Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Практикум для подростков группы риска. Я устраиваюсь на работу. - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Практикум для подростков группы риска. Я устраиваюсь на работу.


Автор(ы): Мурашова Ирина Анатольевна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Анализ реальных жизненных ситуаций показывает, что наиболее трудным для молодого человека является переход от общеобразовательной школы к профессиональному труду, который как раз и приходится на подростковый возраст – время, когда человек принимает принципиальное решение о выборе профессионального пути.
Как выбрать профессию по душе и не ошибиться с главным делом жизни?
Эта проблема стояла перед молодёжью всегда, а в настоящее время она становится особенно актуальной, так как в связи с новыми социально-экономическими условиями в России и быстро изменяющимся рынком труда большинство выпускников школы не имеют ясной жизненной перспективы. Более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества.
Что значит правильный выбор профессии?
Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон человека с его индивидуальными особенностями, которые выражены в его физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет к человеку. При правильном выборе это должно быть совпадение индивидуальных способностей человека с требованиями профессии.
Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, а именно свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности.
Вот здесь как раз и выступает на первый план профориентация, которая помогает разобраться в себе, дать правильный прогноз.
Профессиональное самоопределение личности – это не разовое действие, а сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни человека, который включает в себя:
  • самопознание своих индивидуальных особенностей, интересов, сильных и слабых сторон;
  • сопоставление знаний о себе и предпочитаемой профессии;
  • выбор профессии и образа жизни.
В старшем школьном возрасте результатом процесса профессионального самоопределения является выбор будущей профессии, ведь именно подростковый и ранний юношеский возраст отличается ростом самопознания, возрастающим интересом к собственному “я”, которое тесно связано со способностью человека к осознанному и уверенному выбору профессии.
В связи с этим профориентационную работу нужно проводить в два этапа:
1 этап – это профессиональное просвещение. Главная цель на этом этапе – знания о мире профессий, тех требований, которые предъявляются профессией к человеку.
2 этап – это выбор профессии. Главная цель здесь – это определение направленности личности, интересов, склонностей и возможностей в различных специальных видах деятельности, помощь в выборе конкретной профессии, вуза, лицея или колледжа.
Предлагаемый подход к решению проблемы своевременного и точного профессионального и личностного самоопределения подростков не требует особых материальных затрат и основан на положении о том, что причины возможных трудностей в выборе профессии во многом определяются личностными проблемами. Без их решения невозможен ни правильный выбор профессии, ни успешная социальная адаптация, ни семейное благополучие.
Большой помощью в работе с подростками по их профессиональному самоопределению является программа “Я и моя профессия” Резапкиной Г.В.
Занятия подросткам помогают узнать о своих возможностях, о своих сильных и слабых сторонах, учат соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии, управлять своими эмоциями и разбираться в людях.
Цель практикума: обучение подростков группы риска социально-психологическим аспектам построения успешной будущей профессиональной карьеры.
Задачи практикума:
  • осознание подростками своих профессиональных ожиданий, отношения к
  • профессиональной карьере;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие навыков общения;
  • укрепление веры подростков в свои силы.
Структура практикума.
Практикум состоит из двух занятий:
1 занятие - “Если вам уже 16, и вы решаете проблему выбора профессии”.
2 занятие - “Приём на работу. Собеседование с работодателем”.
Участники: подростки-учащиеся 9-11 классов Муниципального образовательного учреждения
“Центр социально-трудовой адаптации и профориентации”.
Ход практикума
1 занятие.
Тема занятия: “Если вам уже 16, и вы решаете проблему выбора профессии”.
Занятие проводит социальный педагог.
Вступительное слово ведущего.
В жизни каждого человека выбор профессии – это сложный и ответственный шаг, от которого будет зависеть вся его дальнейшая деятельность.
Для решения проблемы “кем быть” необходимо воспользоваться некоторыми правилами.
Правило 1. Познай себя:
  • своё здоровье,
  • свои интересы, склонности,
  • свои способности, знания и умения.
Правило 2. Узнай всё об интересующих тебя профессиях:
  • предмет, цели и условия труда;
  • пути получения профессии;
  • медицинские противопоказания;
  • требования профессии к личности /профессионально важные качества/;
  • актуальность выбранной профессии на рынке труда и перспективы её развития.
В качестве примера рассмотрим профессиограмму “Парикмахер”.
Специализация:
мастер мужских причёсок;
мастер женских причёсок.
Парикмахер должен знать:
  • основы создания современных причёсок;
  • правила, способы и приёмы выполнения работ;
  • строение и свойства кожи и волос;
  • рецептуры питающих, красящих смесей;
  • действие косметических препаратов на кожу и волосы;
  • основы первой медицинской помощи.
Парикмахер должен уметь:
  • пользоваться оборудованием, инструментами, приборами и аппаратурой;
  • в соответствии с модой и особенностями лица производить стрижку, бритьё, мытьё, расчёсывание, укладку и завивку волос, выполнять их окраску и обесцвечивание;
  • накладывать компрессы;
  • делать массаж;
  • содержать в чистоте рабочее место.
