Главная / Методические материалы / Внеклассная работа
Образовательная программа творческого объединения Лидер
Автор(ы): Грибенщикова Марина Сергеевна, учитель математики и изобразительного искусства
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
I. Пояснительная записка Актуальность и педагогическая целесообразность программы В программе принимают участие и активно работают ребята от 11 до 17 лет. Этот возраст называют подростковым. Это наиболее сложный, критический период. Главная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития личности: стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию. Несмотря на это, средний школьный возраст – самый благоприятный для творческого развития. Он является наиболее интересным в процессе становления и развития личности. Именно в этот период молодой человек входит в противоречивую, часто плохо понимаемую жизнь взрослых, он как бы стоит на ее пороге, и именно от того, какие на данном этапе он приобретет навыки и умения, какими будут его социальные знания, зависят его дальнейшие шаги. Результатом участия в программе должно стать увеличение шансов каждого быть лидером в избранной им сфере деятельности и жизни. Как известно ведущей деятельностью в данном возрасте является общение. общение – достаточно трудный процесс, достижение взаимопонимания между людьми – это большое искусство, которое на высоком цивилизованном уровне, как правило, требует приложения значительных сил. Молодой человек очень часто испытывает недостаток в навыках, необходимых для личного и делового общения. Именно в этом возрасте возникают проблемы взаимопонимания с родителями, учителями, сверстниками, следовательно, личные проблемы, такие как одиночество, неуверенность в себе, низкая самооценка, мешающая активной и нормальной жизни. Желание и необходимость, но неумение подтвердиться в молодежной сфере, толкают многих к преступной деятельности, где они находят приложение своих сил и возможность самоутверждения, повышения своего статуса в своих глазах и глазах сверстников. На этом возрастном этапе очень важно, где молодой человек найдет себе применение, где сможет реализовать свои желания и интересы. Программа дает ребятам знания и умения, необходимые для достижения контактности, решение конфликтов и проблемных ситуаций. В ходе работы проводятся обсуждения и дискуссии на волнующие и интересные темы, в процессе которых отрабатываются навыки руководства малым коллективом или группой, техника ведения разговора, спора, умение упорядочить точки зрения, достигать согласия и находить решения в группе. Ребенок получает поддержку и уважение сверстников, имеет возможность приобрести новых друзей, расширить свой кругозор, иметь практику общественной жизни, он чувствует себя нужным и способным помочь множеству людей, оказавшихся в трудной ситуации. Занятия проходят не в лекционной форме, а в форме игры и тренинга, что создает наиболее благоприятную атмосферу для лучшего усвоения и восприятия материала. У подростков появляется возможность в спокойной игровой атмосфере отработать полученные навыки, решить личностные проблемы, в безопасной обстановке апробировать определенные роли. Цель и задачи программы Программа ставит своей целью оказать влияние на формирование характеров, самостоятельности молодых людей. Она способствует развитию личности, формированию навыков цивилизованного общения, лидерства и партнерства, а также активного и ответственного подхода к жизни. Задачи программы: Обучающие: - формирование базовых понятий из области психологии общения, конфликтологии.
Развивающие: - развитие навыков эффективного общения;
- развитие индивидуальных лидерских качеств, необходимых для лучшей адаптации подростков в обществе;
- развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;
- развитие творческих способностей.
Воспитательные: - повышение уровня рефлексивности;
- создание мотивации для дальнейшего саморазвития.
Сроки реализации программы Образовательная программа рассчитана на 1 год. Программа составлена таким образом, чтобы подростки не только смогли уяснить и прослушать материал, но и на практике его отработать и закрепить. оптимальная численность в группе: 10 человек, что обеспечивает успешное освоение материала и приобретение необходимых навыков. Возраст детей: 11–17 лет. Формы и режим занятий Различные методы тренинга: - ролевая игра,
- подвижная игра,
- мозговой штурм,
- моделирование практических ситуаций,
- упражнения на отработку различных навыков,
- работа в малых группах,
- дискуссия;
- семинар и т.д.
