Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование современных компьютерных технологий в эстетическом воспитании школьников - Преподавание музыки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

Использование современных компьютерных технологий в эстетическом воспитании школьников


Автор(ы): Красноперова Татьяна Вадимовна, учитель музыки, руководитель структурного подразделения


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
“Чтобы воспитывать человека чувствующим и думающим,его следует воспитывать, прежде всего, эстетически”
Ф. Шиллер.

В настоящее время система воспитания школьников имеет разностороннюю ярко выраженную экологическую направленность. Однако формирование экологической культуры личности невозможно рассматривать в отрыве от культуры эстетической – как части духовной культуры, которая связана, прежде всего, с представлениями о чувственно-эстетических свойствах окружающей действительности, - с одной стороны и с активностью эстетического сознания и созидательной деятельностью, - с другой [1].
Обращаясь к такой области научных знаний как эстетика, педагог может научить ребёнка целостному восприятию окружающего мира, сформировать у него эстетический вкус, развить способность к эмпатии, тем самым, научив его переживать и сопереживать, а так же отождествлять культурные ценности в своей жизни с эстетическими идеалами.
Вопросы эстетического воспитания и образования широко раскрываются и рассматриваются образовательной областью “Искусство”. Практика показала, что некоторые элементы эстетического представления научного знания стали вводиться в преподавание и других школьных предметов, таких как информатика. Несмотря на это, формирование эстетического знания, основ искусства, требует учёта единых принципов и методов преподавания науки и искусства, на что стали обращать особое внимание творческие педагоги.
В настоящее время ведётся интенсивный поиск новых подходов и внедрение эффективных методов в организацию учебного процесса по предмету “Музыка”, которые осуществляются с помощью современных компьютерных технологий. Они способствуют одновременно всестороннему развитию и творчески-активному росту личности учащегося, формированию уровня его воспитанности и коммуникативной культуры, а также высокому уровню внутренней духовной культуры.
В данной статье рассматривается роль современных компьютерных технологий в сфере эстетического воспитания и образования школьников, значительно повышающих мотивацию и развивающих интерес к музыке и искусству в целом, что подтверждается практическим опытом автора, представленного в рамках школьного учебного предмета “Музыка” в условиях гимназии №1 г. Братска.
Современное образование стремительно набирает скорость в области новейших информационных технологий. Компьютеризация стала одним из главных направлений в получении определённых знаний учащимися в различных предметных областях. Именно компьютерные системы и мультимедийные установки могут сегодня не только оказывать большую помощь, но и помогать учителю-предметнику решать важнейшие задачи, связанные с эстетическим воспитанием и образованием детей как в процессе урока, так и во внеурочное время.
Проблемы эстетического воспитания необходимо и целесообразно рассматривать и обсуждать на самых высоких и разных уровнях, искать их возможное и реальное решение в процессе обучения музыке, используя работу с компьютером.
Казалось бы, компьютер и эстетическое воспитание вещи мало совместимые и в педагогической литературе встречаются крайне редко, но отечественные и зарубежные исследователи всё чаще обращаются к этой проблеме, интегрируя в целостном единстве такие понятия как искусство, воспитание, компьютер.
Появление компьютеров раскрывает большие возможности в преподавании предметов художественно-эстетического цикла, таких как “Музыка”, “Изобразительное искусство”, проникая в глубину их природной сущности. В настоящее время современные компьютерные технологии занимают достаточно ведущее место в качественном и эффективном преподавании этих предметов. Практика показала, что процесс обучения с привлечением компьютерной техники на уроках художественно-эстетического цикла, в том числе и “Музыки”, имеет большие возможности и широкие перспективы среди большого количества разнообразных методик.
Известно, что процесс глубокого познания искусства происходит за счёт вовлечения субъекта в деятельно-практическое его освоение. Поэтому, именно компьютер сегодня является наиболее мощным и действенным средством, как в эстетической активности школьников, так и в формировании у них эстетического интереса, от которого будет зависеть дальнейшее эстетическое развитие личности.
Под эстетическим интересом понимается форма познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание эстетической деятельности, которая, в свою очередь, отражает формы и проявления человеческой деятельности, детерминированные эстетической потребностью[2].
Освоение искусства на разных возрастных ступенях осуществляется благодаря интегрированной деятельно-практической работе на уроке, которая проявляется в полихудожественной деятельности. Это значительно активизирует внимание учащихся и побуждает их к созидательному творчеству. В этом случае личность учителя, его авторитет и знания воздействуют на ученика с достаточной силой и остаются наиболее существенными на длительный период. Мастерство и увлечённость учителя, его духовный мир и стремление к созданию прекрасного вокруг себя и ребёнка является первой ступенькой для раскрытия творческого потенциала школьника, для его самоопределения и самореализации в эстетической деятельности.
