Главная / Методические материалы / Социальная педагогика
Практикум для подростков группы риска. Я устраиваюсь на работу.
Автор(ы): Мурашова Ирина Анатольевна, Учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Анализ реальных жизненных ситуаций показывает, что наиболее трудным для молодого человека является переход от общеобразовательной школы к профессиональному труду, который как раз и приходится на подростковый возраст – время, когда человек принимает принципиальное решение о выборе профессионального пути. Как выбрать профессию по душе и не ошибиться с главным делом жизни? Эта проблема стояла перед молодёжью всегда, а в настоящее время она становится особенно актуальной, так как в связи с новыми социально-экономическими условиями в России и быстро изменяющимся рынком труда большинство выпускников школы не имеют ясной жизненной перспективы. Более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества. Что значит правильный выбор профессии? Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон человека с его индивидуальными особенностями, которые выражены в его физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет к человеку. При правильном выборе это должно быть совпадение индивидуальных способностей человека с требованиями профессии. Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, а именно свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности. Вот здесь как раз и выступает на первый план профориентация, которая помогает разобраться в себе, дать правильный прогноз. Профессиональное самоопределение личности – это не разовое действие, а сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни человека, который включает в себя: - самопознание своих индивидуальных особенностей, интересов, сильных и слабых сторон;
- сопоставление знаний о себе и предпочитаемой профессии;
- выбор профессии и образа жизни.
В старшем школьном возрасте результатом процесса профессионального самоопределения является выбор будущей профессии, ведь именно подростковый и ранний юношеский возраст отличается ростом самопознания, возрастающим интересом к собственному “я”, которое тесно связано со способностью человека к осознанному и уверенному выбору профессии. В связи с этим профориентационную работу нужно проводить в два этапа: 1 этап – это профессиональное просвещение. Главная цель на этом этапе – знания о мире профессий, тех требований, которые предъявляются профессией к человеку. 2 этап – это выбор профессии. Главная цель здесь – это определение направленности личности, интересов, склонностей и возможностей в различных специальных видах деятельности, помощь в выборе конкретной профессии, вуза, лицея или колледжа. Предлагаемый подход к решению проблемы своевременного и точного профессионального и личностного самоопределения подростков не требует особых материальных затрат и основан на положении о том, что причины возможных трудностей в выборе профессии во многом определяются личностными проблемами. Без их решения невозможен ни правильный выбор профессии, ни успешная социальная адаптация, ни семейное благополучие. Большой помощью в работе с подростками по их профессиональному самоопределению является программа “Я и моя профессия” Резапкиной Г.В. Занятия подросткам помогают узнать о своих возможностях, о своих сильных и слабых сторонах, учат соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии, управлять своими эмоциями и разбираться в людях. Цель практикума: обучение подростков группы риска социально-психологическим аспектам построения успешной будущей профессиональной карьеры. Задачи практикума: - осознание подростками своих профессиональных ожиданий, отношения к
- профессиональной карьере;
- развитие творческих способностей;
- развитие навыков общения;
- укрепление веры подростков в свои силы.
Структура практикума. Практикум состоит из двух занятий: 1 занятие - “Если вам уже 16, и вы решаете проблему выбора профессии”. 2 занятие - “Приём на работу. Собеседование с работодателем”. Участники: подростки-учащиеся 9-11 классов Муниципального образовательного учреждения “Центр социально-трудовой адаптации и профориентации”. Ход практикума 1 занятие. Тема занятия: “Если вам уже 16, и вы решаете проблему выбора профессии”. Занятие проводит социальный педагог. Вступительное слово ведущего. В жизни каждого человека выбор профессии – это сложный и ответственный шаг, от которого будет зависеть вся его дальнейшая деятельность. Для решения проблемы “кем быть” необходимо воспользоваться некоторыми правилами. Правило 1. Познай себя: - своё здоровье,
- свои интересы, склонности,
- свои способности, знания и умения.
Правило 2. Узнай всё об интересующих тебя профессиях: - предмет, цели и условия труда;
- пути получения профессии;
- медицинские противопоказания;
- требования профессии к личности /профессионально важные качества/;
- актуальность выбранной профессии на рынке труда и перспективы её развития.
В качестве примера рассмотрим профессиограмму “Парикмахер”. Специализация: мастер мужских причёсок; мастер женских причёсок. Парикмахер должен знать: - основы создания современных причёсок;
- правила, способы и приёмы выполнения работ;
- строение и свойства кожи и волос;
- рецептуры питающих, красящих смесей;
- действие косметических препаратов на кожу и волосы;
- основы первой медицинской помощи.
Парикмахер должен уметь: - пользоваться оборудованием, инструментами, приборами и аппаратурой;
- в соответствии с модой и особенностями лица производить стрижку, бритьё, мытьё, расчёсывание, укладку и завивку волос, выполнять их окраску и обесцвечивание;
- накладывать компрессы;
- делать массаж;
- содержать в чистоте рабочее место.
