Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Интегрированный урок по экологии с элементами патриотического воспитания на тему Слово о зеленом друге
Автор(ы): Пузина Лариса Александровна, учитель биолгии, химии, географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: познакомить учащихся с лесными богатствами России, значением леса в военное время и в наши дни, рассмотреть вопросы охраны лесных богатств. Оборудование: компьютер, экран, медиапроектор, компьютерная презентация. Ход урока Учитель: Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Называется он “Слово о зелёном друге”. Мы будем говорить о лесе, его героическом военном прошлом, его настоящем и будущем. Ведущий: Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны. Дорогой ценой было завоёвано счастье жить и трудиться под мирным небом. И память об этом живёт в сердцах людей. Немало памятников и обелисков появилось на нашей многострадальной земле. Они призывают не забывать трагедий войны. Но есть и другие памятники, живые, которые тоже напоминают о военном времени. Эти памятники – деревья. 1-й ученик: Их обжигала пламенем война, Под их шатрами умирали люди, И потому, быть может, Седина на их коре, Что путь был очень труден… Стоят в веках свидетели войны, Они всю жизнь глядят в реку с обрыва… И каждому прохожему видны Дубы, напоминающие взрывы. Ведущий: Много могли бы рассказать о войне деревья. (Звучит песня “Священная война”). Видели они, как в памятном 41-м году обрушились на нашу землю свинцовые дожди, заполыхали в небе огненные сполохи, охватил города и сёла, леса и поля дым пожарищ. На защиту отчего края от немецко-фашистских захватчиков поднялась вся страна. И вместе со всем народом на защиту Родины встали леса. 2-й ученик: Деревья тоже воевали, Как стяги, головы подняв. Где нужно, гордо умирали, С груди своей листву сорвав. Бывали и в кругу пожарищ И в окружении врага… Солдат спасали в битвах жарких Раскинув ветви, как рога. Земли родной тревоги, беды, По-настоящему поняв, Они смотрели на свет белый, Корнями Родину обняв. Шумели, словно призывали Идти войною на войну… И вместе с нами отстояли Всю необъятную страну. Ведущий: Самым любимым деревом у нашего народа издавна была берёзка. Белоствольная красавица щедро поила людей своим соком, лечила от недугов, верно хранила девичьи тайны, собирала в праздники на веселье молодёжь. Берёза делила с народом радость и грусть в мирное время, разделила она и тяготы войны. 3-й ученик: Ты её увидишь – и забьётся сердце… Сколько о берёзе сложено стихов! Может быть довольно? Но куда же деться, Если песня в сердце созревает вновь? Потому что помню: в новенькой шинели Я почти мальчишкой уходил на фронт, И берёзы тихо мне вослед глядели, Русский посылая до земли поклон. Потому что помню небо в грозных грозах. И когда упал я, ранен, чуть живой, Надо мной склонилась белая берёза Доброй милосердия сестрой. И во мне воскресли молодые силы, Солнце засияло, засветлела высь! Красота России, чистота России В ней, берёзе белой, на века сплелись. Ведущий: Невозможно представить нашу Родину без берёзовых рощ. Полстраны украсила белоствольная красавица. Удивительная красота и чистота, простота и теплота соединились в ней. В дни военных испытаний берёза волновала сердца, поднимала в душе великую любовь к отчему краю, вселяла веру в победу. 4-й ученик: Деревья тоже воевали И нас спасали от войны: Стволы под пули подставляли И гибли гордыми они. И партизанили деревья. Горели их сердца – костры. А пламя, как знамёна, реяло, Укрывшись в зарослях густых. Деревья тоже воевали И стойко вынесли войну. Деревья тоже умирали, Корнями к Родине прильнув. 5-й ученик: Ни днём, ни ночью фашисты не знали покоя на оккупированной территории. Летели под откос вражеские эшелоны с техникой, взрывались мосты, на дорогах подрывались автомашины с гитлеровцами. В тылу врага шла партизанская война. И как верный друг, лес помогал народным мстителям. На каждом шагу врагу мерещились партизаны. В сумерках даже одиноко стоящее дерево заставляло фашистов трепетать от страха. Особенно они боялись лесных массивов, где за любым кустом, любым пригорком их могла настигнуть смерть. 