Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Использование современных средств наглядности в обучении детей с нарушениями зрения
Автор(ы): Воронова Елена Евгеньевна, учитель математики и информатики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Обучение и воспитание в школах слепых и слабовидящих имеют ряд собственных принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения. Формирование целостного и полного восприятия является важной задачей в развитии познавательной деятельности детей с нарушениями зрения. При их обучении необходимо применять упражнения на формирование способов зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, являющихся основой элементарных математических представлений. Задания и упражнения на активизацию зрительных функций и развитие зрительного восприятия служат не только формированию перцептивных действий, но и способствуют формированию мышления ребенка. Комплексность занятий по математике обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов. И в то же время у них развиваются зрительное внимание и зрительная память. Коррекционная направленность процесса обучения слабовидящих детей во многом зависит от успешной реализации принципа наглядности. Принцип наглядности — это основное исходное положение дидактики, определяющее направление работы с наглядным материалом, предусматривающее обязательность его использования в учебном процессе. Этот принцип был сформулирован еще в трудах Я.- А. Коменского, а в дальнейшем развит И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским и другими. Необходимо чётко разграничивать понятие принципа наглядности и наглядных методов обучения. Наглядный метод характеризуется как способ реализации этого исходного положения, заключающийся в построении системы обучения с использованием средств наглядности. Средства наглядности используются при изложении учебного материала учителем, в ходе самостоятельной деятельности учеников по приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контроле за усвоением материала и при других видах деятельности и учителя, и учеников. Однако, необоснованное, произвольное и избыточное применение наглядности на занятии может дать и отрицательный эффект. В связи с этим, рассмотрим ряд условий, которые необходимо соблюдать при использовании средств наглядности: 1) Применяемая наглядность должна соответствовать возрасту, психофизическим особенностям учащихся. 2) Наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока. 3) Необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций. 4) Детально продумывать руководство восприятием учениками пособия (попутные пояснения, выделение главного, комментирование и т. п.). 5) Демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала. 6) Привлекать самих учеников к нахождению и анализу желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. 7) Необходимо рационально сочетать различные формы и методов сообщения учебного материала и учебного труда учеников с учетом содержания и специфики наглядных пособий. В обучении слабовидящих детей необходимо иметь в виду ряд специальных факторов, учитывающих состояние органов зрения школьников, уровень развития их чувствительности. При реализации наглядных методов обучения и формировании адекватных представлений об объектах и процессах у учеников с нарушениями зрения необходимо учитывать следующие факторы: 1. Состав и структуру нарушенных функций детей. 2. Целевые установки на восприятие и последующее воспроизведение объектов и процессов. 3. Характерные признаки объектов и процессов, доступные для восприятия с помощью сохранной сенсорной системы. 4. Полноту первоначального восприятия, глубину анализа и синтеза признаков и свойств обучаемых объектов, их изменений и превращений. 5. Частоту восприятия и воспроизведения изучаемых объектов и процессов в ходе познавательной деятельности учеников при изучении основ наук. Дидактические задачи, решаемые с помощью применения средств наглядности: 1. Вовлечение сохранной сенсорной системы в познавательную деятельность учеников. 2. Формирование целостных, адекватных действительности образов. 3. Повышение эффективности восприятия и репродуктивной деятельности детей с нарушениями зрения. 4. Сообщение более полной и точной учебной информации, повышение в результате этого качества обучения. 5. Повышение доступности обучения. 6. Повышение темпа изложения учебного материала. 7. Повышение интереса учеников, удовлетворение их запросов и любознательности. 8. Снижение утомляемости детей на занятиях. 9. Увеличение доли времени на самостоятельную работу учеников.Конец формы Учитель может использовать различные средства наглядности: реальные объекты (предметы, явления, процессы), их изображения (фотографии, рисунки, диапозитивы, кодопозитивы, видеофильмы), с помощью которых можно сделать понятными для детей события, явления, процессы, не доступные их непосредственному наблюдению; модели изучаемых объектов и явлений. Знание форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность учителю творчески применять средства наглядности сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения. Формы использования учителем речи для создания у учеников наглядных образов различны. Это могут быть словесные объяснения без привлечения средств наглядности. К ним прибегают в тех случаях, когда объекты изучения абстрактны или для них невозможно создать какие- либо средства наглядности. Здесь важное значение имеет опора на жизненный опыт и знания детей, а также последующая работа над содержанием изложенного учебного материала (пересказ, составление схем, планов и пр.). Словесные объяснения могут сопровождаться показом наглядных пособий с использованием технических средств обучения (ТСО). Речь учителя может выполнять следующие функции: - побуждающую и направляющую наблюдение учеников; - уточняющую направление наблюдений; - организующую анализ результатов наблюдения; - объясняющую устройство, назначение и функцию наглядных пособий. Целесообразность использования тех или иных средств наглядности и технических средств обучения для создания у учеников образов изучаемых объектов связана с выявлением роли пособия (ТСО) в решении учебных задач, деятельности, которую применение этих пособий вызовет у учеников, а также соответствия этой деятельности тем действиям, которые необходимо выполнить ученикам для решения учебной задачи. Если такого соответствия нет, то использование наглядности не только нецелесообразно, но и вредно. С помощью современных технических средств могут быть визуализированы невидимые объекты и явления, частицы, звук, абстрактные теоретические понятия, т. е. создание определённого дидактического...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2102
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|