Компьютерное пространство значительно расширяет поле активности обучающихся школьников и является более интенсивным собеседником, по сравнению с книгой. При этом личность учителя, безусловно, останется стержневой направляющей в обучении и ведущей на всех этапах урока, хотя компьютер при этом выступает лишь как средство, помогающее в решении поставленных задач. Поэтому сегодня, когда компьютерные технологии проникли буквально во все сферы деятельности человека, преподаватель любой дисциплины, в том числе и музыки, может рассчитывать на компьютер, как на электронного ассистента в учебном процессе. Следовательно, в таких условиях роль учителя значительно меняется. Он перестаёт быть источником информации, а становится организатором учебно-познавательной деятельности школьников.
Целесообразным является практическая реализация выполнения конкретно деятельностно-практической стороны урока, которая возможна на этапах закрепления пройденного материала, а также в процессе усвоения новой темы. В этом случае учащимся предлагается материал для самостоятельного исследования, усвоения и закрепления новой темы.
Специфика предмета “Музыка”, методика его преподавания и методические приёмы позволяют в процессе урока предлагать учащимся выступить в качестве композитора, исполнителя, слушателя.
Автором практикуются такие формы работы на уроке музыки как: “Мастерская композитора”, “Путешествие в Звон-город”, “Симфонический оркестр – сказочник” и др.. Они способствуют у школьников разного возраста пробуждению интереса к музыке, развитию музыкальных способностей, навыкам импровизации, сочинению музыки, а также демонстрируют электронное музыкальное творчество в виде компьютерных музыкальных аранжировок (для категории одарённых детей).
Подобные формы работы способны удовлетворить всё возрастающий интерес к компьютерно-электронным технологиям, а также помочь учителю целенаправленно раскрыть творческий потенциал учащихся, тем самым, наполнив каждый урок рождением новой музыки.
Интерактивный принцип музыкально-творческой деятельности позволяет автору приобщить таким образом к высокохудожественным музыкальным ценностям всех желающих школьников, не имеющих никакой музыкальной подготовки. Это позволяет значительно расширить круг заинтересованных учащихся, вовлекает их в процесс музицирования, формирует достаточно хороший эстетический вкус, способствующий значительному повышению музыкальной культуры школьников и культуры общества в целом.
Наблюдения за учащимися в ходе интегрированных уроков музыки и информатики показали, что в момент создания музыкального произведения средствами новых компьютерных технологий активизируются фантазия, логическое мышление, целостное видение, комплексное восприятие. В процессе такой музыкальной деятельности учащийся “составляет” свою музыку из отдельных элементов музыкального языка, создавая целостный музыкальный образ, подчиненный творческому замыслу начинающего “творца-композитора”, что способствует значительному повышению учебно-познавательной активности и интереса учащихся к музыке.
Базовый компонент в системе школьного образования не предполагает дополнительного времени для творческой самореализации личности, следовательно, эту проблему может разрешить специальный интегрированный курс информатики и музыки. И хотя данный союз несколько необычен, но обещает колоссальные изменения в преподавании музыки как школьного предмета и общения с музыкой как с видом искусства, формируя у школьников высокую мотивацию, устойчивый познавательный, эстетический и музыкальный интересы.
Опираясь на собственный практический опыт следует отметить, что в таком взаимодействии главную нагрузку мог бы взять на себя, в рамках школьной учебной дисциплины, и предмет “Музыка”, однако тогда, на наш взгляд, информатику следовало бы рассматривать как предмет эстетического цикла, а не как предмет, развивающий только логическое мышление и относящийся к точным наукам.
Таким образом, умение учащихся работать с компьютером, свободное владение современными компьютерными технологиями, несомненно, будут способствовать их творчеству, осознанию своей индивидуальности, желанию мечтать, изобретать, создавать, созидать.
Современные интенсивные методики преподавания музыки органично сочетают в себе такие компьютерные технологии, которые построены на интерактивных функциях. Они обеспечивают обучаемому возможность интерактивного общения и способствуют формированию медиакультуры в художественно-эстетическом развитии.
Именно интерактивные функции компьютера позволяют нам рассматривать информатику как предмет художественно-эстетического цикла, а средства мультимедиа раскрывают широкий диапазон общения учащихся с высокохудожественными произведениями искусства, способствующими формированию творческой личности, развитию его образного мышления, а главное формированию экологического сознания и духовного развития.
Использование мультимедийного оборудования на уроке музыки позволяет наиболее глубоко осваивать материал таких тем, как:
1 класс – “Как говорит искусство”? или “Что такое музыкальная речь?”;
2 класс – “Интонация”;
5 класс – “Музыка и литература”, “Музыка и изобразительное искусство”;
7 класс – “Музыкальный образ”, “Музыкальная драматургия”;
8 класс – “Музыка и современность” и др.