6-й ученик: Деревья ложились плашмя, как солдаты, Редели ряды с каждым днём. А немцы сжигали лесные квадраты Губительным, шквальным огнём. Строчил пулемёт в амбразуре бетонной, Покоя не знал гарнизон. Наш лес партизанский, могучий, зелёный Весной наступал на бетон. Под камнями кости захватчиков тлеют, Их каски ржавеют вокруг. А лес разрастается, лес зеленеет. Наш верный помощник и друг. Ведущий: Прошли годы… Заросли травой партизанские землянки. Не звучат в рощах автоматные очереди, не сотрясают землю взрывы гранат. Ушла в прошлое война, на время не стёрло её следы в лесу. 7-й ученик (+8-й ученик): Изранен он воронками и рвами, Вот старая траншея, словно шрам… Мы в этот лес приходим за цветами, Он всё, что может, щедро дарит нам. Как вся страна, лес тоже в сорок первом Прикрыл собой дорогу на Москву. От взрывов ветки вздрагивали нервно И падали в опавшую листву. Да что там ветки, если боль иная Пронзает память – о погибших речь… Лес до сих пор вздыхает, вспоминая Всех тех, кого не смог от пуль сберечь. Но зашумит вдруг громче и тревожней, Грозу почуяв в ближней стороне, И каждый листик отзовётся дрожью На гром – напоминанье о войне. Людей всегда радушно принимая, Открытый солнцу и тугим ветрам, Как молодеет он в начале мая!.. Как будто в день Победы ветеран. Учитель: Лес в мирное время – это кладезь тишины, покоя и счастья. Как приятно в жаркий летний день войти под сень деревьев, ощутить прохладу и умиротворённость. 9-й ученик (+10-й ученик): Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный Средь пятен солнечных и строгой тишины, Встречает грудь твоя так радостно, так жадно Дыханье влажных трав и аромат сосны. Нога твоя скользит по россыпи иголок Или шуршит травой, роняя капля рос. А сумрачный навес широколапых ёлок Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз. То духотой пахнёт, то прошлогодней прелью, То запахом грибным у срубленного пня. Зальётся пеночка короткой, чёткой трелью, И ветер прошумит в сухой истоме дня. Привет тебе, приют свободы и покоя, Родного севера неприхотливый лес! Ты полон свежести, и всё в тебе живое, И столько у тебя загадок и чудес! Ты испокон веков сдружился с человеком. Берёт он для себя от щедрости твоей. Грибы и ягоды по солнечным просекам, И пищу, и жильё, и мачты кораблей. Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило, Где чистым воздухом так сладостно дышать, Есть в травах и цветах пленительная сила Для всех, умеющих их тайны разгадать! Учитель: На земном шаре в настоящее время леса занимают ? часть суши. Российские леса являются основой экологической прочности биосферы всего Северного полушария Земли, поскольку 22% площади лесов и 25% древесины мира находятся в России. Леса занимают 45% территории страны. К настоящему времени в России имеется 14 млн. га посаженных лесов, в основном на Европейской части. Распределение лесов на территории России очень неравномерно, в Европейской части России произрастает 20% всех лесов, а 80% лесов сосредоточено в Азиатской части нашей страны. В лесных экосистемах основную биомассу продуцируют деревья. Это сложный тип экосистем, в составе которых есть не только деревья, но и кустарники, травы, мхи, лишайники. Разнообразно и животное население лесов. Различают следующие основные типы лесов умеренных широт: Хвойные леса – еловые, сосновые, пихтовые, кедровые, лиственничные. Эти леса занимают северную часть лесной зоны России, называемую тайгой, и верхнюю часть лесного пояса гор – Кавказа, Карпат, Памира и Тянь-Шаня. Они дают наиболее ценную древесину, и потому именно в тайге ведут основные лесозаготовки, часто истощающие леса. Широколист...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2583
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|