Структура занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 и по 3 часа, всего 180 часов в год. Они строятся по определенной схеме и состоят из теоретической и практической частей. Информационный блок – 5 минут, обсуждение в группах – 10 минут, обучение практикой – 20 минут, обратная связь – 5 минут. И так каждый час. Предполагаемые результаты По окончанию курса дети будут знать, как: - организовать работу в группе;
- сплотить коллектив;
- завоевать доверие;
- установить контакт;
уметь: - проводить игры на знакомство, сплочение и т.д.;
- организовывать и проводить семинары, мероприятия, дискуссии.
Формы подведения итогов реализации программы Проведение ребятами семинаров, мероприятий, тренинговых занятий для сверстников по определенным темам. II. Учебно-тематический план № п/п | Наименование разделов | Количество часов | Теорет. | Практич. | Всего | 1 | Мы знакомимся | | 2 | 2 | 2 | Установление контакта | 1 | 9 | 10 | 3 | Сплочение детей в группе | 1 | 9 | 10 | 4 | Степень доверия | 1 | 7 | 8 | 5 | Степень ответственности | 1 | 6 | 7 | 6 | Жизненные ценности | 1 | 7 | 8 | 7 | Цивилизованное общение | 1 | 6 | 7 | 8 | Самоуправление (саморегуляция) | 1 | 7 | 8 | 9 | Учимся разрешать конфликты | 1 | 4 | 5 | 10 | Спасибо – нет! (Вредные привычки) | 2 | 10 | 12 | 11 | Проведение тренинговых занятий | 2 | 13 | 15 | 12 | Публичные выступления | 3 | 17 | 20 | 13 | Школа юного педагога-организатора | 3 | 27 | 30 | 14 | Оформительская мастерская | 2 | 18 | 20 | 15 | Очумелые ручки | 1 | 9 | 10 | 16 | Творческий отчет | 1 | 7 | 8 | | Итого | | | | III. Содержание программы Раздел 1. “Мы знакомимся”. Тема 1: “Мы знакомимся”. Помогает узнать и запомнить имена участников; снять напряжение, особенно в группах, где участники не знакомы или мало знакомы друг с другом; поближе познакомиться. Раздел 2. “Установление контакта”. Тема 2: “Хороший старт – залог успеха”. Установление принципов работы в группе, создание безопасной групповой атмосферы; дисциплинирование участников. Тема 3: “Распознавание и регуляция своего состояния”. Активизировать каждого члена группы, снять напряженность, создать определенное эмоциональное настроение, умение владеть собой. Тема 4: “Внимание к партнеру”. Выработка умения слышать и слушать. Тема 5: “Пираты Карибского моря - 4”. Командообразование, раскрытие и проявление лидерских качеств. Раздел 3. “Сплочение детей в группе” Тема 6: “Работа в группе”. Развитие солидарности и понимания, создание атмосферы доверия среди участников. Тема 7: “Работа в микрогруппе”. Создание группового мнения, предоставление возможности всем участникам высказаться по тем или иным темам. Тема 8: “Умение взаимодействовать”. Повысить тонус группы и сплотить участников, преодолеть барьеры в общении. Тема 9: “Вся наша жизнь - игра”. Знакомство с различными ролями в группе, расширение ролевого спектра. Раздел 4. “Степень доверия”. Тема 10: “Доверительные отношения”. Сплочение, разрядка, умение работать в команде, иметь свой круг доверия. Тема 11: “Колокол доверия”. Умение сказать о самом важном, довериться товарищу, попросить совета. Тема 12: “Слепой - поводырь”. Выработка умения не ошибиться в человеке, найти “надежное” плечо и быть уверенным в нем. Раздел 5. “Степень ответственности” Тема 13: “Забота о ближнем”. Научить видеть людей, нуждающихся в помощи, оказывать им необходимую помощь. Тема 14: “Ответственность”. Приобретение участниками практического опыта ответственного поведения в ситуациях выбора. Тема 15: “Маска”. Дать представление о людях, которые в своих поступках и поведении бывают неискренними. Раздел 6 “Жизненные ценности” Тема 16: “Здоровый образ жизни”. Получение знаний и