Мультимедийная компьютерная система способна обеспечивать широкий диапазон наглядного материала с использованием звука и анимации, на протяжении всего занятия поддерживать устойчивый интерес учащихся на высоком уровне, осуществлять интеграцию таких школьных предметов как музыка, изобразительное искусство, информатика и др..
Работа с персональным компьютером на уроке музыки, а также систематическое его внедрение в образовательное пространство не только самого урока, но и предмета в целом, несомненно, оказывает сильное эмоциональное воздействие на учащихся особенно в процессе восприятия произведений искусства.
Следует отметить ещё один важный аспект, способствующий эстетической направленности, а также интеллектуальному росту учащихся – научное общество, которое с каждым годом в гимназии привлекает всё большее число участников.
Научное общество учащихся (НОУ) – это добровольное творческое объединение учащейся молодёжи, стремящейся совершенствовать свои знания в определённой области науки, искусства, техники[3].
На сегодняшний день достаточно большая группа учителей-предметников гимназии №1 работает с учащимися по своему предметному направлению. Традиционно проходит открытая гимназическая научно-практическая конференция “В знании – сила” в рамках научно-социальной программы для молодёжи “Шаг в будущее”.
Интенсификация научной деятельности учащихся происходит за счёт использования новых современных компьютерных технологий. Они призваны, на данном этапе, видоизменять содержание образования, повышать познавательный интерес учащихся к различным научным областям, способствовать получению новых знаний по конкретному учебному предмету.
Ведущими принципами в этой деятельности выступают: развитие творческих способностей учащихся, доступность информации, внедрение элементов опережающего обучения. Для реализации указанных принципов необходима информационная поддержка системы образования новыми научными знаниями, доступ к которым в гимназии обеспечен и осуществляется через средства телекоммуникаций. Строгое соблюдение данных принципов способствует достижению качественно новых результатов в области научного исследования учащихся.
Направляющее и формирующее начало для исследований в области культурологии, безусловно, лежит в основе урока музыки как урока искусства, а главное в достижении основной цели, представленной Д. Кабалевским в программе: формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры[4].
Затронутые проблемы, касающиеся предмета “Музыка”, широко рассматриваются в психолого-педагогической литературе, а область эстетики продолжает наиболее полно раскрывать законы эстетического освоения действительности, проявляющиеся в искусстве, субъектом которого всегда был и остаётся не просто человек, а человек чувствующий. Поэтому задача школы, учителя музыки и родителей всячески способствовать эстетическому воспитанию и образованию своих воспитанников, воздействуя на них всем комплексом средств разных видов искусств, а также искусств, представленных с помощью современных компьютерных технологий.
Эстетическое воспитание и образование учащихся в современном веке на разных уровнях средствами новых компьютерных технологий, есть и остаётся одной из важных направляющих на пути восхождения Человека к ДУХОВНОСТИ.
Процесс воспитания всегда связан с конкретным результатом, направленным на формирование личности человека.
Ещё в древности философы представляли себе человека средоточием фундаментальных добродетелей, вбирающих в себя гармоничное сочетание внешних физических и внутренних духовных достоинств человека как идеал воспитания. В связи с этим целеполагание воспитательного значения в педагогике направлено на формирование всесторонне развитой личности, что и является качественно ведущей идеей, идеалом, к которому стремится наше общество.
Понятие “эстетическое воспитание” рассматривается как сложный многоуровневый процесс становления эстетической культуры личности как одной из её доминант[5].
Наблюдения за детьми дают основания считать, что эстетическим воспитанием возможно и необходимо заниматься с самого раннего возраста, что даст соответствующий результат – эстетическое развитие, которое как один из путей способствует становлению всесторонне развитой личности.
Эстетическое развитие в свою очередь определяет уровень эстетической воспитанности, критерием которой является овладение эстетической культурой. Данное понятие рассматривается как часть духовной культуры, направленное на формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей, вкусов, способностей.
Многочисленная музыкально-педагогическая литература (серийные издания, авторские монографии, сборники научных трудов и т.п.) рассматривают конкретные направления эстетического воспитания школьников и приобщения их к музыкальному искусству, к которым относятся:
  • методика развития интереса учащихся к музыкальным ценностям;
  • проблемы развития музыкальных потребностей, музыкального восприятия;
  • развитие музыкальности, музыкальных способностей (слуха, памяти, ритма), художественно-эстетического вкуса.
Все эти направления могут успешно развиваться как в учебно-воспитательном процессе гимназии, так и в условиях семьи, которая в данном случае, выступает как важный посредник между образовательным учреждением и ребёнком, соблюдая все правила преемственности.
Опыт показывает, что воспитательный потенциал семьи усиливается через интеграцию её воспитательного воздействия с о...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2924

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340