Медицинские противопоказания:
  • кожные и аллергические заболевания;
  • малярия, гепатит В;
  • заболевания позвоночника и суставов;
  • заболевания вен ног;
  • нарушения координации движений кистей рук;
  • выраженные заболевания зрения;
  • нервно-психические заболевания.
Требования к психологическим особенностям. Профессионально важные качества парикмахера:
  • тонкая зрительно-моторная координация;
  • эстетический вкус;
  • аккуратность и терпеливость;
  • доброжелательность.
Родственные профессии:
  • парикмахер-модельер – выполняет сложные причёски, создаёт новые причёски;
  • гримёр-пастижёр – разрабатывает и выполняет гримёрные работы, изготавливает парики, шиньоны, бороды для актёров театров;
  • косметолог - выполняет массаж, делает очищающие и питающие кожу процедуры.
Правило 3. Соотнеси себя, свои возможности с требованиями выбранной профессии.
Чтобы правильно выбрать профессию необходимо задуматься над формулой, которую условно назвали “хочу” - “могу” - “надо”.
Первое неизвестное формулы – “хочу”. Выбирая профессию, определите, что Вам интересно, и чем бы Вы хотели заниматься каждый день на своём предполагаемом рабочем месте. Ответив на этот вопрос, Вы узнаете первое неизвестное в предполагаемой формуле.
Второе неизвестное формулы – “могу”. Если Вы обладаете профессионально важными качествами, которые предъявляет профессия, то Вы сможете достигнуть высокого уровня профессионального мастерства.
Третье неизвестное в формуле, “надо” - востребованность профессии на рынке труда. Помните, что жизнь не стоит на месте, и рынок труда меняется очень быстро, а вместе с изменениями в экономической ситуации происходят изменения и потребности в профессиях.
Для того, чтобы обеспечить работу и построить карьеру необходимо уметь представить свои возможности и способности на рынке труда; создать свой имидж, расположить к себе людей.
Попробуем ответить на вопрос “Как этого добиться?”. “Познай самого себя” - эта надпись украшала Дельфийский храм в Греции. Именно процесс самооткрытия, самопостижения и самопознания пронизывает всю сознательную жизнь человека.
Как же можно человеку лучше себя узнать? Ведущий напоминает о том, что на занятиях факультативного курса “Я и моя профессия” по программе профессионального самоопределения для подростков Резапкиной Г. В. учащиеся изучили свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, свойства нервной системы, познакомились с миром профессий, узнали требования профессии к человеку, познакомились с основами самопрезентации.
Практическая часть. Упражнение “Резюме”.
Резюме
— информация о ваших профессиональных и личностных качествах, которые могут заинтересовать потенциального работодателя.
Как правильно составить резюме:
  • текст должен быть четким, предпочтительно отпечатанным на машинке;
  • текст необходимо уместить на одной, в крайнем случае, двух страницах;
  • будьте как можно точнее в формулировках, помните, что нечеткое описание себя и своих профессиональных возможностей создаст о вас столь же неопределенное впечатление;
  • опишите, какой опыт вы имеете, даже если это опыт работы на общественных началах или во время практики в период обучения;
  • опыт работы лучше излагать в порядке, обратном хронологическому;
  • не стоит указывать ничего негативного о себе, но вы должны быть готовы в позитивном тоне обсуждать эти вопросы в ходе собеседования;
  • проверьте, нет ли в тексте орфографических ошибок;
  • дайте прочитать текст кому-нибудь еще.
Ведущий предлагает подросткам в течение 10-15 минут составить свое резюме с указанием следующей информации:
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Дата и место рождения (указать число, месяц, год рождения).
3. Образование (последнее место учебы: название учебного заведения, время обучения с... по..., специальность и квалификация, номер диплома; курсы повышения квалификации).
4. Дополнительные навыки:
  • дополнительное образование (курсы 2-3 месячные);
  • знание языков (родной, иностранный);
  • компьютерная грамотность (какие программы знает);
  • водительские права (на какую категорию машин);
  • участие в конференциях и семинарах и др.
5. Опыт работы.
6. Навыки и умения, которые приобретены в процессе работы. Основные черты характера, которые Вы цените в себе. Награды, грамоты, степени, звания.
7. Для связи: домашний адрес и телефон.
8. Дата и подпись.
Далее в беседе с учащимися обсуждается, что такое имидж, из каких составляющих складывается это понятие, как достичь успеха при помощи имиджа. Учащиеся знакомятся с советами социального педагога и психолога относительно таких составляющих имиджа, как одежда и оптимальный выбор её цвета, тембр голоса и интонация, позы и жесты. Обсуждаются и другие аспекты проблемы создания собственного неповторимого имиджа.
Замечания для ведущего: учитывая специфику подростков, следует заметить, что недопустимо при устройстве на работу использовать сленг, прийти с эпатажной причёской, с ультрамодными элементами одежды.
Используя полученные знания, подростки создают имидж-картинку – цветной рисунок, коллаж и т. д., отражающий их представление о сво...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1750

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340