практических навыков по получению здоровья, выработке воли, характера, внимания. Тема 17: “Ценности жизни”. Определение того, что в жизни является самым важным и как дороги для нас эти вещи. Тема 18: “Автопортрет”. Умение увидеть свой внутренний мир, определить положительные и отрицательные стороны, по возможности переоценить их. Раздел 7 “Цивилизованное общение” Тема 19: “Искусство общения”. Научить общаться с людьми, с которыми ты незнаком. Тема 20: “Внимательное обращение друг к другу”. Прислушиваясь друг к другу, можно понять очень многое. Тема 21: “Невербальное общение”. Умение чествовать друг друга. Раздел 8 “Самоуправление (саморегуляция)” Тема 22: “Скажи, что хочешь”. Никогда не бойся внести предложение, высказать свое мнение. Тема 23: “Скучно - скучно”. Дать понять ребятам, что им интересно будет жить тогда, когда они сами этого захотят. Тема 24: “Спасибо за приятный день”. Выработать умение благодарить окружающих, если они помогли интересно провести время. Раздел 9 “Учимся разрешать конфликты” Тема 25: “Формула конфликта”. Научить предвидеть конфликтные ситуации и пути их разрешения. Тема 26: “Конфликты в нашей жизни”. Формировать умение преодолевать и разрешать конфликтные ситуации. Раздел 10. “Спасибо – нет! (Вредные привычки)” Тема 27: “Вредные привычки”. Повышение значимости жизненных ценностей при формировании антиалкогольных и антинаркотических установок. Тема 28: “Умей сказать - нет”. Развитие навыков говорить “нет” в рискованных ситуациях. Дать возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему ВИЧ/СПИД. Тема 29: “Принятие решений”. Отработка рефлексивных навыков, навыков отказа. Тема 30: “Трудная ситуация”. Научить находить выход, путь из трудной ситуации, прислушиваться к мнению окружающих. Тема 31: “Кто я?”. Пропаганда здорового образа жизни. Умение понять себя. Анализ действий, совершаемых подростком. Раздел 11. “Проведение тренинговых занятий” Тема 32: “Этапы занятия”. Дать представление о “пирамиде познания”, последовательности проведения занятия. Использование полученных знаний на практике. Тема 33: “Раздаточный и наглядный материал”. Знакомство с правилами оформления материалов, с методами набора идей. Тема 34: “Как планировать занятие”. Получение практических навыков, умений по планированию занятия, основываясь на собственном опыте и характере. определение блоков занятия и наполнение их содержанием. Тема 35: “Условия проведения занятий”. Дать представление о деятельности ведущего, формах проведения занятий, о моделях развития группы. Тема 36: “Проведение занятий”. Проведение собственных занятий на участниках группы с последующим выходом на район. Раздел 12. “Публичные выступления” Тема 37: “Презентация”. Формирование умения создавать презентации. Тема 38: “Несколько фокусов публичного выступления”. Показать несколько фокусов привлечения внимания аудитории. Тема 39: “Построение публичного выступления”. Формирование умения логически строить свое публичное выступление. Тема 40: “Невербальные факторы публичного выступления”. Получение практических умений и навыков воздействия на аудиторию с помощью невербальных факторов общения. Тема 41: “Речь – важный элемент презентации”. Формирование умения грамотно строить свою речь. Тема 42: “Умело построенный ответ – залог успеха”. Дать представление о том, как правильно нужно отвечать на задаваемые вопросы. Тема 43: “Конференция”. Закрепление полученных знаний и умений при подготовке своего выступления. Раздел 13. “Школа юного педагога-организатора” Тема 44: “Организация досуга детей”. Дать представление о различных формах организации и проведении досуга детей. Тема 45: “Игры на свежем воздухе”. Организация игр на свежем воздухе. Тема 46: “Эрудит-круиз”. Проведение интеллектуальных игр. Тема 47: “Академия творчества”. Проведение творческих конкурсов. Тема 48: “Спортивная тянучка”. Организация и проведение спортивного мероприятия. Тема 49: “Что такое праздник?”