного нигде не найдешь. Потом У Гальяни иль Кольени закажи себе в Твери С пармезаном макарони да яишницу свари. На досуге отобедай у Пожарского в Торжке, Жареных котлет отведай (именно котлет) И отправься налегке. Как до Яжельбиц дотащит колымагу мужичок, То-то друг мой растаращит сладастрастный свой глазок. Поднесут тебе форели – тотчас их варить вели. Как увидишь – посинели – влей в уху стакан “Шабли”. Чтоб уха была по сердцу, можно будет в кипяток Положить немного перцу, луку маленький кусок. Яжельбицы – первая станция после Валдая. В Валдае спроси, есть ли свежие сельди? Если же нет, У податливых крестьянок, (Чем и славится Валдай) К чаю накупи баранок И скорее поезжай” Вот такое письмо, по которому мы можем предположить, чем же угощался великий поэт на почтовых станциях и в городских трактирах. Рисунок 8 Ученик: За свой стол А.С. Пушкин обязательно пригласил бы одного из самых своих близких и любимых друзей Антона Дельвига, своего лицейского товарища. Дельвиг часто навещал Пушкина в родительском доме, но обедать у родителей поэта он не любил. Родительский дом Пушкиных был неважной школой поварского искусства. А Дельвиг любил и хорошее вино и вкусный стол. Он с детства привык к хорошей кухне: эта слабость вошла у него в привычку. А у стариков Пушкиных никогда не было роскошного стола. Вот по случаю одного такого обеда, Антон Дельвиг сочинил Пушкину пророческие, насмешливые стихи: Друг Пушкин, хочешь ли отведать Дурного масла и яиц гнилых? Так приходи со мной обедать Сегодня у своих родных Ученик:А с прекрасной барской кухней псковской деревни Тригорское Пушкин познакомился в доме своих друзей и соседей по Михайловскому Осиповых-Вульф. Здесь свято соблюдали старинные трапезные традиции. На масленицу жарили жирные блины, на Рождество- варили кутью, тушили гуся. На Святое Воскресение готовили куличи и пасхи, на именины- разные торты, бланманже, пироги. Особенно славился этот дом яблочными пирогами. В своих письмах к Осиповым Пушкин стал даже подписываться: “Ваш яблочный пирог”. Рисунок 9 Хозяйкой села Тригорское, соседнего с имением Пушкина Михайловским, была Прасковья Александровна Осипова. Без нее тоже не обойдется пушкинский стол. Прасковья Александровна тепло и сердечно относилась к Пушкину. В ее доме он находил тот уют, которого ему так недоставало. Учитель: Вот как описывает Иван Наживин в романе “Во дни Пушкина” праздничный обед на Масленицу, которым угощали его в Тригорском Прасковья Александровна Осипова с дочерьми: - А-а, Александр Сергеевич!... – радушно встретила его от дверей в большой зал Прасковья Александровна, хозяйка, уже пожилая женщина с простым и ясным лицом. – А я утром гляжу в окно, сорока по двору скачет, и думаю: кого-то она мне сегодня пророчит?.. А вы тут как тут… Очень рада… Ну, идите… Сейчас будут блины… И как только в большом доме стало известно, что приехал Пушкин, он весь зазвенел девичьими голосами и засиял улыбками. Женской молодежи в доме всегда было много. Тут были не только четыре дочери Прасковьи Александровны, но и их родственницы и подруги из соседних дворянских гнезд. И Пушкин терзался выбором, влюблялся то в одну, то в другую, а то и в нескольких сразу. По дому уже шла веселая перекличка, слышался топот молодых ног, шуршанье юбок, смех, и когда Пушкин с хозяйкой, Зиной и Аней вошли в зал, там уже был целый букет молодежи. На большом столе уже дымились и благоухали стопки румян...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1920
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|