Медицинские противопоказания: - кожные и аллергические заболевания;
- малярия, гепатит В;
- заболевания позвоночника и суставов;
- заболевания вен ног;
- нарушения координации движений кистей рук;
- выраженные заболевания зрения;
- нервно-психические заболевания.
Требования к психологическим особенностям. Профессионально важные качества парикмахера: - тонкая зрительно-моторная координация;
- эстетический вкус;
- аккуратность и терпеливость;
- доброжелательность.
Родственные профессии: - парикмахер-модельер – выполняет сложные причёски, создаёт новые причёски;
- гримёр-пастижёр – разрабатывает и выполняет гримёрные работы, изготавливает парики, шиньоны, бороды для актёров театров;
- косметолог - выполняет массаж, делает очищающие и питающие кожу процедуры.
Правило 3. Соотнеси себя, свои возможности с требованиями выбранной профессии. Чтобы правильно выбрать профессию необходимо задуматься над формулой, которую условно назвали “хочу” - “могу” - “надо”. Первое неизвестное формулы – “хочу”. Выбирая профессию, определите, что Вам интересно, и чем бы Вы хотели заниматься каждый день на своём предполагаемом рабочем месте. Ответив на этот вопрос, Вы узнаете первое неизвестное в предполагаемой формуле. Второе неизвестное формулы – “могу”. Если Вы обладаете профессионально важными качествами, которые предъявляет профессия, то Вы сможете достигнуть высокого уровня профессионального мастерства. Третье неизвестное в формуле, “надо” - востребованность профессии на рынке труда. Помните, что жизнь не стоит на месте, и рынок труда меняется очень быстро, а вместе с изменениями в экономической ситуации происходят изменения и потребности в профессиях. Для того, чтобы обеспечить работу и построить карьеру необходимо уметь представить свои возможности и способности на рынке труда; создать свой имидж, расположить к себе людей. Попробуем ответить на вопрос “Как этого добиться?”. “Познай самого себя” - эта надпись украшала Дельфийский храм в Греции. Именно процесс самооткрытия, самопостижения и самопознания пронизывает всю сознательную жизнь человека. Как же можно человеку лучше себя узнать? Ведущий напоминает о том, что на занятиях факультативного курса “Я и моя профессия” по программе профессионального самоопределения для подростков Резапкиной Г. В. учащиеся изучили свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, свойства нервной системы, познакомились с миром профессий, узнали требования профессии к человеку, познакомились с основами самопрезентации. Практическая часть. Упражнение “Резюме”. Резюме — информация о ваших профессиональных и личностных качествах, которые могут заинтересовать потенциального работодателя. Как правильно составить резюме: - текст должен быть четким, предпочтительно отпечатанным на машинке;
- текст необходимо уместить на одной, в крайнем случае, двух страницах;
- будьте как можно точнее в формулировках, помните, что нечеткое описание себя и своих профессиональных возможностей создаст о вас столь же неопределенное впечатление;
- опишите, какой опыт вы имеете, даже если это опыт работы на общественных началах или во время практики в период обучения;
- опыт работы лучше излагать в порядке, обратном хронологическому;
- не стоит указывать ничего негативного о себе, но вы должны быть готовы в позитивном тоне обсуждать эти вопросы в ходе собеседования;
- проверьте, нет ли в тексте орфографических ошибок;
- дайте прочитать текст кому-нибудь еще.
Ведущий предлагает подросткам в течение 10-15 минут составить свое резюме с указанием следующей информации: 1. Фамилия, имя, отчество. 2. Дата и место рождения (указать число, месяц, год рождения). 3. Образование (последнее место учебы: название учебного заведения, время обучения с... по..., специальность и квалификация, номер диплома; курсы повышения квалификации). 4. Дополнительные навыки: - дополнительное образование (курсы 2-3 месячные);
- знание языков (родной, иностранный);
- компьютерная грамотность (какие программы знает);
- водительские права (на какую категорию машин);
- участие в конференциях и семинарах и др.
5. Опыт работы. 6. Навыки и умения, которые приобретены в процессе работы. Основные черты характера, которые Вы цените в себе. Награды, грамоты, степени, звания. 7. Для связи: домашний адрес и телефон. 8. Дата и подпись. Далее в беседе с учащимися обсуждается, что такое имидж, из каких составляющих складывается это понятие, как достичь успеха при помощи имиджа. Учащиеся знакомятся с советами социального педагога и психолога относительно таких составляющих имиджа, как одежда и оптимальный выбор её цвета, тембр голоса и интонация, позы и жесты. Обсуждаются и другие аспекты проблемы создания собственного неповторимого имиджа. Замечания для ведущего: учитывая специфику подростков, следует заметить, что недопустимо при устройстве на работу использовать сленг, прийти с эпатажной причёской, с ультрамодными элементами одежды. Используя полученные знания, подростки создают имидж-картинку – цветной рисунок, коллаж и т. д., отражающий их представление о сво...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1750
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|