. Дать представление о способах организации праздников и мероприятий. Тема 50: “КТД”. Подготовка и проведение мероприятия. Тема 51: “Театр-экспромт”. Способствовать развитию наблюдательности, пластики и воображения. Тема 52: “Театральные подмостки”. Подготовка и проведение театрализованного представления. Тема 53: “В нашей школе выпускной!”. Подведение итогов организаторской деятельности каждого “школьника”. Раздел 14. “Оформительская мастерская” Тема 54: “Объявление”. Формирование умения писать объявления. Тема 55: “Выпуск стенгазеты”. Подбор материала и оформление стенгазеты на определенную тему. Тема 56: “Листовка”. Научить оформлять листовки. Тема 57: “Декорации”. Формирование умения подбирать декорации к определенному мероприятию. Тема 58: “Костюмерная мастерская”. Изготовление и подбор костюмов к мероприятию. Раздел 15. “Очумелые ручки” Тема 59: “Оригами”. Формирование умения работать с бумагой. Тема 60: “Работа с природным материалом”. Формирование умения работать с природным материалом. Тема 61: “Экибаны”. Познакомить с техникой составления букетов. Раздел. “Творческий отчет” Тема 62: “Формы проведения творческого отчета”. Дать представление о возможных формах проведения творческого отчета. Тема 63: “Творческий отчет”. Подготовка и проведение творческого отчета. IV. Тематическое планирование и методическое обеспечение программы Раздел | № п/п | Тематическое планирование | Методическое обеспечение | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Формы подведения итогов | Техническое оснащение и средства | Дидактический материал | 1 | 1 | Мы знакомимся. | 2 | Игровой тренинг | | | Игры на знакомства: “Снежный ком”, “Автопортрет”, “Мечты”. | 2 | | Установление контакта. | 10 | | | Игры: “Странный город”, “Дракон”, “Ураган”, “Палочки-галочки”, “Моя пара”. | 2 | Хороший старт – залог успеха. | 3 | | | 3 | Распознавание и регуляция своего состояния. | 2 | | | 4 | Внимание к партнеру. | 3 | | | 5 | Пираты Карибского моря – 4. | 2 | | | 3 | | Сплочение детей в группе. | 10 | | | Игры: “Скала”, “Порядок на стуле”, “Путаница”, “Полет на луну”, “Монолит”, “Деревня Дэду”, “Ты мне нравишься тем…”, “Комплимент”. | 6 | Работа в группе. | 3 | | | 7 | Работа в микрогруппе. | 2 | | | 8 | Умение взаимодействовать. | 3 | | | 9 | Вся наша жизнь – игра. | 2 | | | 4 | | Степень доверия. | 8 | | | Игры: “Космическая скорость”, “Автодром”; упражнения: “Колокол доверия”, “Слепой - поводырь”. | 10 | Доверительные отношения. | 3 | | | 11 | Колокол доверия. | 2 | | | 12 | Слепой – поводырь. | 3 | | | 5 | | Степень ответственности. | 7 | | | Игры: “Чига-бум”, “Что есть что?”, “Ядовитая река”, “Ужасно-прекрасный рисунок”, “Табу”, “Автопортрет”, “ответственное решение”. | 13 | Забота о ближнем. | 2 | | | 14 | Ответственность. | 3 | | | 15 | Маска. | 2 | | | 6 | | Жизненные ценности. | 8 | | | Игры: “Индийский вождь”; упражнения: “Идеальный мир”, “Ценности”, “Наводнение”, “Землетрясение”. | 16 | Здоровый образ жизни. | 3 | | | 17 | Ценности жизни. | 2 | | | 18 | Автопортрет. | 3 | | | 7 | | Цивилизованное общение. | 7 | | | Игры: “Гиппопотам”, “массаж”, “Найти партнера глазами”, “5 фигур”, “Рассказ со словами”, “Изобрази чувство”. | 19 | Искусство общения. | 2 | | | 20 | Внимательное обращение друг к другу. | 3 | | | 21 | Невербальное общение. |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1465
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|